Семинарское занятие № 4. «Русские земли в период политической раздробленности»
Материалы для самоподготовки
Вопросы для самоподготовки:
1. Охарактеризуйте политическую раздробленность на Руси. Каково развитие отдельных земель и княжеств в период раздробленности (XII – XIII вв.)?
2. Дайте характеристику основных направлений внешней политики русских княжеств в XIII в. Выделите основные события монголо-татарского нашествия на Русь и оцените его последствия.
3. Охарактеризуйте систему вассальной зависимости русских князей от Золотой Орды и ее оценки в российской историографии.
Письменные задания
Задание. Решение проблемно-ориентированной задачи
Согласно «Повести временных лет» в год 6605 (1097) князья собрались на совет в Любече «для установления мира и говорили друг другу: “Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы… и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир – Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав – Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль”. И на том целовали крест...»
Ответьте письменно на вопросы:
1. Почему «отчины» на съезде были определены, как территории, связанные с умершими князьями Изяславом, Всеволодом и Святославом?
2. Можно ли из приведенного отрывка сделать вывод, что к 1097 г. сложились определенные предпосылки распада единого Древнерусского государства? Обоснуйте свой ответ.
3. Какие факторы в экономике и социально-политической жизни русских земель способствовали, на Ваш взгляд, установлению политической раздробленности?
Раздел 3. «Возникновение и развитие сословно-представительной монархии»
Семинарское занятие № 5. «Московское государство XIV – XVI вв.»
Материалы для самоподготовки
Вопросы для самоподготовки:
1. Охарактеризуйте образование Российского централизованного государства (предпосылки и этапы объединения земель).
2. Выделите основные направления внешней политики Московского княжества в XV – XVI вв.
3. Как формировались сословное общество и государство в XV – XVI вв.?
4. Как оцениваются реформы «Избранной рады» и «опричнина» в отечественной историографии?
Письменные задания
Задание. Заполнение таблицы
«Объединение русских земель в XIV – начале XVI вв.»
Этап объединения | Хронологические рамки | Присоединяемые к Москве территории | Общая характеристика этапа |
1. … |
Раздел 3. «Возникновение и развитие сословно-представительной монархии»
Семинарское занятие № 6. «Российское государство в конце XVI – XVII вв.»
Материалы для самоподготовки
Вопросы для самоподготовки:
1. Охарактеризуйте Смутное время в России (причины, этапы, последствия, оценки в исторической науке).
2. Какую роль играла Россия в системе международных отношений в XVII в.?
3. Как формировалась социальная система и крепостное прав? Охарактеризуйте социальные движения XVII в.
4. Дайте характеристику расцвета сословно-представительной монархии и ее кризиса. Как строились отношения Православной церкви и государства в XVII в.?
Раздел 4. «Абсолютная монархия в России и ее кризис»
Семинарское занятие № 7. «Российская империя в первой половине XVIII в.»
Материалы для самоподготовки
Вопросы для самоподготовки:
1. Охарактеризуйте реформы Петра I (цели, содержание, характер, оценки в историографии).
2. Выделите основные направления внешней политики Петра I. Как изменилось положение России в системе международных отношений?
3. Дайте характеристику внутренней и внешней политики Российской империи периода дворцовых переворотов.
Раздел 4. «Абсолютная монархия в России и ее кризис»
Семинарское занятие № 8. «Российская империя во второй половине XVIII в.»
Материалы для самоподготовки
Вопрос самоподготовки
1. Охарактеризуйте «просвещенный абсолютизм» в России (особенности, содержание, противоречия).
2. Выделите особенности государственных и сословных реформ Екатерины II.
3. Дайте характеристику внутренней политики правления Павла I.
4. Выделите основные направления внешней политики Российской империи правления Екатерины II и Павла I.
Письменные задания
Задание. Заполнение таблицы
«Войны России во второй половине XVIII в.»
Войны (хронологические рамки) | Противник | Причины войны | Основные события | Итоги и последствия |
1. … |