Компетенции обучающихся, формируемые
ИСТОРИЯ
Методические указания
к изучению дисциплины
для студентов очной формы обучения
всех направлений подготовки
Брянск 2014
УДК 930
История [Текст]+[Электронный ресурс]: методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения всех направлений подготовки. – Брянск: БГТУ, 2014. - 48 с.
Разработали:
Ю.Т. Трифанков, д-р истор. наук, проф.,
В.В. Дзюбан, канд. пед. наук, доц.,
Е.Н. Абовян, канд. ист.наук, доц.,
Л.И. Афонина, асс.,
Н.Г. Федькина, асп.,
Я.Ю. Трифанков, канд. ист. наук,
ст. науч. сотр.
Рекомендовано кафедрой «Философия, история и социология» (протокол № 11 от 12.11.2013)
1. Цель и задачи дисциплины
История как способ самопознания человека, общества, государства, этноса существовала всегда. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, так как тогда у него не будет будущего.
Важнейшей составной частью истории как комплекса наук является отечественная история. Она призвана раскрыть во всей полноте исторический путь развития России и ее народов, теоретически обобщить исторические факты и события, вскрыть закономерности развития общества.
Дисциплина «История», наряду с прочими дисциплинами, определяет общий уровень культуры специалиста в любой области знаний, формирует его мировоззрение, воспитывает патриотические, трудовые и нравственные качества.
Будущий профессионал должен ориентироваться в историческом процессе и основных его тенденция, проявлениях и т.п. Кроме того, он должен обладать развитым морально-духовным и гражданско-патриотическим сознанием.
Важным также является умение анализировать социально-экономические процессы и явления в их взаимосвязи и соразвитии. Кроме того, в техническом вузе история, как и другие гуманитарные дисциплины, способствует развитию интеллекта и аналитического мышления инженера.
Цель дисциплины – изучение российского исторического процесса в контексте мировой истории, формирование объективного представления не только о давно ушедших эпохах, но и о современных событиях, формирование личности на основе исторической памяти, памяти поколений, воспитание чувства патриотизма.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- теоретические основы исторического познания, методы исторической науки, ее социальные функции;
- движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в истории;
- понятийно-терминологический аппарат исторической науки;
- основные вехи становления и развития отечественной исторической науки;
- дискуссионные проблемы отечественной истории;
- основные этапы, ключевые события отечественной истории, их хронологию;
- системы ценностей и важнейшие достижения, характеризующие историческое развитие России и отражающие ее социокультурное своеобразие;
- имена выдающихся деятелей России, их вклад в развитие страны;
- место и роль России в контексте всемирно-исторического процесса;
- взаимосвязь научно-технического прогресса и развития общества, вклад российской науки в мировую;
- региональную составляющую отечественной истории;
уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями и выявлять связь прошлого и настоящего;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, соотносить их с отдельными событиями;
- выявлять культурное многообразие мира и его воспринимать;
- использовать ключевые понятия, методы исторической науки при анализе процессов, явлений, событий прошлого и современных социально значимых проблем;
- анализировать историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- находить в историческом прошлом ориентиры для своего интеллектуального, культурного, нравственного самосовершенство-вания;
- находить историческую информацию в печатных и электронных источниках, перерабатывать и воспроизводить ее в устной и письменной речи;
владеть:
- навыками научной аргументации при отстаивании собственной позиции по вопросам истории, в том числе и в публичных выступлениях;
- способами оценивания исторического опыта;
- навыками составления библиографии, историографического анализа, анализа исторических источников.
Дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
На изучении данной дисциплины базируется изучение в последующих семестрах таких дисциплин, как «Философия», «Социология», «Экономика», «Правоведение», а также «Политология», «Культурология», «Геополитика», «История техники» и т.п.
Дисциплина изучается в первом семестре, на ее изучение отводится 108 часов, в том числе 34 часа – лекции, 17 часов – семинарские занятия. Студенты выполняют творческую контрольную работу (реферат). Итоговый контроль знаний – экзамен.
Тема 1
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Объект и предмет истории как науки. Сущность, формы, функции исторического знания. Формирование и эволюция исторических понятий и категорий. Роль и место истории в системе гуманитарных наук.
Источники и методы изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Проблема достоверности источника. Методология и теория исторической науки. Принципы объективности и историзма.
Взаимосвязь истории с другими науками. Использование исторической наукой исследовательских методов других наук.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Общее и особенное в историческом развитии России. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Дискуссии в российской и зарубежной историографии по проблемам истории России.
Функции исторической науки: теоретико-познавательная, прогностическая, практико-преобразовательная, просветительская. Прикладные задачи отечественной истории. Значение исторического опыта для политической практики.
Тема 2
И ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ
Расселение племен. Хозяйство, быт, нравы, религиозно-мифологические представления.
Геополитические, природно-климатические условия и их влияние на ментальность населения. Социально-экономические, политические, этнокультурные факторы генезиса Руси. Норманизм и антинорманизм в изучении истории Руси. Споры о происхождении Рюрика и его династии. Новейшие археологические открытия и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства. Объединение земель князем Олегом. Великий Новгород и Киев. Выдающиеся государственные деятели Руси.
Отношения с соседними народами.
Языческая Русь. Отношения с Византией. Принятие православного христианства и его последствия. Князь Владимир.
Отношения с Хазарией, Булгарией, западными соседями. Походы князя Святослава.
Социально-политическое устройство Руси. «Правда» Ярослава Мудрого и Ярославичей. Передача княжеской власти.
Сравнительная характеристика развития Руси, Западной Европы и Византии.
Тема 3
Тема 4
Образование централизованного
Московского государства
Дмитрий Донской, Куликовская Битва и ее последствия для Московского государства и всей Руси. Пересвет.
Неудачная попытка объединения Московского государства и Русского и Литовского княжества.
Распад Золотой Орды. Ликвидация ордынского ига
Объединение Центральной Руси во второй половине ХV – первой трети XVI вв. Иван III – государь «всея Руси». Рождение России.
Гибель Византийской империи и превращение Москвы в центр православного мира. Софья Палеолог и наследие Византии. Теория «Москва – третий Рим».
Становление политических институтов сословно-представительного государства. Боярская дума. Формирование государева двора. Территориально-административное устройство.
Особенности сословной системы организации общества. Боярство и дворянство. Местничество. Посадское население. Крестьяне. Казачество.
Роль православия, духовенства. Святая Русь.
Изменения в структуре феодальной собственности на землю. Судебник 1497 г. Категории сельского населения. Начало возникновения крепостного права.
Великое княжество Русское и Литовское, Великий Новгород. Их отношения с Московским княжеством.
Расширение территории Московского государства. Рост производительных сил и хозяйственных связей между разными его регионами.
Особенности развития культуры. Московский Кремль. Книгопечатание. Влияние связей с западноевропейской культурой.
Тема 5
Иван IV Грозный
Иван IV. Поиск путей социально-политического развития России. Избранная рада. Реформы конца 40-х – 50-х годов. Приказы. Земские соборы. Стоглавый собор. Опричнина и ее последствия.
Особенности сословно-представительной монархии в России. Самодержавие как специфическая форма государственного устройства России.
Роль Русской православной Церкви в становлении Российского государства.
Внешняя политика России. Россия и государства Европы и Азии. Ливонская война. Присоединение Поволжья. Начало завоевания Сибири. Отношения с Крымским ханством. Строительство Большой засечной черты. Казачество. Освоение Дикого поля. Крепости Орловского края на защите южных рубежей России.
Тема 6
И РОССИИ
Смутное время в начале XVII в. Социальная размытость общества. Природно-климатическая катастрофа. Экономическая стагнация и социально-политические антагонизмы в обществе. Династический кризис. Ослабление государственных начал. Обострение социальных противоречий. Кризис поместной системы. Закрепление крепостной системы.
Гражданская война, крестьянские восстания, международная интервенция. Роль служилого сословия, казачества в событиях Смуты. Феномен самозванчества. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II как персонифицированное отражение борьбы за различные пути развития страны. Роль православной церкви в преодолении Смуты. Брянский регион, Стародубское казачество во времена Смуты.
Народные ополчения. К. Минин и Д. Пожарский.
Земский собор 1613 г. Династия Романовых. Михаил Романов.
Исторические последствия Смуты.
Алексей Михайлович Тишайший. Территориальное расширение России. Сибирь и Дальний Восток. Кавказ. Отношения с Речью Посполитой, Швецией и Крымским ханством.
Борьба украинского гетманства за выход из состава Речи Посполитой. Богдан Хмельницкий. Воссоединение Украины и России. Война России с Польшей.
Эволюция центрального и местного управления. Соборное уложение 1649 г. Усиление царской власти. Становление абсолютизма. Дискуссии в исторической науке о генезисе самодержавия.
Крепостное хозяйство и окончательное оформление крепостного права. Изменение социальной структуры общества и обострение внутренних противоречий в стране. Казачество. Городские восстания и движение под предводительством Степана Разина.
Подъем сельского хозяйства на «украинных» верхнеокских землях, в Среднем Поволжье и Сибири. Развитие мелкотоварного производства. Промыслы. Экстенсивный характер экономики России. Возникновение мануфактур. Усиление роли государства в наращивании производительных сил страны. Начало формирования всероссийского рынка. Проблема генезиса капитализма в России.
Патриаршество в России. Политическое и культурно-религиозное значение обретения Русской православной церковью автокефалии. Патриарх Никон. Церковный раскол, его социально-политическая сущность и последствия. Завершение истории Святой Руси.
Развитие светской культуры. Просвещение. Развитие литературы, архитектуры, живописи. Появление западнических тенденций в общественной жизни.
Тема 7
ЕКАТЕРИНА II
Россия и Европа в XVIII веке. Взаимоотношения. Модернизация социально-экономического и политического строя России.
Борьба России за выход к морям. Азовские походы. Северная война. Каспийский поход.
Реформы Петра I. Военная. Административная. Церковная. Создание военно-промышленного комплекса. Кадры. Система образования.
Изменения в социальной структуре российского общества. Табели о рангах.
Превращение России в империю. Особенности российского абсолютизма. Санкт- Петербург.
Итоги, цена и последствия реформ.
Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия. Анна Иоанновна и «бироновщина».
Царствование Елизаветы Петровны. Развитие экономики и культуры. Война с Пруссией.
Екатерина II. «Просвещенный абсолютизм». Влияние Французской революции. Элементы либерализма во внутренней политике самодержавия. Сущность дуализма политики.
Экономическое развитие страны в период ее правления. Освоение юга России. Разделы Речи Посполитой. Освоение территорий Америки. Отношения с Британией и ее английскими штатами. Русско-турецкие войны. Новороссия. Присоединение к России Крыма. Разделы Польши. Присоединение территории Казахстана к России.
Административно-территориальные преобразования. Развитие территорий, строительство городов. Система управления империей. Фаворитизм в истории России XVIII в.
Эволюция социальной структуры общества. Превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие помещиков.
Развитие науки, образования, художественной, музыкальной, театральной культуры, архитектуры, печати, церковная реформа. М.В.Ломоносов. Г.Р.Державин. Новшества в быту.
Итоги развития. Место России в мировой цивилизации. Укрепление международного авторитета России.
Усиление крепостного права. Нарастание противоречий в социально-экономической сфере. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Ужесточение самодержавия.
Павел I и его реформы. Попытки укрепить роль дворянства в государстве. Внешняя политика Павла, отношения с Францией (Наполеон) и Британией. Вмешательство во внутренние дела России. Убийство императора.
Освещение эпохи в отечественной историографии.
Тема 8
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Экстенсивный или интенсивный хозяйственно-культурный тип развития. Аграрный или промышленный характер экономики. Начало перехода от мануфактуры к фабрике. Промышленный переворот в Европе и России. Развитие внутреннего рынка и рост внешней торговли.
Правление Александра I. Негласный комитет. Реформы государственного управления и народного образования. Попытки решения крестьянского вопроса. Деятельность М.М.Сперанского. Изменение внутриполитического курса: от либеральных преобразований к консерватизму. А.А. Аракчеев.
Основные направления внешней политики России в первой четверти XIX в. Союз с Наполеоном или война? Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов. Бородино. Источники победы России. Заграничные походы русской армии. Священный союз. Освободительница или жандарм Европы?
Подъем общественно-политической жизни. Движение декабристов. Тайные кружки и общества, их политические программы и практическая деятельность. Вооруженное выступление декабристов против самодержавия, причины его поражения и последствия.
Николай I. Укрепление самодержавия. Усиление репрессивных мер. Дальнейшая бюрократизация режима. Предпосылки и причины реформ. Попытки решения аграрно-крестьянского вопроса. Финансовая реформа. Национальная политика самодержавия. Нарастание общего кризиса феодально-крепостнического государства. Слабость промышленного развития.
Международная изоляция России. Поражение в Крымской войне от Британии, Франции и Турции.
Возникновение и развитий общественного движения. Осмысление исторических путей и перспектив развития России и Запада. Теория «официальной народности». Западники и славянофилы. Народничество, революционные демократы.
Основные направления внешней политики России. Война на Кавказе.
«Золотой век» русской культуры. Классическая литература, музыка, архитектура. Развитие науки, образования.
Тема 9
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Поиски путей выхода из кризиса после поражения в Крымской войне. Решение крестьянского вопроса и ограничение самодержавия – важнейшие условия дальнейшего развития российской цивилизации. Общественно-политическая борьба вокруг реформ. Поляризация политических сил и формирование трех лагерей русского общества: охранительного, либерального и радикально-демократического.
Необходимость и причины сложности отмены крепостного права. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Манифест 19 февраля 1861 г. Содержание крестьянской реформы и проведение ее в жизнь.
Земская, городская, судебная, военная и другие реформы 60-х – 70-х гг. Значение реформ.
Ускорение капиталистического развития страны в пореформенный период. Завершение промышленного переворота в России. Железнодорожное строительство, возникновение и развитие тяжелой индустрии. Формирование промышленных районов. Урбанизация. Промышленный подъем.
Буржуазия и рабочий класс как новые социальные группы населения России. Особенности формирования российского пролетариата. Начало рабочего движения. Первые рабочие организации.
Русская деревня к концу XIX в. Формы земельной собственности, социальная структура, состояние помещичьих и крестьянских хозяйств, социальные конфликты. Аграрный кризис 80-90-х годов XIX в. Роль сельского хозяйства в экономическом потенциале страны.
Сравнительная характеристика темпов развития промышленности России и Запада. Основные итоги экономического развития России в XIX веке.
Общественное политическое движение и борьба с ним.
Революционеры-демократы в общественно-политическом движении 60-х – 70-х гг. «Русский социализм» А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. Народничество – его идеология и политическая практика. Народнический террор и отношение к нему в обществе. Исторические судьбы и значение народнического движения.
Александр III. Контрреформы 80-х – 90-х гг. их причины и последствия.
Распространение марксизма в России. Особенности марксизма на русской почве. Первые марксистские кружки. Группа «Освобождение труда». Г.В.Плеханов. Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В.И.Ульянов (Ленин). I и II съезды РСДРП. Оформление в России социал-демократического движения. Большевизм и меньшевизм.
Земское либеральное движение второй половины XIX в. Особенности российского либерализма.
Внешняя политика России. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. Тройственный Союз и Россия. Сближение России с Великобританией и Францией. Политика России на Кавказе и в Средней Азии.
Развитие образования, науки и культуры в пореформенной России. Формирование российской интеллигенции, ее роль в жизни общества. Вклад русской культуры в мировую культуру XIX в.
Тема 10
РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Россия в начале XX в. Состояние экономики. Дальнейшая индустриальная модернизация России. Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю.Витте. Индустриализация "снизу": российские промышленники, купечество, крестьянские промыслы, кооперация. Российский монополистический капитализм и его особенности. Иностранный банковский капитал и его попытки установления финансового контроля над Россией
Динамика социальных отношений в обществе. Рабочее движение. Аграрно-крестьянский вопрос. Внутренняя политика царизма. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".
Русско-японская война и финансирование обеих воюющих сторон иностранным финансовым капиталом.
Революция 1905 – 1907 гг. – буржуазно-демократическая революция в России. Ее предпосылки и причины, характер и особенности. Основные этапы и события. Манифест 17 октября 1905г. Итоги и значение революции.
Начало формирования российского парламентаризма и многопартийной системы. Государственная дума. Политические партии: генезис, классификация, программы, тактика, вожди. Влияние на них международного финансового капитала.
Эволюция государственной власти. Система репрессивно-карательных мер. Спад общественно-политического движения и реакция интеллигенции на поражение революции.
П.А.Столыпин. Реформы, их цели, практическое осуществление и последствия. Убийство Столыпина.
Тема 11
Тема 12
ОБРАЗОВАНИЕ СССР. НЭП
Основные этапы сползания российского общества к гражданской войне.
Захват помещичьей земли крестьянами. Установление рабочими контроля на промышленных предприятиях.
Решение оппозиции (кадеты) о вооруженной борьбе с правительством. Начало «белого» террора.
Начало вооруженного выступления на юге России войск генерала Л.Г. Корнилова и казаков атамана А.М. Каледина.
Бойкот банковским капиталом правительства и промышленности. Финансовая катастрофа и крах экономики.
Создание чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией (ВЧК), ее состав и руководители. Начало «красного» террора.
Созыв Учредительного собрания, отказ большинства делегатов собрания от оппозиционных партий поддержать Декреты о мире и земле, и организация его оппозиционными депутатами в регионах России местных правительств, не подчиняющихся центральному правительству.
Формирование в национальных регионах своих органов власти и отказ их подчиняться центральному правительству.
Положение на фронте. Начало формирования Красной армии. Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир. Мятеж «белочехов», их смыкание с региональными оппозиционными правительствами. Адмирал А.В. Колчак, генерал А.И. Деникин, генерал Н.Н. Юденич, атаман П.Н. Краснов, попытки атаманов создать казачью автономию и вывести ее из состава России. Мятеж левых эсеров, раскол советского блока.
Иностранная военная интервенция: США, Япония, Британия, Франция, Румыния, Турция и др. государства. Причины, формы, территории, масштабы, итоги.
Финансирование международным финансовым капиталом противостоящих сторон.
Политика «военного коммунизма», организация Красной армии и ее боевые действия.
РСФСР. Первая Советская Конституция.
Экономическая политика Советской власти в годы гражданской войны. Поиск путей выхода из кризиса. План государственной электрификации России (ГОЭЛРО). V Всероссийский съезд Советов.
Захват международным капиталом контроля над ослабленной российской экономикой. Переход к вынужденной национализации части банковского дела и части крупной промышленности.
Советско-польская война, итоги и последствия.
Эмиграция: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.
Международное и внутреннее положение Советской республики в начале 20-х гг. Хозяйственная разруха. Усиление социальной напряженности: восстания в Кронштадте и Тамбовской губернии.
Условия и особенности перехода к нэпу, его сущность и значение: различные формы собственности, развитие рыночных отношений, финансовая и налоговая политика. Поиск путей компромисса с промышленниками и финансовым капиталом. Иностранные концессии. Финансовая и банковская системы.
Восстановление народного хозяйства на основе нэпа. Основные направления нэпа. Темпы восстановления и развития. Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ), его председатели. Успехи, противоречия и трудности.
Социально-политическая жизнь в условиях нэпа. Борьба внутри правящей коммунистической партии за власть и выбор пути развития после смерти В.И.Ульянова (Ленина). Л.Д.Бронштейн (Троцкий) и И.В.Джугашвили (Сталин).
Образование СССР. Советские республики, пути сближения. Съезд парламентов республик: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Принятие первой Конституции СССР. Особенности модели национально-государственного устройства.
Культурная жизнь. Ликвидация неграмотности. Реформа школы и образования.
Тема 13
СССР НА ПУТЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
И ПОДГОТОВКА К ВОЙНЕ
Обострение международного положения и необходимость срочной модернизации СССР. Дискуссия о возможности построения социализма в СССР. Переход к индустриализации. Поиски источников финансирования: внутренних и внешних. Поиски и формирование системы управления экономикой, финансовой системы, технологий, системы подготовки кадров. Финансовая и кредитная система, хозрасчет в СССР.
Пятилетние планы. Гражданская и военная составляющие пятилеток. Модернизация Красной армии.
Форсированное развитие тяжелой и оборонной промышленности. Проблема размещения промышленной базы: на западе и/или на востоке. Предприятия – дублеры. Предприятия двойного назначения: гражданского и/или оборонного.
Коллективизация сельско-хозяйственного производства как формы его перевода на техническую основу в конкретных исторических условиях урбанизации общества и подготовки к войне.
Культурная революция. Создание систем образования, здравоохранения, культуры, отдыха. Академии наук. Книгоиздательская деятельность. Средства массовой информации. Кино. Союзы писателей, художников, композиторов, театральных деятелей и т.п.
Идеология государства и общества в условиях срочной модернизации, урбанизации и подготовки к неизбежной войне. Государственный атеизм и религиозные конфессии.
Конституция 1936 г. Политические система и режим. Государство «диктатуры пролетариата» и гражданское общество. Правящая партия. Избирательная система. Советы, профсоюзы, судебные органы и прокуратура, общественные организации. Пионерская и комсомольская организации.
Изменение социально-экономического положения населения. Право на участие в выборах, на труд, на отдых, на образование, на медицинское и культурное обслуживание. Рабочий день и трудовая неделя. Пенсионное обслуживание. Развитие городов, инфраструктуры, положение в деревне, быт.
Социалистическое соревнование, культура и средства массовой информации как формы вовлечения населения в осуществление модернизации: цели, методы, формы и лидеры.
Политические судебные процессы 30-х гг. Репрессии: причины характер, размеры. Восприятие их внутри общества и за рубежом. Различные современные оценки.
Темпы развития СССР. Итоги пятилеток. Их оценки внутри страны и за рубежом. Сравнение потенциала СССР с ведущими государствами мира.
Тема 14
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.
Тема 15
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
Переход к мирному строительству. Восстановление народного хозяйства его темпы в условиях «холодной войны». Ускоренное восстановление тяжелой промышленности и отраслей военно-промышленного комплекса. Развитие системы образования и науки. Академии наук, научные институты. Создание в СССР ядерного оружия и средств его доставки. Начало создания космической отрасли. Технологическое перевооружение народного хозяйства. Продолжение электрификации, создание единой энергетической системы.
Сельскохозяйственное производство. Положение деревни. Денежная реформа, отмена карточной системы, ежегодное снижение цен. Восстановление городов и сел. Прирост населения, улучшение быта и его трудности. Развитие культуры.
Международное положение СССР. Раздел США и их союзниками Германии, продолжение ими «холодной войны» против СССР и создание ими «железного занавеса». Создание международным капиталом военной организации НАТО и начало им западноевропейской интеграции.
Возникновение двух военно-политических блоков. Международное коммунистическое движение против международного капитала. Гибель Британской империи и всей колониальной системы. Образование КНР, независимость Индии и других государств. Государства третьего мира, движение «неприсоединения» и поддержка его СССР.
Смерть И.В.Сталина и борьба в руководстве СССР. Н.С.Хрущев. XX съезд КПСС. Начало и противоречивость процессов реформирования политической и социальной систем СССР.
Продолжение НТР в условиях «холодной войны» против СССР. Создание филиалов Академии наук СССР. Развитие военно-промышленного комплекса. Начало космической эры.
Дальнейший рост экономики страны. Меры по повышению уровня жизни. Освоение целинных и залежных земель. Реорганизация управления народным хозяйством. Реформы в селе. Денежная реформа. Перестройка образования. Промышленное строительство жилья. Сокращение государственного аппарата и другие реформы Н.С.Хрущева. Непоследовательность реформ 1953 – 1964 гг.
СССР и страны народной демократии. Создание Варшавского договора и совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в противовес НАТО и западно-европейской интеграции. Усиление конфронтации двух мировых систем.
ХХII съезд КПСС. Программа строительства коммунизма, ее основные планируемые цели и этапы. Отставка Н.С.Хрущева.
Развязывание международным финансовым капиталом гонки вооружений, международных кризисов и локальных войн. Втягивание в них СССР. Война в Корее. События в Берлине, Венгрии, Польше. Карибский кризис 1962 г. и обострение советско-американских отношений. Конфликт с КНР. Поддержка СССР стран третьего мира в их борьбе за независимость и социальный прогресс. Влияние внешнеполитического фактора на внутриэкономическую и политическую ситуацию в СССР.
Ужесточение внутренней борьбы против проникновения «западных ценностей» в страну. Достижения и потери в сфере науки и культуры. Формирование приоритетов советской культуры. Развитие литературы, музыки, живописи, архитектуры, театра, эстрады. Выход советской науки, спорта и культуры на мировую арену.
Тема 16
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СССР.
Тема 17
СНГ И РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Государственный переворот в августе 1991г. Попытка ГКЧП предотвратить государственный переворот по уничтожению СССР. Беловежские соглашения по уничтожению СССР. Б.Н.Ельцин. Вывод из состава СССР РСФСР, УССР, БССР. Возражения Казахстана и других республик. Подмена СССР Содружеством Независимых Государств (СНГ). «Либеральная» концепция реформ: переход к «рынку», формирование «гражданского» общества и «правового» государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов: передача общественной экономики, находившейся в государственном управлении, в частные руки ставленников международного финансового капитала.
Государственный переворот 1993 г.: расстрел парламента и демонтаж системы власти Советов. Принятие Конституции РФ. Формирование президентской республики. Новые политические элиты и лидеры. Организация обострения национальных отношений и сепаратистских тенденций, чеченская проблема. Социальные конфликты в обществе. Проблема взаимоотношений между центром и регионами.
Российская Федерация на пути радикальной социально-экономической модернизации. Спад промышленного и сельскохозяйственного производства. Организация финансового кризиса 1998 г.
Перераспределение общественной собственности в частные руки. Темпы и результаты экономических реформ. Падение уровня жизни основной массы населения. Имущественное расслоение в обществе. Обострение преступности, коррупции. Демографический кризис. «Русский крест». Массовое сознание в обществе.
В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Основные достижения социально-политического и экономического развития Российскаяой Федерации в начале XXI века.
РФ и вызовы глобализации. Борьба с терроризмом. Российская Федерация в современной системе мировой экономики и международных связей.
Основные задачи и направления внешней политики Российской Федерации. Формирование отношений со странами СНГ. Союзное государство с Белоруссией. Таможенный союз. Евразийское пространство. Шанхайская организация.
Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство.
Тематический план лекционных занятий
№ | Тематика лекций | Трудоемкость(час.) |
Предмет, объект, источники и методы отечественной истории | ||
Особенности становления Древнерусской государственности | ||
Период раздробленности. Между Ордой с востока и католическим западом | ||
Образование централизованного Московского государства | ||
Завершение централизации государства. Иван IV Грозный | ||
Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. Смута, Романовы, воссоединение Украины и России | ||
Российская империя. Модернизации. Петр I. Екатерина II | ||
Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX века | ||
Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XIX века | ||
Россия в начале XX века | ||
Первая мировая война. Революции 1917 года | ||
Гражданская война. Интервенция. Образование СССР. НЭП | ||
СССР на путях модернизации. Строительство социализма. Пятилетки. Международное положение и подготовка к войне | ||
Вторая мировая война. Великая Отечественная война | ||
СССР в послевоенное двадцатилетие. Холодная война | ||
Дальнейшее развитие СССР. Национальная геополитическая катастрофа | ||
Россия в 90-е годы XX – XXI вв. СНГ и Российская федерация. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Тематический план семинарских занятий
№ | Название темы | Кол-во час. |
Предмет истории. Русь 1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. 2. Основные подходы к пониманию зарождения государственности. 3. Территория, природа, климат, расселение племен, формирование государства. 3. Русь в конце Х – первой половине ХII вв. Соседи. Место и роль в мировой истории. 4. Распад Руси. Основные центры, территории и их история | ||
Московское государство (XII-ХVII вв.) 1. Германо-скандинавская экспансия. 2. Золотая орда и Русь. 3. Московское княжество. 4. Рождение России | ||
Формирование Российской империи 1. Смута. Романовы. Святая Русь. 2. Модернизация ХVIII в. Реформы Петра I. Последствия. 3. Экономическое, политическое и культурное развитие России в послепетровский период. 4. Российская империя при Екатерине II. Ее место в мировой цивилизации | ||
Россия в XIX в. 1. Внутренняя и внешняя политика. Александр I. Война 1812 г. Восстание декабристов и его последствия. Николай I. 3. Внешняя политика России во второй половине ХIХ в. 4. Реформы 1860-70-х гг., их содержание и последствия. Александр II. 5. Общественно-политические движения в России во второй половине ХIХ в. | ||
Россия в 1905-1920 гг. 1. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, ход, последствия. 2. Реформы П.А. Столыпина. 3. Россия в Первой мировой войне. Общенациональный кризис в стране. Февральская революция. 4. Великая Октябрьская социалистическая революция, ее влияние на ход мировой и российской истории. 5. Гражданская война. Интервенция. РСФСР. НЭП. Образование СССР |