Тема 3. Понятие, сущность и типы государства (2 ч.)
План семинарского занятия
1. Различия в понимании и определении государства.
2. Свойства и признаки государства.
3. Сущность государства.
4. Власть. Публичная государственная власть.
5. *Типологии государства: различные подходы.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Для успешной подготовки к занятию по данной теме рекомендуется рассмотреть и изучить следующие вопросы:Дайте определение государства. Перечислите известные признаки государства. В чем заключается сущность государства и с каких позиций можно ее рассмотреть? Какие подходы к сущности государства вы знаете? Зачем необходимо право в современном обществе? Почему право не может существовать без государства? Что такое типология? Что положено в основу типологии государства при формационном подходе? Что такое общественно-экономическая формация? Какие типы государств выделяются при формационном подходе? Какие типы государств выделяются при цивилизационном подходе? В чем достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов? Государством какого типа, на ваш взгляд, является современная Россия?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. В Конституции Российской Федерации найдите нормы в наибольшей степени отражающие классовые интересы:
а) наемных рабочих;
б) аппарата управления государства (бюрократии).
2. Найдите в периодических изданиях характеристику сущности российской государственности.
Примерная тематика докладов
1. Современное Российское государства и его сущность.
2. Теория лоббизма.
3. Теория элит.
4. Теория бюрократии.
5. Теория технократии.
7. Тойнби о типологии государства.
8. Данилевский о типологии государства.
9. Социальные сети как ресурс политической элиты.
Глоссарий по теме
1. *Государство – это единая политическая организация общества, представляющая собой самостоятельное признанное принудительное полномочие на властвование, распространяющееся на всю территорию и население страны, располагающее для этого специальным аппаратом управления и принуждения, взимающее налоги, делающее свои веления общеобязательными и обладающее суверенитетом[2].
2. Население – это совокупность физических лиц, проживающих на территории государства, имеющих с ним постоянную правовую связь и подчиненных государственной власти; включает в себя: граждан (подданных) данного государства, иностранцев и лиц без гражданства (апатридов).
3. Территория государства – это часть земного пространства в пределах государственной границы, которая включает в себя: сушу, воды, недра под ними и воздушное пространство над ними, на которую распространяется государственная власть.
4. Суверенитет – это верховное, независимое и неотчуждаемое право государственной власти по отношению к любым другим властям как внутри страны, так и в отношении какого-либо иного государства, решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера.
5. Сущность – это совокупность постоянных, устойчивых, существенных свойств, смысл, главное, глубинное, субстанциональное ядро явления, определяющее его структуру, свойства, функции и назначение.
6. *Сущность государства – это вопрос о том кому принадлежит государственная власть, кем осуществляется и в чьих интересах она осуществляется.
7. Власть – это возможность делать свои веления обязательными для исполнения другими лицами.
8. *Государственная власть – это концентрированное выражение силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях, вытекающую из сознания граждан, их зависимости от государства, способную делать свои веления общеобязательными для исполнения и направленную на упорядочивание процессов, протекающих в обществе.
Тема 4. Функции государства (2 ч.)
План семинарского занятия
1. Понятие и признаки функций государства.
2. Классификация функций государства.
4. Общая характеристика внешних и внутренних функций государства.
5. Формы и методы осуществления функций государства.
6. *Эволюция функций государства.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Для успешной подготовки к занятию по данной теме рекомендуется рассмотреть и изучить следующие вопросы: Что такое функции государства? По каким основаниям можно классифицировать функции государства? Как взаимосвязаны функции государства и его сущность? Что представляют собой постоянные и временные, основные и неосновные функции государства? Как соотносятся функции государства и функции государственных органов? Какие формы и методы осуществления функций государства вам известны? Что такое «эволюция функций государства»? Какие процессы (периоды) можно выделить в эволюции функций?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. В Конституции Российской Федерации найдите нормы, реализуя которые государство выполняет следующие функции: а) экономические; б) политические; в) идеологические; г) внешние; д) внутренние. Ответ составьте в виде таблицы.
2. В периодической печати найдите характеристики выполнения отечественным государством экономических функций. Какие оценки им даются.
Примерная тематика докладов
1. Функция налогообложения и формы ее осуществления.
2. Связь сущности и функций государства.
3. Сравнительный анализ функций Российской Империи, СССР и Российской Федерации.
4. Функция интеграции в мировую экономику.
5. Сырьевая проблема Российской Федерации.
6. Современные функции России: проблемы, ожидания, перспективы.
7. Проблема глобализации современных государств.
8. Дореволюционные теории о функциях государства.
9. Цели и функции государства: соотношения понятий.
10. Интернет как функция современного государства.
Глоссарий по теме
1. Функции государства – это детерминированные социально-политическими и экономическими условиями существования государства, объективно необходимые основные направления воздействия государства на общество, в которых отражается его сущность, осуществляемые для реализации поставленных задач и целей, в присущих ему формах и с помощью специальных методов.
2. Формы осуществления функций государства – это различные виды деятельности по осуществлению функций государства.
3. Методы осуществления функций государства – это совокупность приемов, способов и средств посредствам которых реализуются функции государства для достижения поставленных задач и целей государственно-правового строительства.
Тема 5. Форма государства (2 ч.)
План семинарского занятия
1. Общая характеристика формы государства.
2. Форма правления: понятие и виды.
3. Форма государственного устройства: понятие и виды.
4. Форма государственного режима: понятие и виды.
5. *Общая характеристика формы российского государства.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Для успешной подготовки к занятию по данной теме рекомендуется рассмотреть и изучить следующие вопросы:Факторы влияющие на форму государства. Что такое форма правления? Какие могут быть государства по формам правления? Какова сущность и виды монархии? Расскажите о видах республики. Какие формы государственного устройства вы знаете? Охарактеризуйте их. Что такое конфедерация, каковы ее черты? Проведите классификацию видов политического режима. Охарактеризуйте их.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Составьте таблицу, в которой определите сходства и различия между монархией и республикой.
Основание для выделения различий | Сходства | Различия | ||
Монархия | Республика | Монархия | Республика | |
Порядок формирование высших органов государственной власти | ||||
Ответственность главы государства | ||||
Другие основания |
2. Определите, к какому виду республики относится Россия. Какие мнения на этот счет имеются в научной и учебной литературе?
Примерная тематика докладов
1. Форма правления современного Российского государства.
2. Антидемократический политический режим.
3. Способы передачи власти в республике.
4. Специфика российской федерации.
5. Виды социалистической республики.
6. Суперпрезидентская республика и ее виды.
7. Отличие современной России от монархии.
8. Преемственность как способ передачи власти в республике.
9. Влияние интернета на политический режим.
Глоссарий по теме
1. Форма государства – это организация государственной власти и устойчивых связей между другими компонентами государства, выраженная в форме правления, форме государственного устройства и форме государственного режима.
2. Форма правления – это организация порядка образования государственных органов, их взаимоотношение между собой и с населением.
3. Монархия – это такая форма правления при которой государственная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства, который получает ее в особом порядке.
4. Республика – это такая форма правления при которой верховная власть в государстве принадлежит выборным органам (единоначальным или коллегиальным) избираемым на определенный срок.
5. Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, а также характер соотношения центральных и региональных органов власти.
6. Унитарное государство – это единое централизованное государство поделенное на административно-территориальные единицы не обладающие статусом государственных образований и существенно ограниченные в принятии самостоятельных решений.
7. Федеративное государство – это сложный децентрализованный союз состоящее из государственных образований имеющих определенную самостоятельность в управлении своими внутренними делами.
8. Государственный (политический) режим – это специфические методы и способы осуществления политической власти в результате воздействия которых на общество, складывается определенная устойчивая политическая обстановка характеризующаяся демократизмом или антидемократизмом.
Тема 6. Механизм государства (2 ч.)
План семинарского занятия
1. Понятие и признаки механизма государства.
2. Принципы организации деятельности механизма государства.
3. Понятие и признаки государственного органа.
4. Виды органов государства.
5. *Соотношение понятий механизм и аппарат государства.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Для успешной подготовки к занятию по данной теме рекомендуется рассмотреть и изучить следующие вопросы: Какие принципы организации и деятельности государственного аппарата в настоящее время вы знаете? Раскройте признаки механизма (аппарата) государства. Расскажите о структуре механизма Российского государства. Назовите формы осуществления механизма народовластия. Классифицируйте органы публичной власти.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Определите, опираясь на Конституцию РФ и другие нормативные акты, место Президента РФ в системе разделения властей. Ответ составьте в виде схемы.
2. Охарактеризуйте общественную палату в России.
Примерная тематика докладов
1. Аппарат государства.
2. Государственная и муниципальная служба.
3. Механизм народовластия.
4. Теории легитимности.
5. Основа легитимности.
6. Смысл теории разделения властей.
7. Достоинства принципа соединения властей.
8. Возможности интернета на службе госаппарата.
Глоссарий по теме
1. *Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
2. Принципы организации и деятельности механизма государства – это основополагающие идеи, исходные императивные начала, лежащие в основе образования и функционирования государственных органов, предприятий и учреждений.
3. *Государственный орган – это официально оформленная, организационно обособленная часть (звено) механизма государства, состоящая из государственных служащих, обладающая определенной компетенцией и властными полномочиями для осуществления функций государства.
4. Компетенция – это законодательно предусмотренный круг вопросов, которые государственный орган имеет право и/или обязанность решать.
Тема 7. Государство в политической системе общества (2 ч.)
План семинарского занятия
1. Понятие и элементы политической системы общества.
2. Функции политической системы общества.
3. Виды политической системы общества.
4. Место государства в политической системе общества.
5. Роль других институциональных элементов в функционировании политической системы общества.
6. *Общая характеристика политической системе Российской Федерации.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Для успешной подготовки к занятию по данной теме рекомендуется рассмотреть и изучить следующие вопросы: Что такое политическая система общества? Какова структура политической системы общества? Что такое политическое сознание? Что составляет нормативную основу политической системы общества? Какие виды политических систем вам известны? Какое место занимает государство в политической системе общества? Как государство взаимодействует с другими элементами политической системы? Какое место занимают представительная и непосредственная формы демократии в политической системе общества? Назовите функции политической системы общества.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Проведите сравнительный анализ взаимоотношения церкви с государством в СССР и в современной России. Ответ составьте в виде таблицы.
Основание, по которому проводится сравнение | СССР | Российская Федерация |
1. Легальность | ||
2. Другие основания |
2. Дайте характеристику политических партий в России, изучив Федеральный закон «О политических партиях».
Примерная тематика докладов
1. Особенности политической системы Российской Федерации.
2. Политические партии в России.
3. Взаимоотношение государства с профсоюзами.
4. Роль «харизмы» в борьбе за власть.
5. Лоббизм в законодательных органах Российской Федерации.
6. Роль органов местного самоуправления в России (теоретический и практический аспект).
7. Народовластие в Российской Федерации.
8. Методы достижения и удержания власти.
9. Способы удержания власти в России.
10. Избирательная система России.
11. Интернет как форма политического сознания.
Глоссарий по теме
1. Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих различных элементов (подсистем) в рамках, через или посредством которых протекают политические властные отношения.
2. Политическое сознание – это единая, целостная система идей, взглядов, оценок, чувств, эмоций, представляющих собой субъективное отношение индивидов, социальных групп и общностей к действующему или желаемому государственному руководству, а также к другим явлениям политической действительности.
3. Функции политической системы общества – это детерминированные социальными, экономическими, национальными и другими условиями существования политической системы, ее основные направления воздействия на общество.
4. Местное самоуправление – это самоорганизация населения для решения всех дел местного значения и под свою ответственность.
5. Преступное сообщество – это сплоченная организованная группа людей, созданная для совершения правонарушений в обществе.
Тема 8. Правовое государство и гражданское общество (2 ч.)
План семинарского занятия
1. Понятие и признаки правового государства.
2. Развитие идеи правового государства в истории политической и правовой мысли.
3. Понятие гражданского общества.
4. Соотношение правового государства и гражданского общества.
5. *Основные проблемы в формировании гражданского общества и достижении правового государства в Российской Федерации.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Для успешной подготовки к занятию по данной теме рекомендуется рассмотреть и изучить следующие вопросы: Кто из представителей мировой политико-правой мысли развивал идею правого государства? Что понимается под правовым государством в современной науке? Чем отличается гражданское общество от общества вообще? Наличие каких условий необходимо для становления гражданского общества и правового государства? На каких принципах строится и функционирует правовое государство? Что означает примат права над государством? Как обеспечивается взаимная юридическая ответственность государства и личности? Что значит гарантированность прав и свобод человека и гражданина? Какие существуют проблемы формирования правового государства в современных условиях?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Какой принцип правового государства Вы считаете основополагающим. Ответ составьте в виде схемы.
2. Охарактеризуйте, опираясь на Конституцию Российской Федерации, политическую систему России.
Примерная тематика докладов
1. Социальные сети как институт гражданского общества.
2. Причины, мешающие становлению правового государства в России.
3. Способы ограничения власти со стороны гражданского общества.
4. Семья как основа правового государства.
5. Основные институты гражданского общества.
6. Взаимодействие основных институтов гражданского общества с органами государственной власти.
7. Соотношение понятий гражданское общество и муниципальное образование.
8. А, что Вы сделали, чтобы в России появилось гражданское общество?
Глоссарий по теме
1. *Правовое государство – это такая форма организации государства, при которой граждане, а также государственные органы и должностные лица действуют только строго в рамках установленных правовых норм, основанных на идеях справедливости, свободы, равенства, братства для реализации прав и свобод индивида, посредством удовлетворения общегосударственных интересов.
2. *Гражданское общество – это совокупность индивидов, обладающих определенной самостоятельностью и автономностью по отношению к государству, способных к саморегуляции и оказывающих влияние на государственную власть, выступая в роли ограничителя ее произвола для реализации интересов данного общества.
Тема 9. Понятие и признаки права (2 ч.)
План семинарского занятия
1. Понятие и признаки права (нормативный подход).
2. Сущность права.
3. Основные концепции правопонимания.
4. Принципы права.
5. Функции права.
6. *Социальная ценность права.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Для успешной подготовки к занятию по данной теме рекомендуется рассмотреть и изучить следующие вопросы: Какие современные подходы к пониманию права вам известны? В чем суть нормативного подхода к праву? В чем суть социологического подхода к праву? Что представляет собой психологическая теория права? Что такое теория естественного права (философский подход к праву)? Что представляет собой право в объективном и субъективном смысле? Дайте определение права и назовите его характерные признаки. В чем состоит сущность права? Какова роль государства в установлении и обеспечении права? Как связано право и государственное принуждение? Что такое принципы права? Приведите примеры общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципов права. Какие функций выполняет право в общественной жизни? Охарактеризуйте общесоциальные (внешние) и собственно-юридические (внутренние) функции права.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Приведите примеры норм позитивного права, которые, на Ваш взгляд, отражают потребности общественного прогресса.
2. Приведите примеры принципов рабовладельческого, феодального права известных вам из истории права. В каких нормах они проявлялись? Ответ составьте в виде схемы.
Примерная тематика докладов
1. Сущность права и его социальное назначение.
2. Позитивная и нормативная концепция права.
3. Теория индифферентных методологических рядов.
4. Правовая символика.
5. Ценность права.
6. Право современной России.
7. Интернет и позитивное право.
8. Интернет как естественное право человека.
Глоссарий по теме
1. *Право – это система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм, выражающих возведенную в закон волю господствующего класса и всего народа и выступающих в роли регулятора общественных отношений.
2. Воля – это сознательно обусловленное психофизиологическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении.
3. *Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает.
4. Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, положенные в основу содержания, сущности, назначения и функционирования права.
5. Функции права – это детерминированные социально-экономическими, политическими, историческими и другими условиями существования права, основные направления воздействия его на общественные отношения.
Тема 10. Право в системе нормативного регулирования (2 ч.)
План семинарского занятия
1. Понятие и признаки социальных норм.
2. Классификация социальных норм.
3. Право и религия.
4. *Право и технические нормы.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Для успешной подготовки к занятию по данной теме рекомендуется рассмотреть и изучить следующие вопросы: В чем особенности и взаимосвязь социальных и технических норм? Что такое технико-юридические нормы? По каким основаниям можно классифицировать социальные нормы? Что такое нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные и корпоративные нормы? В чем их единство, различие и взаимодействие? Определите место и роль правовых норм в регулировании общественных отношений.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Составьте таблицу, в которой определите сходства и различия религиозных и правовых норм.
№ | Мораль | Право |
Различия | ||
Сходства | ||
2. Дайте характеристику роли права в России и на западе.
Примерная тематика докладов
1. Технические нормы в современном мире.
2. Соотношение понятий обычай, традиция, обряд.
3. Влияние развития эргономики на технические нормы.
4. Нормы поведения в социальных сетях: близость и различие с правом.
5. Нормы прошлых поколений.
Глоссарий по теме
1. *Социальные нормы – сложившиеся в процессе общественного развития, устойчивые, признаваемые и поддерживаемые определёнными социальными группами (классами, национально-этническими группами, религиозными конфессиями и т.п.) образцы (стандарты, модели) поведения участников социального общения.
2. Технические нормы – это правила поведения опосредующие связь людей с природными и техническими объектами.
3. Мораль – это система взглядов, идей, представлений, понятий о добре и зле, совести, чести, справедливости, похвальном и постыдном и соответствующих этим взглядам правил поведения в обществе, государстве, семье, коллективе, обеспечиваемых силой внутреннего убеждения и общественного мнения.
4. Корпоративные нормы – это правила поведения общего характера, установленные негосударственными организациями и распространяющиеся на членов этих организаций.
5. Религия – это упорядоченная совокупность правил мышления и поведения, основанных на вере людей в сверхъестественные потусторонние силы.
Тема 11. Источники (формы) права (2 ч.)
План семинарского занятия
1. Понятие формы (источника) права.
2. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов
3. Пределы действия нормативно-правовых актов.
4. *Соотношение понятий форма и источник права.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Для успешной подготовки к занятию по данной теме рекомендуется рассмотреть и изучить следующие вопросы: Что такое источник права? Что представляют собой материальные, идеальные и формально-юридические источники права? Как соотносятся понятия «форма права» и «источник права»? В чем особенности нормативно-правового акта как формы права? По каким основаниям можно классифицировать нормативно-правовые акты? Что такое закон? Какие виды законов вам известны? Что такое подзаконные акты, в чем их особенности? С какого момента нормативно-правовые акты вступают в силу? С какого момента нормативно-правовые акты утрачивают юридическую силу? Что такое обратная сила закона? Как действуют нормативно-правовые акты в пространстве? Как действуют нормативно-правовые акты по кругу лиц?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Источники
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Законы Тюменской области.
Конституция Российской Федерации;
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания».
Изучите рекомендованные источники и выполните следующие задания:
1. Составьте схему, которая бы отражала иерархию рекомендованных источников права по юридической силе.
2. Приведите статьи указанных источников, в которых закреплены правила их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Примерная тематика докладов
1. Источники права в религиозных правовых системах.
2. Правовой обычай и правовые обыкновения.
3. Правоположение как источник права.
4. Правовой прецедент в Российской Федерации.
5. «Дух закона выше буквы закона».
Глоссарий по теме
1. *Форма (источник) права – это способ выражения и закрепления правовых норм.
2. Правовой обычай − это исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку людей в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий, которые санкционируются государством и обеспечиваются его принудительной силой.
3. Нормативный договор – это соглашение двух или более субъектов права, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
4. Правовой прецедент (судебный или административный) – это решение компетентного государственного органа по конкретному делу, которое принимается за образец при решении аналогичных дел органами той же или низшей инстанции.
5. Правовая доктрина – это совокупность воззрений, руководящих теорий компетентных ученых-юристов по какой-либо правовой проблеме.
6. Религиозная догма – это своды религиозных правил, юридическая сила которых приравнивается или даже превосходит силу официальных документов, издаваемых государственной властью.
7. *Нормативно-правовой акт – это официальный юридический документ, изданный компетентными органами в строго определенном порядке, содержащий нормы права и гарантированный принудительной силой государства.
8. *Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения.
9. Подзаконные акты – это НПА обладающие меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать их принципиальные положения применительно к своеобразию различных ситуаций и индивидуальных интересов.
10. Обратная сила закона – это распространение НПА на те общественные отношения, которые возникли до начала их действия.
Тема 12. Типология права (2 ч.)
План семинарского занятия
1. Основные подходы к типологии права.
2. Общая характеристика основных семей правовых систем.
3. *Общая характеристика правовой системы Российской Федерации.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Для успешной подготовки к занятию по данной теме рекомендуется рассмотреть и изучить следующие вопросы:Что понимается под правовой системой? Что такое правовая семья? Как соотносятся понятия система права и правовая система? Назовите наиболее известные классификации правовых систем мира. Опишите историю становления англо-саксонской правовой системы. Назовите характерные черты англо-саксонской правовой системы. Опишите историю становления романо-германской правовой системы. Выделите и охарактеризуйте отличительные черты романо-германской правовой системы. Раскройте специфику религиозной правовой системы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Составьте таблицу, в которой определите сходства и различия романо-германской и англо-саксонской правовой системы.
2. Какие юридические типологии правовых систем Вам известны.
Примерная тематика докладов
1. Религиозная правовая система.
2. Обычное право Африки.
3. История возникновения романо-германской правовой системы.
4. История возникновения англосаксонской правовой системы.
5. Социалистическая правовая система.
6. Мусульманская правовая семья.
7. Религиозное право в современном мире.
Глоссарий по теме
1. Типология права – это специфическая классификация национальных правовых систем, позволяющая объединить их в группы на основе общности каких либо признаков.
2. Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).
3. Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, обладающих общностью каких либо признаков.
Тема 13. Правотворчество (2 ч.)
План семинарского занятия
1. Понятие и виды правотворчества.
2. Принципы и стадии правотворческого процесса.
3. Систематизация права.
4. *Правообразование и правотворчество: понятие и соотношение.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Для успешной подготовки к занятию по данной теме рекомендуется рассмотреть и изучить следующие вопросы: Что такое правообразование? Что такое правотворчество? В чем состоит содержание и цель правотворчества? Кто является субъектом правотворчества? Какие виды правотворчества вам известны? Как соотносится Правотворчество и законотворчество? Перечислите стадии законотворческого процесса. Кто обладает правом законодательной инициативы в Российской Федерации? Определите момент начала и окончания законотворческого процесса. С какого момента федеральные законы вступают в силу? Что такое систематизация права и ее формы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Составьте таблицу, в которой определите сходства и различия федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента России, актов палат Федерального Собрания России, актов Правительства России.
Федеральные конституционные законы | Федеральные законы | Акты Президента России | Акты палат Федерального Собрания | Акты Прави тельства России | |
Вступают в силу: | Через 10 дней после официального опубликова ния | Через 10 дней после фициального опубликова ния | Через 7 дней после фициального опубликова ния | Через 10 дней после фициального опубликова ния | С момента приня тия |
И т.д. |
2. Используя Конституцию Российской Федерации, определите различие в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Примерная тематика докладов
1. Формы правотворчества.
2. Особенности правотворчества в англосаксонской правовой системе.
3. Особенности правотворчества в Российской Федерации.
4. Демократичность правотворчества в современной России.
5. Законность и правотворчество.
6. Участие народа в правотворчестве.
Глоссарий по теме
1. *Правотворчество – это деятельность компетентных органов (лиц), направленная на создание, изменение или отмену правовых норм.
2. Систематизация правовых предписаний – это целенаправленная деятельность по упорядочению и приведения в единую систему правовых предписаний в целях доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.
3. Инкорпорация – это вид систематизации, при котором различные юридические источники сводятся воедино без изменения содержания, какой-либо переработки или редактирования.
4. Консолидация – это вид систематизации законодательства, представляющая деятельность компетентных субъектов по объединению нескольких НПА в один без изменения их содержания.
5. Кодификация – это вид систематизации, при котором осуществляется унификационная переработка имеющихся правовых предписаний, результатом которой является такой специфический правовой акт как кодекс (основы, устав, положение).
Тема 14. Юридическая техника (2 ч.)
План семинарского занятия
1. Понятие и структура юридической техники.
2. Виды юридической техники.
3. Приемы юридической техники и юридко-технические средства.
4. *Язык закона.
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию
Для успешной подготовки к занятию по данной теме рекомендуется рассмотреть и изучить следующие вопросы: Юридическая техника. Законодательная техника. Техника нормотворческого процесса. Приемы юридической техники и юридические средства. Особенности техники толкования нормативно-правовых актов. Юридическая техника и законотворческий процесс. Техника распространения правовой информации. Критерии качества нормативно-правовых актов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Охарактеризуйте критерии качества нормативно-правовых актов.
2. Охарактеризуйте качество нормативно-правовых актов принимаемых в Российской Федерации, с точки зрения установленных правил юридической техники.
Примерная тематика докладов
1. Значение юридической техники для законотворческого процесса.
2. Особенности принятия нормативно-правовых актов в России.
3. Методологические основы нормотворчества.
4. Правила, приемы и средства систематизации нормативно-правовых актов.
5. Культура законотворчества.
6. Техника создания антикоррупционных предписаний.
Глоссарий по теме
1. *Юридическая техника – это совокупность правил и инструментов (средств, приемов, способов и методов) разработки, оформления, систематизации и учета правовых предписаний (документов) в целях их ясности, п<