Институт права, экономики и управления
Кафедра теории и истории государства и права
А.В. Кузнецов
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Учебно-методический комплекс
для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр юриспруденции»
Форма обучения: очная, заочная
Тюменский государственный университет
А.В. Кузнецов. История государства и права зарубежных стран. Учебно-методический комплекс для студентов 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр юриспруденции») очной формы обучения. Тюмень, 2011, 58 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: История государства и права зарубежных стран [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой теории и истории государства и права. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: | О.Ю. Винниченко, д.ю.н., профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права |
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Кузнецов Алексей Валерьевич, 2011.
Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» является развитие у студентов юридического мышления, общей и правовой культуры, овладение понятийным аппаратом, воспитание уважительного отношения к праву и закону, прошлому и настоящему государства и права зарубежных стран, подготовка к изучению отраслевых юридических и специальных дисциплин.
К задачам дисциплины относятся: показать общие закономерности и специфические особенности формирования и развития государственности зарубежных стран на различных этапах истории; проследить процесс возникновения и детерминантного развития важнейших отраслей и институтов права; ознакомить студентов с важнейшими памятниками права зарубежных стран; раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур и правовых институтов.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС) является одной из дисциплин базовой части общепрофессионального цикла. Преподаётся на первом курсе, начиная с первого семестра. ИГПЗС тесно взаимосвязана с теорией государства и права. Если теория государства и права изучает общие закономерности развития государства и права, то ИГПЗС занимается изучением конкретных государственных и правовых систем, существовавших на территории зарубежных стран за их многовековую историю. История государства и права использует обобщения, содержащиеся в курсе теории государства и права, и в то же время даёт конкретный материал для таких обобщений. Поскольку в содержание учебной дисциплины входит ознакомление студентов с историей формирования и становления государственно-правовых институтов зарубежных стран, постольку в её рамках осуществляется подготовка студентов к изучению современных отраслевых и специальных дисциплин (конституционного, гражданского, уголовного, административного, процессуального права). Поэтому ИГПЗС рассматривается как вводная в системе юридических дисциплин.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» формируются элементы следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
ü осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
ü способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
ü уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
По завершению изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
· Знать основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права зарубежных стран, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции.
· Овладеть важнейшими составляющими богатейшего многовекового исторического опыта.
· Уметьиспользовать позитивные стороны историко-правового опыта в современных условиях.
2. Структура и трудоёмкость дисциплины
Семестр 1,2. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины – 252 часа, 7 зачетных единиц.
Таблица 1
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
Аудиторные занятия (всего) | |||
В том числе: | |||
Лекции | |||
Семинары | |||
Самостоятельная работа (всего) | |||
Вид промежуточной аттестации | зачёт | экзамен | |
Общая трудоёмкость час зач. ед. |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
Аудиторные занятия (всего) | |||
В том числе: | |||
Лекции | |||
Семинары | |||
Самостоятельная работа (всего) | |||
Вид промежуточной аттестации | зачёт | экзамен | |
Общая трудоёмкость час зач. ед. |
3. Тематический план
Таблица 2
Очная форма обучения
№ | Тема | Недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Итого часов по теме | Итого количество баллов | |||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Интерактив-ные формы занятий | Самостоятель-ная работа | |||||
Модуль 1 | ||||||||
Введение | - | 0-8 |
Государство и право Древнего Вавилона. Кодекс Хаммурапи | 2-3 | 0-12 | ||||||
Государство и право Древней Индии. Законы Ману | 4-5 | 0-9 | ||||||
Государство и право Древней Греции. Афины и Спарта | 6-7 | 0-11 | ||||||
Государство и право Древнего Рима | 8-10 | 0-10 | ||||||
Всего | 0-50 | |||||||
Модуль 2 | ||||||||
Государство и право франков. Lex Sa lica – памятник раннефеодального права | 11-14 | 0-18 | ||||||
Государство и право арабского халифата. Шариат - система мусульманского права | 15-16 | 0-16 | ||||||
Феодальное государство и право Германии | 17-18 | 0-16 | ||||||
Всего | 0-50 | |||||||
Итого за семестр | 0-100 | |||||||
Модуль 3 | ||||||||
Феодальное государство и право Англии | 1-2 | 0-9 | ||||||
Феодальное государство и право Франции | 0-10 | |||||||
Английская буржуазная революция XVII века | 4-5 | 0-9 | ||||||
Государство и право Великобритании в 18 - начале 20 вв. | 6-7 | 0-11 | ||||||
Война за независимость и образование США | 8-10 | 0-10 | ||||||
Всего | 0-50 | |||||||
Модуль 4 | ||||||||
Государство и право США в конце 18 – начале 20 вв. | 11-12 | 0-14 | ||||||
Великая французская революция 18 века | 13-14 | - | 0-8 | |||||
Государство и право Франции в конце 18 – начале 20 вв. | 15-16 | 0-16 | ||||||
Государство и право Германии в 19 - начале 20 вв. | 17-18 | 0-12 | ||||||
Всего | ||||||||
Итого за семестр | 0-100 | |||||||
Итого за учебный год | 100/100 |
Заочная форма обучения
Тема | Всего часов | Аудиторные занятия (час), в том числе | Кол-во часов на самостоятельную работу | |
Лекции | Семинары | |||
Введение | - | |||
Тема 1. Государство и право Древнего Вавилона. Кодекс Хаммурапи | ||||
Тема 2. Государство и право Древней Индии. Законы Ману | - | |||
Тема 3. Государство и право Древней Греции. Афины и Спарта | - | |||
Тема 4. Государство и право Древнего Рима | ||||
Тема 5. Государство и право франков. Lex Sa lica – памятник раннефеодального права | - | |||
Тема 6. Государство и право арабского халифата. Шариат - система мусульманского права | - | |||
Тема 7. Феодальное государство и право Германии | - | |||
Тема 8. Феодальное государство и право Англии | - | |||
Тема 9. Феодальное государство и право Франции | - | - | ||
Тема 10. Английская буржуазная революция XVII века | - | |||
Тема 11. Государство и право Великобритании в 18 - начале 20 вв. | - | |||
Тема 12. Война за независимость и образование США | ||||
Тема 13. Государство и право США в конце 18 – начале 20 вв. | - | |||
Тема 14. Великая французская революция 18 века | - | - | ||
Тема 15. Государство и право Франции в конце 18 – начале 20 вв. | ||||
Тема 16. Государство и право Германии в 19 - начале 20 вв. | ||||
Итого |
Таблица 3