Практическое занятие № 5. «Русские земли в период политической раздробленности»

Материалы для самоподготовки

Вопросы для самоподготовки:

1. Охарактеризуйте политическую раздробленность на Руси. Каково развитие отдельных земель и княжеств в период раздробленности (XII – XIII вв.)?

2. Дайте характеристику основных направлений внешней политики русских княжеств в XIII в. Выделите основные события монголо-татарского нашествия на Русь и оцените его последствия.

3. Охарактеризуйте систему вассальной зависимости русских князей от Золотой Орды и ее оценки в российской историографии.

Письменные задания

Задание. Решение проблемно-ориентированной задачи

Согласно «Повести временных лет» в год 6605 (1097) князья собрались на совет в Любече «для установления мира и говорили друг другу: “Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы… и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир – Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав – Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль”. И на том целовали крест...»

Ответьте письменно на вопросы:

1. Почему «отчины» на съезде были определены, как территории, связанные с умершими князьями Изяславом, Всеволодом и Святославом?

2. Можно ли из приведенного отрывка сделать вывод, что к 1097 г. сложились определенные предпосылки распада единого Древнерусского государства? Обоснуйте свой ответ.

3. Какие факторы в экономике и социально-политической жизни русских земель способствовали, на Ваш взгляд, установлению политической раздробленности?

Раздел 3. «Возникновение и развитие сословно-представительной монархии»

Практическое занятие № 6. «Московское государство XIV – XVI вв.»

Материалы для самоподготовки

Вопросы для самоподготовки:

1. Охарактеризуйте образование Российского централизованного государства (предпосылки и этапы объединения земель).

2. Выделите основные направления внешней политики Московского княжества в XV – XVI вв.

3. Как формировались сословное общество и государство в XV – XVI вв.?

4. Как оцениваются реформы «Избранной рады» и «опричнина» в отечественной историографии?

Письменные задания

Задание. Заполнение таблицы

«Объединение русских земель в XIV – начале XVI вв.»

Этап объединения Хронологические рамки Присоединяемые к Москве территории Общая характеристика этапа
1. …      

Раздел 3. «Возникновение и развитие сословно-представительной монархии»

Практическое занятие № 7. «Российское государство в конце XVI – XVII вв.»

Материалы для самоподготовки

Вопросы для самоподготовки:

1. Охарактеризуйте Смутное время в России (причины, этапы, последствия, оценки в исторической науке).

2. Какую роль играла Россия в системе международных отношений в XVII в.?

3. Как формировалась социальная система и крепостное прав? Охарактеризуйте социальные движения XVII в.

4. Дайте характеристику расцвета сословно-представительной монархии и ее кризиса. Как строились отношения Православной церкви и государства в XVII в.?

Раздел 4. «Абсолютная монархия и ее кризис»

Практическое занятие № 8. «Российская империя в первой половине XVIII в.»

Материалы для самоподготовки

Вопросы для самоподготовки:

1. Охарактеризуйте реформы Петра I (цели, содержание, характер, оценки в историографии).

2. Выделите основные направления внешней политики Петра I. Как изменилось положение России в системе международных отношений?

3. Дайте характеристику внутренней и внешней политики Российской империи периода дворцовых переворотов.

Раздел 4. «Абсолютная монархия и ее кризис»

Практическое занятие № 9. «Российская империя во второй половине XVIII в.»

Материалы для самоподготовки

Вопрос самоподготовки

1. Охарактеризуйте «просвещенный абсолютизм» в России (особенности, содержание, противоречия).

2. Выделите особенности государственных и сословных реформ Екатерины II.

3. Дайте характеристику внутренней политики правления Павла I.

4. Выделите основные направления внешней политики Российской империи правления Екатерины II и Павла I.

Письменные задания

Задание. Заполнение таблицы

«Войны России во второй половине XVIII в.»

Войны (хронологические рамки) Противник Причины войны Основные события Итоги и последствия
1. …        


Наши рекомендации