Клиническая психология 37.05.01

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ИСТОРИЯ

Б. 1 Б. 1

Рекомендуется для направления подготовки

Клиническая психология 37.05.01

Уровень высшего образованияСпециалитет

Квалификация (степень) выпускника Клинический психолог

Факультет медицинской психологии

Форма обучения: очная

Методические рекомендации для студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины «История»

Разработчики:

доцент кафедры истории Отечества, медицины и социальных наук Заводюк С.Ю.;

старший преподаватель кафедры истории Отечества, медицины и социальных наук Столяров О.Д.

Методические рекомендации к семинарским занятиям рассмотрены и одобрены на заседании кафедры (протокол № ___, « » _______ 2017 г.)

Заведующий кафедрой истории Отечества, медицины и социальных наук,

профессор С.В. Занин ___________ « » _______ 2017 г.

Самара, 2017 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов при изучении учебного материала дисциплины «История» является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультации и домашней подготовке. Контроль результатов самостоятельной работы осуществляется преподавателем в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, проводится в письменной (устной) или смешанной форме. Контроль включает в себя оценку хода и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия с планируемыми. Результаты самостоятельной работы оцениваются в ходе текущего контроля, учитываются в процессе промежуточной аттестации.

При изучении дисциплины «История» реализуются следующие формы самостоятельной работы:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на семинарских занятиях, при выполнении письменных проверочных работ, работы с текстами документов, заполнении обобщающих таблиц, решении проблемно-ориентированных задач.

2. В контакте с преподавателем вне рамок аудиторных занятий – на консультациях по учебным вопросам (в том числе, по работе с рефератом и эссе), при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий, в ходе творческих контактов, в ходе реализации НИРС.

3. В рамках самоподготовки: самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его участия.

Содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов определено в соответствии с видами занятий, представленными в рабочей программе дисциплины «История».

Самостоятельная работа студентов в зависимости от цели включает в себя:

1. Цель - овладеть знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д.);

- работа со справочниками и др. справочной литературой;

- использование интернет-ресурсов, изучение сайтов по темам дисциплины;

- учебно-методическая и научно-исследовательская работа.

2. Цель - закрепить и систематизировать знания:

- работа с конспектом лекции;

- составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала;

- подготовка ответов на контрольные вопросы;

- подготовка презентаций и докладов к выступлению на семинаре;

- подготовка реферата;

- подготовка эссе.

3. Цель - сформировать умения:

- решение проблемно-ориентированных задач;

- подготовка к письменным проверочным работам;

- подготовка к тестированию.

Раздел 1. «Введение в историю»

Практическое занятие № 1. «Введение. Организационно-методические основы работы по дисциплине»

Материалы для самоподготовки

Вопросы для самоподготовки:

1. На основе знаний школьного курса истории определите объект и предметную область истории как науки.

2. Какое место история занимает в системе других общественных и гуманитарных наук?

3. Почему, на Ваш взгляд, существует проблема истинности и объективности исторического знания? Как она разрешается?

Раздел 1. «Введение в историю»

Раздел 2. «Возникновение феодального общества и государства»

Раздел 2. «Возникновение феодального общества и государства»

Раздел 3. «Возникновение и развитие сословно-представительной монархии»

XIX в.»

Материалы для самоподготовки

Вопросы для самоподготовки:

1. Какова внутренняя политика Александра I (период «реформизм» и «аракчеевщина»)?

2. Охарактеризуйте консервативные реформы при Николае I.

3. Выделите особенности отмены крепостного права в России и охарактеризуйте великие реформы 1860-70-х гг. (цели, содержание, характер, оценки в историографии).

4. Как проявляется циклический характер российской модели модернизации? Дайте характеристику политики контрреформ Александра III.

Письменные задания

Задание. Заполнение таблицы.

«Реформы и контрреформы второй половиныXIX в.»

Реформы (названия и даты) Основные положения реформы Изменение основных положений в ходе контрреформ
1 …    

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА К

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЭССЕ

Тематика эссе по разделу 5 «Возникновение и развитие Советского государства, его место в мировой политике», практические занятия 13,14,15(эссе пишется в рамках домашней самостоятельной работы студентов и сдается на практическом занятии 15):

1. Революционные события февраля-марта 1917 г.: случайность или закономерность?

2. Нэп: альтернатива или объективная необходимость?

3. Была ли культурная революция в СССР?

4. Победы и противоречия внешней политики СССР в 20-е гг.

Требования к написанию эссе:

Эссе имеет следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Вступление, содержащее обоснование выбора темы, краткое изложение сути и актуальности проблемы, поставленной в рамках выбранной темы.

3. Основная часть, представляющая собой последовательное, логичное и доказательное раскрытие заявленной проблематики эссе путем аргументированного изложения основных тезисов и их обоснования с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках конкретной дисциплины. Также в качестве аргументов могут выступать факты, жизненный опыт автора эссе, мнения иных специалистов, с которыми согласен автор работы.

4. Заключение, суммирующее основные суждения, и содержащее общий вывод по теме работы.

Разграничение частей носит условный характер, поскольку все части слиты в единый текст и могут не выделяться.

Эссе печатается на одной стороне белой писчей бумаги стандартного формата (а4, 210*297 мм). Объем работы должен быть 3-5 страниц печатного текста, набранного в текстовом редакторе типа Microsoft Word, Open Office или аналогичном. Размер полей: слева – 25 мм, справа – 10, сверху – 20, снизу – 20. Нумерация страниц – в нижнем правом углу страницы арабскими цифрами. Межстрочный интервал – 1,5 (в рабочем поле документа располагается 28-30 строк); размер шрифта – 14 пт, тип шрифта – Times New Roman, начертание литер обычное; выравнивание основного текста по ширине; перенос автоматический. Нумерация страниц сквозная.

Критерии оценивания эссе:

Критерий Показатели Балл
Раскрытие темы и проблематики - тема не соответствует содержанию; - ключевая проблема не выделена и не обоснована ее актуальность; - отсутствует критическое осмысление сложившихся подходов и оценок; - не обозначена авторская позиция по поводу излагаемой проблемы. 0-1
- тема частично соответствует содержанию; - ключевая проблема выделена, но не обоснована ее актуальность; - сделана попытка критического осмысления сложившихся подходов и оценок; - авторская позиция обозначена, но не обоснована. 2-3
- тема соответствует содержанию; - ключевая проблема выделена и обоснована ее актуальность; - представление критическое осмысление сложившихся подходов, определений; - обозначена авторская позиция, дано ее обоснование. 4-5
Логика и аргументация при изложении материала - практически не выделены основные структурные элементы работы; - изложение материала не отвечает требованиям ясности и логичности; - выдвинутые тезисы не сопровождаются грамотной аргументацией; - наличествует противоречивость и непоследовательность посылок, суждений и выводов. 0-1
- основные структурные элементы работы выделены недостаточно четко; - изложение материала частично отвечает требованиям ясности и логичности; - выдвинутые тезисы не всегда сопровождаются грамотной аргументацией; - частично присутствует противоречивость и непоследовательность посылок, суждений, выводов. 2-3
- все основные структурные элементы работы четко выделены; - изложение материала отвечает требованиям ясности и логичности; - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; - наличествует непротиворечивость и последовательность посылок, суждений и выводов. 4-5
Оформление работы - не соответствует требования; - работа содержит множество грубых грамматических ошибок. 0-1
- частично соответствует требованиям; - наличествуют небольшие грамматические ошибки. 2-3
- оформление полностью соответствует требованиям; - текст не содержит грамматических ошибок. 4-5  

Зачетза эссе ставится, если студент набирает 6 и более баллов.

Зачет не ставится, если студент набирает за эссе менее 6 баллов.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. История как наука: предметная область, структура, функции и методы.

2. Вспомогательные исторические дисциплины. Исторические источники и их виды.

3. Понятие историографии. Основные российские исторические школы XIX – XX вв.

4. Периодизация мировой истории: основные подходы (социально-экономический, политический, цивилизационный).

5. Факторы, повлиявшие на характер и направление исторического развития российского общества и государства.

6. Этносоциальные процессы на территории Евразии. Гипотезы происхождения славян. Миграции и судьбы славян, их взаимодействие с сопредельными народами.

7. Культура восточных славян: хозяйственная деятельность, общественный строй, быт, нравы, обычаи и верования.

8. Проблема образования Древнерусского государства в исторической науке. Современные трактовки «норманнского вопроса».

9. Характер европейских раннегосударственных образований. Этапы формирования политической структуры Древнерусского государства.

10. Особенности социальной структуры в европейских раннегосударственных образованиях. Социальные процессы в Киевской Руси.

11. Внешнеполитическая деятельность киевских князей в X – XII вв.

12. Крещение Руси: предпосылки и исторические последствия. Развитие древнерусской культуры.

13. Особенности генезиса феодализма на Руси и в Западной Европе. Развитие отдельных русских земель и княжеств в период политической раздробленности (XII – XIII вв.).

14. Внешняя политика русских княжеств в XIII в. Завоевания монголо-татар и экспансия прибалтийских рыцарских орденов.

15. Система вассальной зависимости русских князей от Золотой Орды и ее оценки в историографии.

16. Процессы централизации в западноевропейских и русских землях. Образование Российского централизованного государства: предпосылки и этапы объединения земель.

17. Внешняя политика Московского княжества в XV – XVI вв. Ливонская война.

18. Формирование сословного общества и государства в XV – XVI вв.

19. Реформы «Избранной рады» и «опричнина» в отечественной историографии.

20. Социально-политические кризисы в период становления сословного представительства в России и в Европе. Смутное время в России: причины, этапы, последствия, оценки в исторической науке.

21. Расцвет сословно-представительной монархии и ее кризис в России. Церковь и государство в XVII в.

22. Оформление сословной системы и крепостного права в России. Соборное уложение 1649 г.: общая характеристика. Социальные движения середины и второй половины XVII в.

23. Россия в системе международных отношений в XVII в.

24. Абсолютизм российский и западноевропейский. Реформы Петра I: цели, содержание, характер, оценки в историографии.

25. Внешняя политика Петра I. Изменение положения России в системе международных отношений.

26. Российская империя в 1725-1762 гг. Наследие Петра I и внутренняя политика эпохи «дворцовых переворотов».

27. Европейское Просвещение и попытки модернизации абсолютизма. «Просвещенный абсолютизм» в России: особенности, содержание, противоречия.

28. Уложенная комиссия. Административно-политические и сословные реформы Екатерины II и Павла I.

29. Социальные движения в Российской империи XVIII в.

30. Внутренняя политика Александра I: «реформизм» и «аракчеевщина».

31. Внешняя политика Российской империи в первой половине XIX в. Война 1812 года и ее оценки.

32. Консервативные реформы при Николае I. Попытки ограничения крепостничества.

33. Великие реформы 1860-70-х гг.: цели, содержание, характер, оценки в историографии.

34. Циклический характер российской модели модернизации.Политика контрреформ Александра III.

35. Общественная мысль и революционные движения в XIX в.: декабризм, консервативно-охранительная, либеральная и социалистическая традиции.

36. Геополитическое положение России в Европе после Крымской войны. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в.

37. Пути развития капитализма в России и мире на рубеже веков: неравномерность и противоречия развития. Реформы С.Ю. Витте.

38. Эпоха борьбы за колонии. Русско-японская война и поражение России.

39. Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, результаты.

40. Особенности конституционного развития России в сравнении с Европой. «Третьеиюньская политическая система».

41. «Прусский путь» в реформировании сословного общества. Борьба политических партий. Реформы П.А. Столыпина.

42. Россия и Антанта. Российская империя накануне и в период в Первой мировой войне.

43. Политический кризис в России 1917 г. Двоевластие. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.

44. Приход к власти партии большевиков. Первые социально-экономические декреты. Формирование однопартийной государственной системы.

45. Гражданская война в России и интервенция.

46. Политика «военного коммунизма» и ее кризис. Новая экономическая политика: основные черты, противоречия и кризисы.

47. Роль Советской России в интеграции национальных окраин. Образование СССР.

48. Политическая борьба в СССР в 20-е гг. Формирование сталинизма: социальная основа, особенности развития.

49. Формирование административно-командной системы управления экономикой в СССР: индустриализация, коллективизация.

50. Поиск альтернатив социально-экономического и политического развития европейской цивилизации: фашизм и «новый курс» Ф. Рузвельта.

51. Запад и Советская Россия: учет новых геополитических реалий. Успехи и просчеты внешнеполитического курса СССР в 20-х – 30- х гг.

52. СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война: основные этапы. Подвиг народа в войне.

53. Итоги Второй мировой войны для СССР и мира. Начало «холодной войны» и отношения внутри социалистического лагеря в 1946 – 1953 гг.

54. Восстановление экономики и советское общество в послевоенный период. Укрепление сталинской системы власти.

55. Политические и социально-экономические реформы Н.С. Хрущева. «Оттепель» в области науки и культуры.

56. СССР в 1964-1985 гг.Консервация административно-командной системы управления, нарастание кризисных явлений в экономической, политической и духовной сферах.

57. Внешняя политика СССР в 1953 – 1985 гг.: рецидивы «холодной войны» и политика разрядки.

58. «Перестройка» в политической и социально-экономической жизни СССР: предпосылки, цели, содержание, характер, причины неудач.

59. Распад СССР. Российская Федерация на путях суверенного развития в 1991 – 2016 гг.

60. Изменения внешнеполитического курса в 1985 – 2016 гг. Конец «холодной войны» и ее последствия. Укрепление позиций России в мире.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

а) основная литература

1. Зуев Н.М. История России [Текст]: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Н.М. Зуев. М. : Юрайт, 2013.

2. Сахаров А.Н. Новейшая история России [Текст]: учебник / А.Н. Сахаров, А. Н., Боханов, В. А. Шестаков. М.: Проспект, 2012.

б) дополнительная литература

1. Аникина, В.П., Заводюк, С. Ю., Мендюков, А. В. Практикум по истории Отечества для студентов 1 курса лечебного факультета [Текст] : учебное пособие / В.П. Аникина, С.Ю. Заводюк, А.В. Мендюков. Самара: СамГМУ, 2014.

2. Занин С.В. Учебное пособие по истории Отечества для студентов педиатрического и стоматологического факультетов [Текст]: учебное пособие / С.В. Занин, С.Ю. Заводюк, П.А. Мистрюгов, О.Д. Столяров. Самара: СамГМУ, 2016.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь [Текст]: монография / Л.Н. Гумилев. М.: Астрель, 2012.

4. Историческая наука сегодня: Теории, методы, перспективы [Текст] / Под. ред. Л.П. Репиной, Л. П. М.: Издательство ЛКИ, 2012.

5. Новосильцев А.П. История России с древнейших времен до конца XVII века [Текст]: Учебное пособие / А.П. Новосильцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров. Москва – Берлин : Директ-медиа, 2014.

6. Орлов А. С. Хрестоматия по истории России [Текст]: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М.: Проспект, 2014.

7. Семенникова Л.И. Российская повседневность (от истоков до середины XIX в.) [Текст]: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. / Л.И. Семенникова. М. : Книжный дом, Университет, 2015.

8. Фортунатов В.В. История [Текст]: учебное пособие / В.В. Фортунатов. СПб.: Питер, 2012.

Лист изменений

Дата внесения изменений № протокола заседания кафедры, дата Содержание изменения Подпись
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ИСТОРИЯ

Б. 1 Б. 1

Рекомендуется для направления подготовки

Клиническая психология 37.05.01

Уровень высшего образованияСпециалитет

Квалификация (степень) выпускника Клинический психолог

Факультет медицинской психологии

Форма обучения: очная

Методические рекомендации для студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины «История»

Разработчики:

доцент кафедры истории Отечества, медицины и социальных наук Заводюк С.Ю.;

старший преподаватель кафедры истории Отечества, медицины и социальных наук Столяров О.Д.

Методические рекомендации к семинарским занятиям рассмотрены и одобрены на заседании кафедры (протокол № ___, « » _______ 2017 г.)

Заведующий кафедрой истории Отечества, медицины и социальных наук,

профессор С.В. Занин ___________ « » _______ 2017 г.

Самара, 2017 г.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов при изучении учебного материала дисциплины «История» является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультации и домашней подготовке. Контроль результатов самостоятельной работы осуществляется преподавателем в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, проводится в письменной (устной) или смешанной форме. Контроль включает в себя оценку хода и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия с планируемыми. Результаты самостоятельной работы оцениваются в ходе текущего контроля, учитываются в процессе промежуточной аттестации.

При изучении дисциплины «История» реализуются следующие формы самостоятельной работы:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на семинарских занятиях, при выполнении письменных проверочных работ, работы с текстами документов, заполнении обобщающих таблиц, решении проблемно-ориентированных задач.

2. В контакте с преподавателем вне рамок аудиторных занятий – на консультациях по учебным вопросам (в том числе, по работе с рефератом и эссе), при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий, в ходе творческих контактов, в ходе реализации НИРС.

3. В рамках самоподготовки: самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его участия.

Содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов определено в соответствии с видами занятий, представленными в рабочей программе дисциплины «История».

Самостоятельная работа студентов в зависимости от цели включает в себя:

1. Цель - овладеть знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д.);

- работа со справочниками и др. справочной литературой;

- использование интернет-ресурсов, изучение сайтов по темам дисциплины;

- учебно-методическая и научно-исследовательская работа.

2. Цель - закрепить и систематизировать знания:

- работа с конспектом лекции;

- составление и заполнение таблиц для систематизации учебного материала;

- подготовка ответов на контрольные вопросы;

- подготовка презентаций и докладов к выступлению на семинаре;

- подготовка реферата;

- подготовка эссе.

3. Цель - сформировать умения:

- решение проблемно-ориентированных задач;

- подготовка к письменным проверочным работам;

- подготовка к тестированию.

Наши рекомендации