Местное самоуправление в Российской Федерации: концепция, признаки, правовые основы, территориальная организация.
Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении: территориальное общественное управление.
Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Оно может осуществляться в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан[1].
Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний, конференций граждан, создания органов территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Такая регистрация осуществляется налоговыми органами.
В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются: 1) территория, на которой оно осуществляется; 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления; 3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления; 4) порядок принятия решений; 5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; 6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
Компетенция территориального общественного самоуправления. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся: 1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления; 2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений; 3) избрание органов территориального общественного самоуправления; 4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления; 5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении; 6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления: 1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях граждан; 3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда и иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан; 4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов[2].
Местное самоуправление в Российской Федерации: концепция, признаки, правовые основы, территориальная организация.
Концепция Местное самоуправление: - одна из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории (ст. 3 КРФ)
- один из уровней власти;
- форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через ОМСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Это публичная негосударственная власть. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии (референдум, выборы) и через избираемые органы (советы, мэры и др.).
Основные теории местного самоуправления:
- Общественная: строгое разграничение гос и общинных дел
- Хозяйственная: хозяйственная самостоятельность общины
- Юридическая: юридическая самостоятельность общины
- Политическая: принцип отделения ДЛ общины от гос службы
- Государственная: общинные дела - часть госдел, переданных для исполнения на места
- Государственно-общественная теория: выполнение общиной как местных, так и госдел.
Признаки: 1) Различие в хар-ре власти. МСУ - власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью.
2) Разграничение сфер компетенции. Ограниченность круга дел, предоставленных МСУ.
3) Самостоятельные источники средств.
4)Территориальная ограниченность (имеются локальные территории мун. образований с установленными органами гос. власти границами)
Правовые основы: Под правовыми основами местного самоуправления понимается нормативная база, которую составляют:
международно-правовые акты (Европейская хартия МСУ 1997 г., принципы и нормы международного права), Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, конституции, уставы, законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований, Бюджетный, Налоговый кодекс; КоАП, УКРФ и иные нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельность местного самоуправления.
Нормативные указы президента; Постановления правительства
Территориальная организация местного самоуправления
В РФ для обозначения самоуправляемых территорий используется термин муниципальное образование
Муниципальное образование – это населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются мун. собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В соответствии с нормами ФЗ №131 местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ: в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований – городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Конституция Российской Федерации допускает изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, с учетом мнения населения соответствующих территорий. Здесь определены общие подходы к формированию территориальных границ местного самоуправления. Политологи разделяют общество на три основных сектора: власть (функция власти, политическая функция); бизнес (хозяйственная функция); гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач, требующих совместных усилий) функции МСУ:
Как один из уровней власти: проведение в жизнь политику гос-ва на местах
Как институт ГО: обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами.
Как организатор местного хозяйства: выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг.
2. Муниципальное образование как объект управления: типология, население и территория, инфраструктур ресурсы
Муниципальное образование как объект управления представляет собой населённую территорию, на которой осуществляется процесс местного самоуправления (принимаются решения относительно вопросов местного значения). Процесс местного самоуправления осуществляется непосредственно населением территории и (или) посредством работы выборных и иных органов в системе местного самоуправления с целью решения вопросов на локальном уровне.
С мая 2014 г. законодательством РФ предусматривается возможность для создания 7 видов муниципальных образований. При этом муниципальные образования могут учреждаться, упраздняться или изменяться законами субъектов РФ. При этом муниципальные образования одних видов могут входить в состав муниципальных образований других видов, при этом муниципальные образования существуют по всей территории РФ.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в РФ существовало 5 видов муниципальных образований, в частности: сельские поселения; городские поселения; муниципальные районы; городские округа; внутригородские территории городов федерального значения (внутригородские муниципальные образования городов федерального значения).
ФЗ от 27 мая 2014 г. №136-ФЗ введено два новых вида муниципальных образований, в частности: городские округа с внутригородскими делениями; внутригородские районы. Органы государственной власти путем принятия законов субъекта РФ имеют право проводить работу по перераспределению полномочий между округами и районами.
В отличие от городских округов, представительные органы районов могут формироваться только одним способом – путем проведения муниципальных выборов. Представительные органы федеральных округов формируются как на муниципальных выборах, так и из состава представительных органов районов.
В связи с проводимой муниципальной реформой в РФ складывается двухуровневая система системы местного самоуправления. Территории муниципальных образований в большинстве субъектов РФ совпадают с административно-территориальным делением, при этом городским округам соответствуют города республиканского, краевого, областного, окружного значения, городским поселениям - города или посёлки городского типа районного значения, сельским поселениям - сельсоветы или сельские округа, но во многих регионах имеются расхождения.
В системе гражданских правоотношений муниципальные образования могут выступать наравне с другими участниками в системе гражданских правоотношений - гражданами, юридическими лицами, а также РФ и её субъектами. От имени муниципальных образований обычно выступают уполномоченные органы местного самоуправления.