Тема 2. Единая Государственная (Российская) система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
Вопросы:
1. Государственная политика в области защиты населения от ЧС
2. Назначение и задачи РСЧС
3. Состав и структура РСЧС
4. Режимы функционирования РСЧС
Основная Литература:
1. Федеральный закон о защите населения и территории от ЧС №68-ФЗ от 21 декабря 1994 (полномочия и ответственность руководителей всех уровней, обязанности граждан)
2. Постановление Правительства РФ №1113 от 5 ноября 1995 (понятия и требования в законе, утверждение ПОЛОЖЕНИЯ О РСЧС, со всей структурой)
3. Постановление Правительства РФ №794 от 30 декабря 2003 (уточнение ПОЛОЖЕНИЯ РСЧС (об объединении гражданской обороны и противопожарной защиты))
ЗАДАНИЕ: ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ - заучить.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года Глава IV. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка. 2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. |
Основная обязанность государства - гарантии безопасности человека и населения.
Этой проблемой занимались усиленно с начала применения Химического Оружия в Первую мировую войну.
Этапы становления Государственной политики:
I этап: Советское время. (Угроза новой войны)
1931 год - 1961 год - Местная Противовоздушная Оборона (МПВО) - первая гражданская структура, функционирующая и в военное и мирное время.
II этап: После второй мировой войны. (Новые виды оружия, начало работы Атомные ЭС (гражданские - уже не способны обеспечить безопасность ->))
1961 год - 1991 год - Гражданская оборона - военная организация (в условиях ракето-ядерной войны и мирное время (химия))
1972 год - Международная Организация Гражданской Обороны
III этап:
1991 год - н.в. - Министерство Чрезвычайных Ситуаций (по делам Гражданской Обороны, Чрезвычайным ситуациям и противопожарной защите)
Огромное число чрезвычайных ситуаций - одно министерство не способно справиться => РСЧС
Любая система (в т.ч. РСЧС) представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем и элементов на различных иерархических уровнях (от федеративных до локальных), предназначенных для решения определенных задач.
Основные задачи РСЧС:
1. Разработка и реализация Правовых и Экономических норм, связанных с обеспечением безопасности. (Защитить участников ликвидации и наказать тех, кто приводит к неоправд. потерям)
2. Разработка и реализация Целевых и Научнотехнических программ, направленных на предупреждение ЧС. (на 130 месте по обеспечению безопасности, страна - развивающаяся (как третьего мира), низкий уровень образования)
3. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств действием ЧС. (Кадры, техника..)
4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации о ЧС. (Увеличение эффективности мер, сохранение секретности информации особой важности)
5. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
6. Подготовка населения к действиям в ЧС.
7. Создание необходимых материальных и финансовых резервов. (По устранению последствий)
8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля за действиями всех органов управления по обеспечению безопасности.
9. Ликвидация ЧС.
10. Осуществление мер социальной защиты пострадавших (В правовом и материальном смысле)
11. Международное сотрудничество в области ЧС и защиты населения. (Обучение и обмен опытом, международные научные центры по изучению воздействия ЧС на среду...)
Состав и структура РСЧС:
Иерархические уровни | Органы управления | Силы и средства 1. Силы и средства быстрого реагирования 2. СИС Постоянной готовности: А) СИС Наблюдения и контроля (Все органы надзора на всех уровнях) Службы контроля учреждений и ведомств Наблюдения и лабораторного контроля Продовольствия Гидрометио Служба Служба Сейсмического наблюдения Ветеринарная служба Б) СИС Ликвидации ЧС (Постоянной готовности) Военизированные и нет подразделения противопожарной защиты Аварийноспасательные отряды Восстановительные бригады Медицинские формирования экстренной помощи Формирования ветеринарной экстренной помощи Специальные подразделения Министерства Обороны и МВД Специальные ведомственные и объектовые отряды Военизированные Горноспасатели 3. Внештатные формирования | Связи, оповещения и обмена информации | Резервы | |
Координирующие (Необходимо быстро действовать. Работают временно, на время ликвидации ЧС) Глава: первые лица | Постоянного (Как любые бюджетные организации, время работы.. Но если ЧС, то дольше) | Повседневного (Круглосуточно) | |||
Федеральный | Правительственные Комиссии по ЧС (КЧС) Глава: Премьер-Министр (или один из заместителей) | МЧС (ГО, ЧС, ППЗ) | Центральный пункт управления при МЧС и дежурно диспетчерская служба | Центральная Информационно-управляющая система при МЧС | Федеральный резерв |
Межрегиональный | Межведомственные КЧС Глава: Руководитель региона источника ЧС (Губернатор, Министр). С других регионов – специалисты. | Межрегиональные центры (ГО, ЧС, ППЗ) | Центральный пункт управления при МЧС и дежурно диспетчерская служба | ЦИУС РЦ | Межрегиональный резерв |
Региональный (территориальный) | КЧС Субъектов (республика, область, край) Российской Федерации. | МЧС или (Главные) управления по ЧС, Го, ППЗ | Пункты управления и ДДС | ИУС МЧС ТУ У | Резерв субъектов федерации |
Муниципальный (местный) | КЧС Органов Местного Самоуправления | Комитеты или отделы, Центры. | ДДС или Дежурная служба | Абонентские пункты | Резерв органов местного самоуправления |
Объектовый | Объектовые КЧС Глава: руководитель (директор) | Отделы, сектора, отдельные специалисты (по важности и опасности объекта) | ЦПУ, или Дежурная служба | Телефонная связь, телефон прямой связи | Объектовый резерв |
А В МГУ! (Местный уровень) | КЧС Университета | Центр по делам ГО, ЧС, ППЗ | Дежурная служба (ГС, Хим, Физ, Военное) | Телефонные, звуковые, посыльные, пп сигнализаторы | Резерв факультета |
Факультет (Объектовый) | КЧС Факультета Глава: Декан |
Направления развития РСЧС:
1. Формирование унифицированного методического и программного обеспечения
2. Автоматизация систем управления (Меньше времени на обработку и оповещение)
3. Разделение сфер ответственности между центром, субъектами и местными органами (от перегрузок МЧС)
4. Создание Национального Центра Управления в кризисных ситуациях
5. Создание специальных гражданских формирований МЧС с разной специализацией
6. Создание глобальной международной системы прогнозирования и борьбы со стихийными бедствиями.
Режимы функционирования РСЧС:
1. В мирное время
Режим повседневной деятельности (подготовка специалистов, техники)
Режим повышенной готовности (обстановка ухудшается, создание КСЧ)
Чрезвычайный режим (работа на месте ЧС)
2. При переходе на военное положение
-Режим единоначалия (Все действия – под командиром)
-Привлечение военных специалистов
-Создание запасных пунктов управления на всех уровнях
-Увеличение резервов, создание мобилизационных резервов
Режим повседневной готовности (все службы – наличие необходимых сил и средств)
Первоочередные мероприятия первой группы (ожидание команды к действию)
Второй группы – (полная готовность)
Общая готовность (выполнение)
ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРИТОРИИ