Буржуазные реформы 60-70х гг. (земская, городская, судебная, военная) и причины их незавершенности.
Причины реформ. Необходимо было привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями. Судебная реформа началась с введением в 1864г. новых судебных уставов. Основными принципами новой судебной системы являлись: бессословность, т.е. дела представителей всех сословий рассматривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех перед законом; независимость суда, т.е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения, кроме того, действовал принцип несменяемости судей, т.е. правительство не могло своей властью отстранить от должности судью; гласность, которая означала право публики присутствовать на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчетов журналистов о судебных процессах; состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката, первый из которых выдвигал обвинения, а второй защищал подсудимого; наличие института выборных присяжных заседателей, определявших виновен ли обвиняемый. В основе системы общего суда находился окружной суд, охватывавший одну губернию, с присяжными заседателями. Второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов. Роль высшей инстанции играл Сенат. Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из одного судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Общий и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда. Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, но несмотря на провозглашенный принцип независимости судебных следователей, фактически прокуратура была подчинена министру юстиции. Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Однако реформа осталась незавершенной. Так, для разбора конфликтов в крестьянской среде сохранялся сословный волостной суд. Земская реформа началась в 1864г. Создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. 3емские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительством и эксплуатацией дорог, устройством лечебных и благотворительных учреждений, народным образованием, продовольственным снабжением, пожарной охраной, статистической службой, местной торговлей и промышленностью, а также распределением податей. Полномочия земств постоянно ограничивались, губернским земствам запрещались контакты между собой. Городская реформа, начавшаяся в 1870г., создавала новую систему городского самоуправления. Избирательные права предоставлялись лишь лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Согласно реформе избирались городские управы - исполнительный орган во главе с городским головой. Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств. Военные реформы начались в конце 1850-х гг. Их основной целью было: сокращение численности армии на 40%; создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий; введение военных округов, создание Главного штаба; создание гласных военных судов; отмена телесных наказаний; перевооружение армии и флота; введение в 1874г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 на флоте. Особенностью военных реформ являлся их последовательный прогрессивный характер. Таким образом реформы придали более цивилизованные формы системе управления, суду, но, не изменили основы политической системы в стране и даже укрепили самодержавие.