Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе XVIв.
К XVI в. производство и торговля достигли в Западной Европе значительного развития, что обусловило возрастание потребности в деньгах как всеобщем средстве обмена. Металлических же денег из золота и серебра в Европе не хватало. Кроме того, после упадка в XV в. торговли на Средиземном море, падения Константинополя и захвата турками Передней Азии и Балкан, восстановления монополии египетских султанов на Красном море необходимость поиска новых источников поступления золота и серебра, новых путей торговли еще более возросла. В этих условиях неудержимая, всеобщая жажда денег, новых источников быстрого обогащения охватила в Западной Европе все слои населения, что стимулировало поиск новых морских торговых путей из Европы в Африку, Индию и Восточную Азию.
Положительно повлияли на великие географические открытия и те важные усовершенствования, которые были сделаны в то время в мореплавании и военном деле. На протяжении XV в. был создан новый тип быстроходных и легких парусников – каравелл, вместительный трюм которых позволял делать большие морские переходы. Значительно увеличилась безопасность мореплавания благодаря усовершенствованию компаса, морских карт, приборов и приспособлений. Большое значение имело усовершенствование огнестрельного оружия, появились мушкеты, пистолеты и пушки.
Первыми из западноевропейских стран, которые начали поиски новых морских путей в Африку, Индию и Азию, были Португалия и Испания. В этом были заинтересованы королевская власть названных стран, церковь, купцы и особенно дворяне. После окончания войны с маврами португальские и испанские дворяне, которые с презрением относились ко всем видам деятельности, кроме войны, остались по существу без дела и очень скоро оказались в долгах у городских ростовщиков. Поэтому идея разбогатеть в Африке или Азии для массы мелкопоместных дворян была особенно заманчивой. Именно из их среды вышли в XV – XVI вв. смелые мореплаватели, жестокие завоеватели-конкистадоры, алчные колониальные чиновники. Купцы охотно давали деньги на эти экспедиции, так как надеялись на овладение новыми торговыми путями и быстрое обогащение. Католическая церковь освящала дела конкистадоров в надежде увеличить количество верующих, свои земельные владения и доходы. Королевские власти в Португалии и Испании в овладении новыми торговыми путями и колониями также видели выход из сложившейся острой нехватки денег. Кроме того, они стремились захватить многочисленное воинствующее дворянство идеей открытия новых стран, потому что в противном случае его легко могли использовать крупные феодалы в борьбе против укрепления королевской власти.
Учитывая, что торговые пути на Средиземном море были захвачены мощными в то время морскими городами-республиками Италии Венецией и Генуей, на Балтийском море — союзом северных и центральных немецких городов – Ганзой, экспансия Португалии и Испании была возможна только в сторону неизвестного тогда Атлантического океана. Да и само географическое положение Пиренейского полуострова, который выдвинут далеко на запад в этот океан, содействовало именно такому направлению экспансии португальцев и испанцев.
Первыми на океанские пути вышли португальцы, но сначала освоение Атлантики происходило медленно, ибо желающих попасть в "море тьмы", так тогда называли европейцы не известную им южную часть Атлантического океана, было немного. Постепенно португальцы захватывали в Африке одну колонию за другой, и наконец Б. Диас в 1487 г. достиг мыса Доброй Надежды, обогнул его и вышел в Индийский океан. Однако его подчиненные, ссылаясь на усталость, отказались продолжать мореплавание и Б. Диас был вынужден вернуться в Лиссабон, так и не достигнув берегов Индии.
9. Эпоха Возрождения. Реформация: её экономические, политические и социокультурные причины и последствия (XV-XVIвв.)
Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций — грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок.
«95 тезисов против индульгенций», вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером , имели огромный резонанс. Они послужили мощным стимулом для выступлений против официальной церковной идеологии и послужили началом Реформации — движения за обновление веры, обратившегося против папства.
Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства — протестантизма, проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы.
Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае — к античным, в другом — к евангельским). С другой стороны, Реформация — это протест против ренессансного возвеличивания человека.
В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него — это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет.
Культурные и социально-исторические результаты реформационного процесса не исчерпываются рождением протестантизма и модернизацией католической церкви. Они более внушительны. Традиционное вероучение опиралось на практику искупления прегрешений путем совершения предписанных церковью «святых дел» (строгий пост, приобретение индульгенций, пожертвования в пользу церкви). Главная же идея тезисов Лютера состояла в том, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особых поступках, изолированных от обычной жизни и специально преследующих цели спасения. Человек не должен как монахи бежать от мира, наоборот, ему следует добросовестно исполнять свое земное призвание. Всякое занятие, если его польза не вызывает сомнений, может рассматриваться как святое дело.
Это коренное переосмысление покаяния привело к формированию новой, предпринимательской этики (получение прибыли признается делом, угодным Богу, если совершается без ростовщических хитростей, при условии потребительского воздержания, честности в деловых отношениях и непременного инвестирования нажитого богатства).
Утверждение этих новых норм и ценностей, определивших «дух капитализма», сыграло решающую роль, по мнению известного немецкого мыслителя XX в. Макса Вебера, в разложении натурального хозяйства и становлении капиталистических отношений.