Доверие и равенство доходов идут рука об руку
(обратно)
Следующий вопрос: какого рода механизм обусловливает эту связь? Можно, например, подумать, что, когда существует большое неравенство в доходах, самым бедным приходится по-настоящему туго, тогда как для самых богатых дела обстоят неплохо. Но это не так. В неравных обществах самым богатым тоже плохо – выше уровень заболеваний и детской смертности, чем у богатых людей из более равных обществ. Таким образом, мы не просто наблюдаем эффект относительного дохода – мы видим действие некоторого третьего общего фактора, который иначе работает в более неравных странах и в одинаковой мере затрагивает все классы общества.
Наиболее очевидный фактор такого рода – степень взаимного уважения и доверия между разными членами общества. Как показано на представленном выше графике, доверие и равенство доходов взаимосвязаны: самый высокий их уровень отмечен в Скандинавии. Простейшая интерпретация данных, приведенных в этой книге, заключается в том, что культура уважения порождает одновременно меньшие различия в уровне доходов и более здоровый образ жизни. При таком подходе различия в политике разных стран и эпох вызваны в основном различиями в ценностях. Последние влияют на политику, а политика – на результаты.
Я задал множество вопросов и, надеюсь, дал несколько полезных ответов. Мы имеем здесь дело с серьезными проблемами. Однако я искренне верю, что благодаря современной социальной науке и ясному мышлению мы можем создать практическое видение лучшего образа жизни с более вдохновляющей системой ценностей.
Глава 16
Это поворотная точка?
Пришло время признать, что в жизни есть нечто более важное, чем деньги, и пришло время, чтобы мы сосредоточили наше внимание не только на ВВП, но и на ОБ – общем благополучии.
Дэвид Кэмерон[519]
В Соединенных Штатах среди первокурсников колледжей регулярно проводится опрос, включающий вопросы о том, какие цели в жизни «являются необходимыми или очень важными». В 1960-е годы около 65 % студентов отвечали: «Выработать осмысленную жизненную философию», и только 45 % сказали: «Преуспеть в финансовом отношении». К 1980-м годам эти цифры поменялись местами и остаются таковыми по сей день[520]. Подобный рост материализма был отмечен среди взрослых и среди старшеклассников[521].
Кроме того, произошли изменения в этических стандартах. Reader's Digestрегулярно проводил опросы в 16 европейских странах. Людей спрашивали, насколько они одобряют или не одобряют «тех, кто, найдя утерянную вещь, оставляет ее себе». В конце 1960-х не одобряли 88 %; к 1990 году их доля снизилась всего до 68 %[522].
Таким образом, наблюдается тенденция к росту материализма и, если называть вещи своими именами, эгоизма. Некоторые люди полагают, что такие тенденции могут продолжаться до бесконечности. Однако история учит нас другому. Она гораздо цикличнее, чем думает большинство. Например, в Великобритании XVIII век был временем ослабления морали и распространения антисоциального поведения. Но в начале XIX века наступила новая эра сдержанности и респектабельности[523]. Она по-настоящему закончилась только несколько лет спустя после Второй мировой войны, породившей мощное чувство социальной солидарности. За последние десятилетия наступил упадок такого рода чувства товарищества. Вместо этого мы получили усиление индивидуалистической культуры, в которой каждый живет сам по себе, все меньше ощущая ответственность за других.
Без сомнения, настало время для меньшего материализма, большего внимания к внутренней жизни и большей заботы о благе других. Не это ли мы наблюдаем сегодня? Пока мы не можем быть уверены, но есть обнадеживающие знаки.
Обнадеживающие знаки
На индивидуальном уровне люди в настоящее время в большей степени озабочены качеством своих переживаний и, будем надеяться, чужих тоже. Девять из десяти британцев полагает, что «разговоры об эмоциональных проблемах стали более приемлемыми, чем в прошлом»[524]. Журнал Psychologiesсегодня выходит в Британии и во Франции полумиллионными тиражами. Ширится движение «Позитивной психологии»[525], растет число групп, выступающих за счастье на рабочем месте. Сейчас, когда я это пишу, американский предприниматель по имени Тони Шей находится в турне по Соединенным Штатам с лекциями «Доставляя счастье», посвященными управлению счастливым предприятием со строгим «прообщественным» кодексом поведения и отсутствием денежных стимулов. Мы находимся в гуще массовой культурной революции, в которой наши чувства признаются важными и легитимными в совершенно новом смысле.
Более того, наши политики реагируют на эти новые приоритеты. Вскоре после того, как Дэвид Кэмерон стал лидером британской партии консерваторов, он выступил со знаменитой речью о важности общего благополучия (ОБ) в сравнении с ВВП. Он сказал поразительные слова: «Благополучие не может измеряться деньгами или котироваться на рынке. Оно обусловлено красотой того, что нас окружает, качеством нашей культуры и, более всего, прочностью наших отношений»[526].
В 2008 году президент Франции Николя Саркози учредил комиссию Стиглица, в состав которой вошли пять лауреатов Нобелевской премии, для пересмотра критериев оценки прогресса в обществе. Параллельно ОЭСР, являющаяся клубом всех богатых стран, провела три конференции по этому вопросу.
Конечно, ВВП критиковали и раньше. Новизна заключается в том, что люди стали всерьез рассматривать альтернативу. Великобритания – первая крупная страна, сделавшая измерения благополучия центральным элементом национальной статистики[527]. Но правительства многих других стран сегодня тоже принимают меры по измерению «субъективного благополучия» своего населения. Соединенные Штаты используют для мониторинга счастья «метод реконструкции дня»[528]. Доклад Стиглица рекомендует «статистическим службам включать вопросы, направленные на фиксацию того, как люди оценивают свою жизнь, их гедонистического опыта и приоритетов»[529]. А ОЭСР рекомендовала своим членам каждый год измерять благополучие населения своих стран и занимается разработкой руководства, которое продемонстрирует им, как это делать[530].
Измерение – это только первый шаг к хорошей политике: оно может выявить проблемные зоны и разрушительные тенденции. Чтобы решить, что делать, потребуется воображение – придется обдумать возможные политические решения, а затем оценить их в категориях затрат и выгод, измеренных в единицах счастья. Прогресс в этой сфере был более медленным главным образом из-за недостатка фактов, но, по крайней мере, этот вопрос обсуждается и в Британии, и в США[531]. В Соединенных Штатах этим вопросом занимаются лучшие молодые экономисты[532].
В то же время в Британии было осуществлено множество новых мер по улучшению благополучия, основываясь на «достаточно убедительных свидетельствах»[533]. С 2000 года каждый орган местного управления имел полномочия для улучшения благополучия населения, и многие центральные министерства теперь располагают своими собственными подразделениями по улучшению благополучия[534]. В связи с этим приведу четыре примера того, каким образом новый акцент на благополучии меняет жизненный опыт британских граждан.
Психическое здоровье
Психическое здоровье – тот аспект нашей жизни, о котором забывали социальные реформаторы, такие как Уильям Беверидж. Когда Беверидж подготовил проект британского социального государства в 1942 году, он сосредоточил свое внимание на «пяти гигантах», которые, как ему казалось, рыщут по земле – нужде, невежестве, болезни, запустении и праздности, или, говоря простым английским языком, недостатке дохода, образования, физического здоровья, жилья и занятости. Это были наиболее объективные, материальные аспекты жизни.
Но если нам небезразлична внутренняя жизнь человека, мы должны сюда добавить шестого гиганта – психическое здоровье. Депрессия на 50 % чаще лишает трудоспособности, чем многие другие физические заболевания, включая ангину, астму, артрит и диабет[535]. Однако в развитых странах менее половины людей, страдающих депрессией, получают лечение. В случае с физическими заболеваниями лечение получают 90 % больных. Точно так же состояния тревожности, такие как агорафобия, социофобия, панические атаки и посттравматический стресс, тоже превращают людей в инвалидов, а от них, как правило, лечатся еще реже.
Но в действительности существуют экономически эффективные виды лечения. Например, когнитивно-поведенческая терапия для депрессии и тревожности прошла проверку в сотнях рандомизированных контрольных испытаний. После всего лишь шестнадцати сеансов лечения 50 % пациентов выздоравливают. Если проблемой является тревожность, выздоровление, как правило, оказывается полным. При депрессии такая терапия значительно сокращает риск рецидива и имеет более продолжительное действие по сравнению с антидепрессантами, если только не принимать их постоянно.
Однако, если антидепрессанты доступны большинству пациентов в большинстве стран, когнитивно-поведенческая терапия, как правило, нет. Особенно аномальная ситуация сложилась в Великобритании. У нас есть блестящая система, благодаря которой Национальный институт здоровья и клинических показателей дает обязательное руководство касательно того, какие виды лечения могут быть предложены Национальной службой здравоохранения. Это руководство разработано специалистами, и в нем говорится, что всем пациентам с депрессией и тревожными расстройствами должна предлагаться когнитивно-поведенческая терапия или другие виды речевой терапии, предназначенные для специфических заболеваний. Но до недавнего времени это руководство игнорировалось в большинстве частей страны.
С 2007 года все изменилось. Теперь у нас имеется национальная Программа по облегчению доступа к психотерапии, благодаря которой вскоре все, кто нуждается в лечении, смогут его получить[536]. Это отражает растущее желание воспринимать внутренний опыт всерьез, а также реагировать на огромные расходы казны, идущие на поддержание страдающих от нарушений в психической жизни и живущих на пособие за счет налогоплательщиков[537]. Эта новая революционная программа в конце концов должна преобразить жизнь миллионов англичан и показать пример всему миру.
Жизненные навыки
Очевидно, что лучше предотвращать психические заболевания, чем потом их лечить. Школы выполняют здесь ключевую роль, и в последние годы правительство ввело во всех школах национальную Программу по социальным и эмоциональным аспектам обучения. Как я отмечал в главе 15, такие программы должны базироваться главным образом на практических руководствах (как когнитивно-поведенческая терапия), чтобы мы получали надежные результаты. Три местных образовательных органа в Англии ввели в школах Пенсильванскую программу по воспитанию устойчивости с хорошими результатами, и это движение быстро ширится[538]. Один общий урок в этой области подтверждает положения позитивной психологии: если мы хотим, чтобы наши дети избегали дурных привычек (алкоголь, наркотики, курение и подростковый секс), нам следует не говорить им, чего не нужно делать, а поощрять в них развитие позитивных отношений и интересов[539]. В будущем мы можем надеяться на более высокий уровень эмоционального интеллекта среди молодежи.
Конечно, то же самое должно относиться и к взрослым. Выполнение родительских обязанностей – это ключевой навык, но многие родители не слишком подготовлены в этом вопросе. Удивительно, скольких родителей дети пугают. Существуют программы тренингов, которые учат быть любящими, но строгими родителями и помогают справляться с самыми непослушными детьми. Правительство Великобритании в настоящее время организует обучение почти тысячи тренеров для родителей в рамках программы «Уэбстер-Страттон. Невероятные годы», которая после 12 недель приводит к заметному улучшению поведения по меньшей мере двух третей трудных детей[540]. Оно также вводит «Поведенческую семейную терапию» под эгидой Национальной службы здравоохранения как один из способов снизить ущерб, наносимый семейными конфликтами. Это только несколько примеров по-настоящему обнадеживающих мер, которые в сочетании друг с другом приведут к улучшению психического здоровья в обществе.
Изменения в поведении
Один из способов воздействия на поведение – научить людей жизненным навыкам. Другой – изменить их внешнее окружение так, чтобы они делали более разумный выбор (с точки зрения своего благополучия). Правительства всегда это делали – именно для этого существует уголовный кодекс. Но новая наука, поведенческая экономика, подсказала немало новых и более изощренных способов как этого добиться. Например, было показано, что участие людей в частном финансировании пенсий напрямую зависит от того, сами они выбирают эту схему или же их по умолчанию в нее записывают, если только они прямо не заявят о своем нежелании в ней участвовать[541]. Когда для выхода из программы нужно подавать соответствующее заявление, в ней участвует почти втрое больше людей, чем тогда, когда приходится подавать заявление для участия в ней.
На этом этапе необходимо оценить: что лучше всего для благополучия индивида? Вы не можете полагаться на теорию выявленных предпочтений, чтобы получить правильный ответ, поскольку каждая процедура обнаруживает совершенно разный набор предпочтений. Вам придется принимать решение на основе того исхода, который вы сочтете наилучшим для благополучия населения. Столкнувшись с таким выбором, Пенсионный комитет британского правительства решил, что люди будут счастливее, если им нужно будет подавать заявление для выхода из программы частного финансирования пенсий, а не для включения в нее[542]. И это стало законом, действующим на территории страны.
Такой подход – пример того, что называется «либертарианским патернализмом»: правительство не принуждает вас ничего делать, но Большой Папочка создает такие стимулы, которые подтолкнут вас к принятию определенного решения. В США распространением подобных идей занимался Касс Санстин, ставший соавтором книги «Толчок к правильному выбору: как улучшить решения, касающиеся здоровья, богатства и счастья»[543] и работающий в администрации Обамы.
Экономическая политика
В результате экономического кризиса произошла радикальная переоценка приоритетов тех, кто определяет экономическую политику. Прежние программы придавали огромное значение максимальному увеличению ВВП, невзирая на риск краткосрочной нестабильности. Заявления банкиров о том, что дерегулирование приведет к росту ВВП, произвело впечатление на таких лидеров, как президент Клинтон и премьер-министр Блэр, которые именно так и поступили[544]. В результате разразился финансовый кризис, за которым последовал мощный всплеск безработицы.
Насколько это важно? Согласно Чикагской школе экономики, колебания в уровне безработицы гораздо менее значимы, чем долгосрочный рост ВВП [545]. Но с точки зрения исследований счастья верно обратное.
После событий последних лет политики снова регулируют банкиров. За этим стоит два направления мысли. Согласно одному, банкиры ошибались, когда утверждали, что слабое регулирование в банковской области благотворно для ВВП[546]. Но согласно второму, даже если банкиры были правы, это не было достаточным основанием для того, чтобы поставить под удар стабильную занятость миллионов трудящихся. Так что мы наконец видим проблеск новой системы ценностей, которая ставит благополучие населения выше интересов ВВП[547].
Контраст между этими двумя целями был центральной темой данной книги. Я утверждал, что зависимость от ВВП больше не является главным приоритетом общества, потому что она приносит мало дополнительного счастья. Но в последние годы этот взгляд поставили под сомнение три выдающихся экономиста в работах, которые привлекли к себе всеобщее внимание[548]. Их анализ по большей части сравнивает доход и счастье разных стран в один и тот же момент времени, тогда как главный вопрос в том, что происходит в одной и той же стране, когда она богатеет. Если мы ограничимся развитыми странами, ни США, ни Великобритания за последние шестьдесят лет не стали счастливее. А если мы возьмем все западноевропейские страны с начала 1970-х, когда начали вести статистику, тенденции в ВВП не оказывали значительного воздействия на удовлетворенность жизнью: значение имели только экономические циклы[549].
Тогда почему же ВВП имеет столь краткосрочное действие, если индивиды так стремятся разбогатеть? В новаторской статье, посвященной данному парадоксу, Ричард Истерлин отмечает, что людей беспокоит прежде всего соотношение между их доходом и доходами других[550]. Та же самая идея была предложена в главе 4 данной книги, и недавние исследования это подтверждают[551]. В то же время более богатые люди в обществе в среднем счастливее более бедных. Но по мере того как все общество становится богаче, люди в среднем не становятся счастливее – те, кто поднялся по шкале дохода, становятся счастливее, а те, кто опустился, становятся менее счастливыми. Это знакомая нам игра с нулевой суммой, от которой мы можем спастись, направив больше энергии на деятельность с положительной суммой – прежде всего на наши отношения с людьми.
Движение за более счастливое общество
Это должно стать для нашего общества дорогой к прогрессу. Каждый из нас найдет свой собственный способ внести вклад в более счастливую жизнь для других и для себя. Но, как и в случае с любым добрым намерением, нам придется преодолеть множество препятствий – недостаток информации, недостаток связей и недостаток личного упорства в достижении этой цели. Люди обычно с трудом находят практическое выражение своему идеализму – для реализации своей лучшей стороны.
Правильная структура может все облегчить. Вот почему наша группа решила основать массовое движение за более счастливое общество «За счастье» (Action for Happiness).. Это поможет находить информацию, а также объединиться единомышленникам и предпринять действия для улучшения своей жизни и жизни других людей.
Главная цель нашего движения – способствовать увеличению счастья и уменьшению несчастья. Центральная идея – личная приверженность членов движения цели увеличения счастья и уменьшения несчастья в мире. Это относится к тому, какую жизнь они ведут дома, на работе и как граждане. Для того чтобы общество было счастливо, индивиды должны извлекать счастье по большей части из помощи другим людям. От этого выиграют все – и те, кто отдает, и те, кто получает.
В основе движения будут стоять группы единомышленников, выступающих за достижение большего счастья теми способами, на которых они решат сосредоточить свое внимание. Таким образом, когда люди вступают в онлайн-движение, они смогут связаться с другими членами, объединить с ними свои усилия и получить от них поддержку. Они также найдут большой набор различных видов деятельности, которыми они могут заняться, – от улучшения собственного эмоционального баланса до деятельности на рабочем месте, в своем сообществе или лоббирования нашего дела среди тех, кто принимает политические решения. По нашему замыслу, движение сможет использовать фрустрированный идеализм, накопившийся во многих слоях нашего общества, особенно среди молодежи.
Интеллектуальная поддержка поступает от быстроразвивающейся науки о счастье, которая, как мы видели, подтверждает мудрость многовековых духовных и этических практик и предлагает новые идеи борьбы за счастье, будучи родителем, партнером, коллегой или гражданином. К самым лучшим из этих знаний легко можно будет получить доступ на сайте движения «За счастье».
За последнее десятилетие движение за благополучие сделало значительный шаг вперед. Более четкая цель может сейчас создать массовое движение. Вступив в это движение на www.actionforhappiness.org, люди найдут товарищескую поддержку, которую ищут, и знание, которое им потребуется, чтобы претворить свои идеалы в жизнь. Мы надеемся, что такое движение может в итоге стать мировой силой в борьбе за улучшение жизни.
Час настал. В значительной части общества образовался духовный вакуум, который раньше заполняла религиозная вера. Растет разочарование накоплением богатства как ответом на наши проблемы и появляется все больше свидетельств того, что молодежь становится несчастнее[552]. В то же время мы больше, чем когда-либо, знаем о том, как заложить основу счастливой жизни.
Когда разразился финансовый кризис, поначалу было неясно, окажется ли он полезным для подхода, ориентированного на благополучие, или нет. С одной стороны, это заставило людей больше беспокоиться о № 1 и о том, как оплатить счета. С другой стороны, кризис поднял вопрос о ценностях – и это будет иметь долгосрочное действие.
В настоящее время людей особенно волнует вопрос о том, нужно ли нам общество, которое так сильно полагается на эгоистический интерес, а не на приверженность благополучию других. Социальные тенденции не всегда однонаправленны, и это вполне может оказаться поворотным пунктом. И мы надеемся, что в завтрашнем мире нам удастся как можно обстоятельнее проявить наши лучшие качества и получить большее удовлетворение от жизни.
Благодарности
Эту книгу вполне можно назвать продуктом совместного производства: так много людей помогало в ее создании. Она никогда бы не появилась без Дэниела Канемана. В 1998 году он выступал в рамках программы «Лекции памяти Лайонела Роббинса» в Лондонской школе экономики и забросал меня фактами, подтверждающими, что счастье можно объяснить и измерить. Я ждал этих новостей с тех пор, как в 1980 году впервые написал о счастье, и вскоре решил взяться за эту книгу.
Мне невероятно везло на каждом этапе. Дэниел Канеман дважды приглашал меня в Центр здоровья и благополучия в Принстоне, за что я ему глубоко признателен. Отсюда возникла двухдневная конференция в Лондонской школе экономики: одна – общая, а другая – посвященная первому варианту книги, после чего я ее тщательно переработал. Одновременно Николас Хамфри, Майкл Мармот и я на протяжении года каждый месяц проводили небольшой семинар по теме счастья.
Меня также пригласили выступить в рамках программы «Лекции памяти Лайонела Роббинса» по теме «Счастье: есть ли ответ у науки?» Эти лекции, выложенные в Интернете, кажется, задели людей за живое. На сайте побывало 50 тысяч посетителей и было получено более тысячи электронных писем. Я глубоко признателен всем, кто написал.
Невозможно должным образом поблагодарить каждого из тридцати пяти человек, которые не поскупились на комментарии к данной книги. Многие из них также дали и другие жизненно важные советы. В число людей, которые помогли мне больше других, входят:
• Психология: Сара Блэкмор, Авшалом Каспи, Дэвид Кларк, Хелена Кронин, Ричард Дэвидсон, Эд Динер, Дилан Эванс, Джеффри Грэй (трагический погибший), Дэвид Хэлперн, Николас Хамфри, Фелисия Хьюперт, Оливер Джеймс, Дэниэль Канеман и Тим Шэллайс.
• Медицина/Психиатрия: Майкл Мармот, Рэндольф Нессе, Стивен Роуз, Майкл Раттер, Бертон Сингер, Лесли Тернберг, Саймон Весли и Льюис Уолперт.
• Социология/Антропология: Мэри Дуглас, Кейт Гэврон. Энтони Гидденс, Кристофер Дженкс, Сара Макланахан, Роберт Патнэм и Гэрри Рансимен.
• Философия: Роджер Крисп, Кит Даудинг, Бхикху Парех, Амартия Сен и Питер Сингер.
• Экономика: Тим Бесли, Эндрью Кларк, Гэвин Дейвис, Майк Элсби, Стенли Фишер, Ричард Фриман, Бруно Фрей, Джон Хеллиуэлл, Уилл Хаттон, Ричард Джэкман, Хэмиш Макрай, Алан Мэннинг, Стивен Никелл, Эндрью Освальд, Мэтью Рабин и Роберт Скидельски.
• Общие замечания: Колин Эш, Джейн Аткинсон, Уильям Барнс, Крис Боман, Боб Гэврон, Молли Мичер, Джулия Ньюберджер, Хетан Шах и Найджел Вентворт.
Нет необходимости говорить, что они не всегда были со мной согласны. Эндрью Освальд был первопроходцем изучения счастья в Великобритании, сначала в Лондонской школе экономики, а затем в Уорике. Ричард Дэвидсон – ведущий нейропсихолог в этой области, он великодушно инициировал меня в данную область как здесь, так и в своей лаборатории. Николас Хамфри и Рэндольф Нессе – ведущие ученые в области теории эволюции, а Майкл Мармот – первопроходец в области изучения социальных аспектов здоровья. Все поделились со мной своей мудростью и поддержали меня.
Весь проект зависел от поддержки Лондонской школы экономики, которая в течение сорока лет была для меня счастливым домом, а также от Совета по экономическим и социальным исследованиям, который щедро финансировал в течение последних двадцати пяти лет Центр экономического развития.
В Центре мне невероятно повезло с командой: Линда Кливли блестяще занималась рукописями, Найэлл Флинн был вдумчивым и усердным ассистентом по исследованиям, а Марион О’Брайен – превосходным организатором моей жизни. Мне повезло, что я работал с таким замечательным агентом, как Каролин Дауни, а в издательстве Penguin– с двумя великолепными редакторами, Скоттом Мойерсом в Нью-Йорке и Стюартом Проффитом в Лондоне, которые внесли огромный вклад в совершенствование этой книги. Все это стало возможным благодаря вере в проект, ясности мысли и поддержке моей жены Молли.
Спасибо вам всем.
Ричард
Источники таблиц
C. 28. Насколько мы счастливы?
World Values Survey (1981, 1990, 1995–1997). Обновленный анализ, основанный на данных General Social Surveyи Eurobarometer, также показал, что обе страны очень близки друг к другу.
C. 29. Счастье… виды деятельности
C. 30. Счастье… люди
Kahneman et al., 2004, tab. 1. Среднее счастье – это разница между позитивным и негативным аффектом.
C. 31. Среднее счастье в разное время дня
Kahneman et al., 2004, fig. 1. Это данные для негативного аффекта, но с противоположным знаком.
C. 33. Реакция мозга на два изображения
Sutton, S. K., Ward, R. Т., Larson, C. L., Holden, J. E., Perlman, S. B. and Davidson, R. J. «Asymmetry in pre-frontal glucose metabolism during appetitive and aversive emotional states: An FDG-PET study», Psychophysiology 34, S. 89. График был любезно предоставлен Ричардом Дэвидсоном.
C. 50. Доход и счастье в США
Доход на душу населения (скорректированный в соответствии с ценами)
Bureau of Economic Analysis, U. S. Department of Commerce, National Income and Product Accounts, tab. 7.1 Real GDP per person per year.
Счастье
1946–1971: American Institute of Public Opinion (AIPO) (Gallup), цит. по: T. W. Smith, «Happiness: Time trends, seasonal variations. Intersurvey differences and other mysteries», Social Psychology Quarterly 42(1), Mar. 1979, 18–30. 1972–2008: General Social Survey (GSS).
Вопросы, задаваемые во время исследования, были сопоставимы, но не идентичны:
Американский институт общественного мнения (AIPO):в целом, насколько счастливым Вы можете себя назвать: очень счастливым, достаточно счастливым или несчастным?
(GSS): если принять все во внимание, как Вы себя ощущаете в эти дни: очень счастливы, вполне счастливы или не слишком счастливы?
По очевидным причинам GSS получил меньше ответов в верхней категории, чем AIPO (различие между «достаточно счастливый» и «вполне счастливый»). См.: R. G. Niemi et al., Trends in Public Opinion, 1989; New York: Greenwood Press, tab. 15.1.
Отметим также, что в GSS меньше людей «очень счастливы» в сравнении с данными WVS в таблице на cC. 28. Это вызвано различием в близких друг к другу категориях: «достаточно счастливый» в GSS и «вполне счастливый» в WVS.
C. 51. Счастье в зависимости от положения на шкале доходов
World Values Survey. Для США: 1981, 1990, 1995–1997; для Великобритании: 1981, 1990.
C. 53. Доход и счастье: сравнение по странам
Доход на душу населения
World Bank, World Development Report.Реальный ВВП на душу населения в год в 1999 году, измеренные по паритету покупательной способности в долларах США.
Счастье
World Values Survey,четвертая волна, около 1999 года. Там, где данные отсутствуют, брались более ранние волны.
Задавались следующие вопросы:
i) С учетом всего, Вы считаете, что Вы очень счастливы, совершенно счастливы, не слишком счастливы, совсем не счастливы?
ii) С учетом всего, насколько Вы в эти дни удовлетворены жизнью в целом? Пожалуйста, используйте данную карточку при ответе.
Величина, указанная в графике, – среднее между процентом «вполне» или «очень счастливых» и процентом «удовлетворенных» до уровня 6 и выше.
C. 65. Требующийся реальный доход и действительный средний реальный доход
Rainwater, 1990, tab. 1. Вопрос не задавался с 1986 года, когда Институт Гэллапа перешел от очных опросов к опросам по телефону.
C. 77. Часы, отработанные за год
Часы, отработанные за год всеми работниками, взяты из: OECD, Employment Outlook2003, p. 322. Затем они умножены на коэффициент, показывающий соотношение между часами, отработанными за неделю работниками с полной занятостью, и часами, отработанными за неделю всеми работниками (взято из: European Labour Force Survey и U. S. Current Population Survey).
C. 86. Если у одного близнеца проблема…
McGue and Bouchard, 1998, tab. 1.
C. 96. «Большая семерка» факторов, влияющих на счастье
http://cep.lse.ac.uk/layard/annex.pdf, annex 5.2.
C. 97. Влияние на счастье
Все строки, кроме 8 и 9: Helliwell, 2003a, tab. 3, основаны на WVS.Чтобы выяснить действие 33 %-го уменьшения дохода семьи, я предполагаю, что мы переходим от шестой децильной группы к четвертой (верно для Великобритании; см.: Office of National Statistics Economic Trends, April 2000, p. 62).
Строка 8: Blanchflower and Oswald, 1999, tab. 7. Очень приблизительно.
Строка 9: Di Tella et al., 2003, tabs 8 and 10.
C. 117. Семейные проблемы
1960: McLanahan and Sandefur, 1994, p. 138.
2000: столбец 1, США: Statistical Abstract of the USA(данные для 1997 года).
Великобритания: Social Trends, No. 31, 2001 edition (данные для 1999 года).
Столбцы 2 и 3: G. Martin and V. Kats, «Families and work in transition in 12 countries, 1980–2001», Monthly Labor Review, September 2003, tabs 4 and 6.
C. 120. Американцы считающие, что…
Putnam (2000), p. 139.
C. 126. Женатые американцы, называющие свой брак…
General Social Survey.
C. 154. Мужчины, погибшие на войне
Pinker, 2002; адапт.: Keeley, 1996, p. 90. Цифры основаны на данных антропологов XX века. Археологические находки подтверждают рассказываемую ими историю.
C. 230. Дети в возрасте от 11 до 15 лет…
World Health Organization, Young People's Health in Context. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) Study: International report from the 2001/2002 survey, edited by Candace Currie et al., fig. 2.18.
C. 242. Уровень безработицы, 2000–2004 гг.
HM Treasury, Pocket Databank, hm-treasury.gov.uk.
C. 257. Причины нетрудоспособности (Соединенные Штаты и Европейский союз)
www.who.org. Данные относятся к числу случаев нетрудоспособности. Степень нетрудоспособности для каждого заболевания оценивается экспертной медицинской комиссией (по шкале от 0 до 1). Затем ВОЗ суммирует показатели по нетрудоспособности и анализирует, какой вклад каждое из заболеваний вносит в общее число случаев нетрудоспособности. У США и Европейского союза очень похожие результаты.
C. 290. Если человек болен шизофренией…
Gottesman, 1991. Под наличием шизофрении подразумевается ее наличие в любой период вашей жизни.
C. 358. Доверие и равенство доходов идут рука об руку
Wilkinson and Pickett, 2009, p. 52.
Список приложений
Доступен по адресу: http://cep.lse.ac.uk/layard/annex.pdf
Данные приложения содержат специальный анализ.
В одних приложениях представлены статистические таблицы, в других – подробные исследовательские данные, в третьих – гипотетический анализ.
3.1 – Тенденции в счастье
4.1 – Роль сравнения доходов и привыкания к доходу
4.2 – Производительность и рост в Европе и в США
4.3 – Является ли счастье количественным понятием и поддается ли сравнению?
5.1 – Наследственность
5.2 – Удовлетворенность отдельными областями жизни и общее счастье
5.3 – Причины национальной удовлетворенности жизнью и число самоубийств
6.1 – Действие телевидения на счастье
8.1 – Как забота о других может сделать людей счастливее
8.2 – Ценность появления новой жизни или продления жизни
11.1 – Число психических заболеваний и процент больных, получающих лечение
14.1 – Темы, нуждающиеся в дальнейшей разработке
14.2 – Избранная литература (по главам)
Библиография
См. список избранной литературы для чтения (по главам): http://cep.lse.ac.uk/layard/annex.pdf.
Аткинсон, Э. и Дж. Стиглиц (1996), Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект-Пресс.
Бентам, И. (1998), Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН.
Брейтуэйт, Дж. (2002), Преступление, стыд и воссоединение. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа».
Всемирный банк (2001), Доклад о мировом развитии 2000/2001: Наступление на бедность. М.: Весь мир.
Гилберт, Д. (2008), Спотыкаясь о счастье. СПб: Питер.
Гоббс, Т. (1989), О гражданине // Томас Гоббс. Сочинения. Т. 1. М.: Мысль.
Гоббс, Т. (1991), Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Томас Гоббс. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль.
Гоулман, Д. (2011), Эмоциональный интеллект. М.: АСТ.
Гоулман, Д. (2009), Деструктивные эмоции. Минск: Попурри.
Далай-лама [XIV] (2006), Открытое сердце. Киев: София.
Дэвис, Н. (2005), История Европы. М.: ACT.
Канеман, Д. и А.Тверски (2003). Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. Т. 24. № 4. С. 31–42.
Лэнг, Р. (1995), Расколотое «Я». СПб.: Белый кролик.
Макинтайр, А. (2000), После добродетели: Исследования теории морали. М.: Академический проект.
Маршалл, А. (1993), Принципы экономической науки. М: Прогресс.
Милль, Дж. С. (1900), Утилитарианизм. О свободе. СПб.
Нозик, Р. (2008), Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН.
Ролз, Дж. (1995), Теория справедливости. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета.
Салинз, М. (1999), Экономика каменного века. М.: ОГИ.
Самуэльсон, П.А. (2002), Основы экономического анализа. СПб.: Экономическая школа.
Селигман, М. (2006), Новая позитивная психология. Киев: София.
Сен, А. (2004), Развитие как свобода. М: Новое издательство.
Скратон, Р. (2006), Кант. Краткое введение. М: АСТ.
Смит, А. (2007), Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо.
Смит, А. (1997), Теория нравственных чувств. М.: Республика.
Франкл, В. (2009), Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. М.: Альпина нон-фикшн.
Фрейд, З. (1998), По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. СПб.: Алетейя.
Чиксентмихайи, М. (2011), Поток психология оптимального переживания. М: Альпина нон-фикшн.
Academy of Medical Sciences (2004), Calling Time. The Nation's Drinking as a Major Health Issue, London.
Ainslie, G. and Herrnstein, R. (1981), «Preference reversal and delayed reinforcement», Animal Learning and Behaviour, 9, 476–482.
Aked, J., Marks, N., Cordon, C. and Thompson, S. (2008), Five ways to wellbeing: the evidence, London: New Economics Foundation.
Alesina, A., Di Tella, R. and MacCulloch, R. (2003), «Inequality and happiness: Are Europeans and Americans different?», Harvard, Institute of Economic Research Discussion Paper No. 1938.
Alesina, A., Glaeser, E. and Sacerdote, B. (2001), «Why doesn’t the United States have a European-style welfare state?», Brookings Papers on Economic Activity, Fall, 187–277.
Alesina, A. and La Ferrara, E. (2000), «Participation in heterogeneous communities», Quarterly Journal of Economics, 115, 847–904.
Amato, P., Loomis, L. and Booth, A. (1995), «Parental divorce, marital conflict, and offspring well-being during early adulthood», Social Forces,73, 895–915.
Anisman, H., Zaharia, M., Meaney, M. and Merali, Z. (1998), «Do earlylife events permanently alter behavioural and hormonal responses to stressors?», International Journal of Developmental Neuroscience, 16, 149–164.
Arrow, K. and Hurwicz, L. (1977), «Decentralization and computation in resource allocation», in K.Arrow and L.Hurwicz (eds), Studies in Resource Allocation Processes, Cambridge: Cambridge University Press.
Arrow, K.J. and Dasgupta, P. (2009), «Conspicuous Consumption, Inconspicuous Leisure», The Economic Journal, (119), F497-F516.
Ashenfelter, O. and Layard, R. (1983), «Incomes policy and wage differentials», Economica, 198, 127–143.
Atkinson, A. and Stiglitz, J. (1980), Lectures in Public Economics, London: McGraw-Hill.
Axelrod, R. (1984), The Evolution of Cooperation, New York: Basic Books.
Ayer, A. (1948) «The principle of utility», in G. Keeton and G. Schwarzenberger (eds), Jeremy Bentham and The Law: A Symposium, London: Stephens and Sons.
Badcock, C. (2000), Evolutionary Psychology, London: Polity Press.
Bargh, J. and Chartrand, T. (1999), «The unbearable automaticity of being», American Psychologist, 54, 462–479.
Barondes, S. (1999), Molecules and Mental Illness, New York: Scientific American Library.
Bartolini, S., Bilancini, E. and Pugno, M. (2008), «Did the Decline in Social Capital Depress Americans' Happiness?», University of Siena.
Becker, G. (1981), A Treatise on the Family, Cambridge, MA: Harvard University Press.
Becker, G. and Stigler, G. (1977), «De gustibus non est disputandum», American Economic Review, 67, 76–90.
Belk, R. and Pollay, R. (1985), «Images of ourselves: The good life in twentieth-century advertising», Journal of Consumer Research, 11, 887-97.
Bentham, J. (1789), An Introduction to the Principles of Moral