Победа Филиппа при Херонее, 336 г.
Союзные эллинские войска удачно отбивались от Филиппа в течение года. Затем в августе 338 г. до н. э. они потерпели страшное поражение при Херонее, близ беотийско-фокейской границы. В недавнее время были раскопаны останки избранного афинского войска — так называемого «священного» отряда. Они пали при атаке македонян, которых вел в битву 19-летний сын Филиппа, Александр.
Боевой конь. Мраморная плита IV в. до н. э., найденная в 1948 г.
Национальный музей. Афины.
По предположению некоторых исследователей на плите изображен Буцефал, любимый конь Александра Македонского, на котором он сражался в битве при Херонее.
По известным источникам невозможно подробно проследить ход всего сражения, известны только отдельные эпизоды. Но из вышеупомянутой находки (из 300 человек, составлявших священный отряд, вырыты останки 118) видно, что союзники бились упорно и с полным сознанием значения этой битвы. Рассказывают, что и сам Демосфен — ему было тогда 42 года — также сражался в рядах афинских гоплитов. Но постоянное войско раз и навсегда одолело здесь ополчение, составленное из граждан. На стороне Филиппа — твердо сплоченный организм, хорошо обученное войско, в котором все было прочно и все части согласованы; стройное целое, подчиненное безусловной воле царя-полководца; а на стороне союзников — недостаток именно в этой силе, хотя воины были и храбры, и разумны, и воодушевлены одной общей идеей. Поражение было полным, и впечатление, произведенное им в Афинах, ужасающим; однако там никто не потерял головы, никто даже не подумал об изменении политики, и Демосфен получил в это время особенно почетное и в политическом смысле важное поручение — сказать надгробную речь своим павшим соратникам. По предложению Гиперида, принадлежавшего к одной партии с Демосфеном, были приняты все меры к энергичной обороне Афин. Одновременно с этим были начаты мирные переговоры, которые и закончились благополучным исходом, т. к. Филипп, на первых порах отуманенный победой и забывший об умеренности, совладал с собой и решил весьма осторожно воспользоваться своим успехом. Он только занял македонским гарнизоном Кадмею в Фивах и этим обеспечил свое военное положение в Средней Греции. Афины были избавлены победителем от внешнего унижения — от занятия города или его области иноземным войском. Филипп теперь более, чем когда-либо, был озабочен тем, чтобы лаской привлечь афинян и всех греков на свою сторону. Он не хотел довести их до положения, в котором они находились после битвы при Эгоспотамах, не хотел и такого мира, какой был заключен Фераменом.
Филиппейон. Реконструкция.
Был заложен в Олимпии Филиппом Македонским в честь победы над греками в битве при Херонее.
Строительство было завершено Александром.
Наступило время, когда он мог привести в исполнение свои замыслы против Персии. Он вступил со своим войском или его значительной частью в Пелопоннес, где никто и не думал о сопротивлении ему, и после такого очевидного доказательства своей мощи он созвал все греческие государства на большой конгресс в Коринфе (337 г. до н. э.). Одни только спартанцы не откликнулись на его призыв, и Филипп очень умно ответил на этот протест презрительным невниманием. На конгрессе он формально объявил о своем намерении идти походом на Персию и всеми городами был избран полномочным полководцем. Таким образом, новая идея была подана греческому миру — идея, которая могла стать до известной степени популярной и во всяком случае должна была увлечь многих. Вооружения были начаты тотчас же; поход предполагалось начать летом 336 г. до н. э.
Капитель коринфского ордера
ГЛАВА ВТОРАЯ