В) Трансцендентные и социально имманентные санкции

Установленные социальным порядком санкции имеют либо трансцендентный, либо социально имманентный характер. К трансцендентным относятся такие санкции, которые, согласно верованиям подчиненных порядку людей, исходят из надчеловеческой властной инстанции. Такие верования представляют собой специфический элемент первобытного мышления. Первобытный человек интерпретирует явления природы, непосредственно его затрагивающие, в соответствии с принципом воздания: благоприятные ему явления – как награду за соблюдение, неблагоприятные – как наказание за несоблюдение существующего порядка (ср. § 19). В соответствии с первоначальными религиозными представлениями древних распределением наград и наказаний занимались, вероятно, души умерших. Именно они награждали за социально "хорошее" поведение удачей в охоте, богатым урожаем, военными успехами, здоровьем, чадородием, долголетием; а за социально "плохое" поведение наказывали неурожаем, неудачами и т.п., а больше всего болезнями и смертью. При социальной интерпретации природы она выступает как нормативный социальный порядок, устанавливающий санкции. Этот порядок имеет последовательно религиозный характер. И даже в наиболее развитых религиях, например в иудео—христианской традиции, нормативная интерпретация природы играет весьма значительную роль. Даже современный цивилизованный человек, когда его постигает несчастье, инстинктивно спрашивает себя: "Что я такое сделал? Чем я заслужил наказание?", а счастье он склонен расценивать как награду за добросовестное выполнение божьих заповедей. В этом отношении религии, достигшие высокой ступени развития, отличаются от первобытных религий лишь тем, что к санкциям, осуществляемым в этой жизни, они добавляют санкции, которые назначаются только в будущей жизни, причем не душами умерших, а Богом. Эти санкции трансцендентны не только в том смысле, что они исходят из надчеловеческой и, следовательно, сверхсоциальной властной инстанции, но также и в том смысле, что они осуществляются за пределами общества; и вообще за пределами этого мира – в сфере трансцендентного9.

Совершенно отличны от трансцендентных такие санкции, которые осуществляются не просто в этой жизни и в пределах общества, но, кроме того, исполняются людьми, членами общества, и потому их можно назвать социально-имманентными санкциями. Они могут состоять либо в одном лишь произвольно выражаемом членами общества одобрении или неодобрении, либо в специфических, точно установленных порядком актах, которые осуществляются по установленным этим порядком правилам определенными индивидами, которые также назначаются по правилам порядка. В таком случае можно говорить о социально организованных санкциях. Древнейшая санкция такого рода – кровная месть, существовавшая в первобытном обществе. Эта санкция, посредством которой первобытный социальный порядок реагировал на убийство члена одной кровнородственной группы (семьи в широком или узком смысле), совершенное членом другой такой же группы естественным или магическим способом, осуществлялась членами семьи убитого по отношению к членам семьи убийцы. Возможно, убийство внутри группы первоначально обусловливалось только трансцендентной санкцией местью, которой требовала душа убитого. Но поскольку души умерших обладали властью лишь внутри своей группы, то убийство члена одной семьи, совершенное членом другой семьи, могло быть отомщено лишь с помощью действий родственников жертвы. Только неисполнение долга мести вызывает трансцендентную санкцию мести со стороны души убитого. Важно иметь в виду, что первоначальна эта древнейшая социально организованная санкция применялась лишь в меж— групповых отношениях. Во внутригрупповую санкцию она превратилась лишь тогда, когда социальная общность стала включать в себя несколько кровнородственных групп, т.е. перестала быть семейной общностью.

С социологической точки зрения в развитии религии можно выделить три тенденции: объединение надчеловеческой власти в единую властвую инстанцию, усиление ее мощи и одновременное увеличение дистанции между нею и человеком. Многочисленные духи умерших уступили место нескольким богам, а затем единственному всемогущему Богу, перенесенному в потусторонний мир. Огромное значение, которое в этом развитии имела социальная идея воздаяния, особенно ярко проявляется в том, что когда в религиозных представлениях человека к этому миру прибавился потусторонний, то потусторонний мир – в соответствии с принципом награды и наказания –разделился на небеса для добрых и преисподнюю для злых.

Заслуживает внимания то обстоятельство, что из двух соответствующих идее воздаяния санкций в социальной реальности наказание играет гораздо более важную роль, чем награда. Это проявляется в том, что самый важный социальный порядок – право –пользуется главным образом наказанием, но особенно отчетливо там, где социальный порядок еще имеет религиозный характер, т.е. гарантируется трансцендентными санкциями. Сообразное порядку поведение первобытных людей, особенно соблюдение многочисленных запретов – так называемых табу – определялось прежде всего страхом перед тяжкими бедами, которыми высшая властная инстанция – духи умерших – отвечала на нарушение традиционного порядка. Надежда на награду играла лишь второстепенную роль по сравнению со страхом, в котором постоянно жили древние люди, И даже в религиозных представлениях цивилизованного человека, согласно которым божественное воздаяние осуществляется не (или не только) в этой жизни, но в будущей, на первом месте стоит страх перед наказанием, ожидающим человека после смерти. Картина ада как места наказания рисуется в воображений людей гораздо ярче, нежели жизнь в раю в награду за благочестие, которая представляется всегда очень смутно. Даже когда творческая фантазия человека не ограничена ничем, она не в состоянии создать трансцендентный порядок, существенно отличающийся от порядка, существующего в эмпирическом обществе.

Правопорядок

Наши рекомендации