Формы государственного устройства: понятие, виды и их характеристика.

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами ее составных частей.

Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Основные признаки унитарного государства:

- одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

- одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;

- наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.

В свою очередь унитарное государство может быть:

а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым, а с автономией (одной или несколькими) - сложным. Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации).

Основными принципами федерализма являются:

- добровольность и равноправие субъектов, образующих единое государство;

- установление их единого конституционного статуса;

- суверенитет федерального государства и суверенность субъектов федерации;

- общность территории и гражданства;

- единая армия, денежная, налоговая и таможенная системы;

- единое правовое пространство, верховенство федеральной конституции и законов на всей территории государства;

- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.

Федерации бывают:

а) Договорные и конституционные. Федерации, созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных (США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные "сверху", актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Югославия, Мексика).

б) Национальные, территориальные и комплексные федерации. Федерации, созданные на основе или с учётом национального (языкового, лингвистического) признака получили название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты, такие федерации носят комплексный характер. в) Симметричные федерации - все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия). Асимметричные федерации - объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США).

Конфедерация (от латинского confoederatio – «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер.

В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность. Хотя в конфедерациях и имеются высшие органы власти, но решения этих органов не являются обязательными для государств, входящих в этот союз, если эти решения не одобрены их парламентами. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Учитывая все это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным образованием



Наши рекомендации