Применение права: субъекты, стадии, акты применения.

Применение права – особая форма реализации права. Правоприменение - это организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

Признаки правоприменения:

- осуществляется в рамках конкретных правоотношений;

- осуществляется в установленных государством процессуальных формах;

- сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта;

- является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.

Стадии правоприменительного процесса:

1) установление фактической основы дела - исследование всех существенных юридических фактов;

2) установление юридической основы дела - выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности);

3) принятие решения по делу;

4) оформление правоприменительного акта, в том числе в устной форме.

Субъекты: государственные, муниципальные органы, должностные лица, а также негосударственные органы, уполномоченные на то законом.

Акт применения права – это документ, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом по конкретному юридическому делу. Документ имеет определенную структуру и состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Акт применения права – является юридическим фактом. Акт применения права выносится на основе нормативно правового акта. И тот и другой – правовой акт.

Акты применения права различают: по субъектам; по функциям – регулятивные и охранительные; по форме – указы, приказы, решения, приговоры; по характеру – материальные и процессуальные; по предмету правового регулирования.

Нормативно-правовые акты и их классификация.

Нормативный-правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Признаки НПА

1. Правотворческий характер (создаёт, изменяет или отменяет правовые нормы).

2. Издаётся компетентным органом.

3. Облекается в документальную форму. Должен соответствовать правилам юридической техники.

4. Должен соответствовать Конституции и не противоречить НПА имеющим по сравнению с ним высшую юридическую силу.

5. Подлежит обязательному опубликованию

Виды НПА

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Виды законов:

1) Конституция - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ.

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества.

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию.

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) НПА органов исполнительной власти субъекта;

5) НПА органов местного самоуправления;

6) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

1. Конституция Российской Федерации.

2. Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют большую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации .

3. Федеральные законы:

- Федеральные конституционные законы.

- Федеральные законы (в том числе Кодексы).

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

- Указы Президента России.

- Постановления Правительства России.

- Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти РФ (ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.д.).

5. Законы субъектов федерации.

6. Подзаконные правовые акты субъектов федерации.

7. Акты ОМС.

8. Локальные акты.

Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Наши рекомендации