Расселение,хозяйство,соц устройтво, материальная и духовная культура сакских племен. 6 страница
36. Конституции РК. Принятие новой конституции РК. (1995)
Конституционная реформа, начатая с Декларации о государственном суверенитете в октябре 1990 г. (25 окт.), продолженная принятием2-х конституций переходного периода (1-я – 28 января 1993 г., 2-я – 30 августа 1995 г.) и ряда конституционных актов, не завершена и находится на стадии «переходности» к созданию эффективно работающих конституционной и законодательной баз государства. 1 конституция (28.01.1993)
закрепила изменение состояния суверенитета и переход окончательный территории Казахстана со всей сложившейся социальной, экономической инфраструктурой под полную юриспруденцию Республики в результате распада СССР; закрепила территориальную целостность и границы РК;
определила приоритеты нового независимого государства РК в области экономики, политики, гражданства, институтов управления, прав человека и гражданина и их обязанностей; отношений между государством и гражданином;
но конституция была принята когда: институты государственной власти и управления находились ещё в переходном периоде становления в постсоветском обществе; ещё происходило становление рыночной экономики, и определялись приоритеты развития в экономической сфере, в политике, в государственном управлении; 1 конституция обнаружила оторванность от социально-экономических и политических интересов казахского общества;
Первая Конституция позволила смягчить правовые и государственные проблемы, возникшие при переходе от одной системы к новым отношениям в переходный период. Новая конституция принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 (имеет 9 разделов):была закреплена исторически необходимая система правления страной – Президентская республика по форме, но по многообразию и гибкости элементов этого правления казахстанская форма президентского правления обретает по Конституции 1995 года, завершённый вид особой системы разделения и функционирования единой государственной власти в обществе;
значительное усиления института президентства; новое: представителями казахстанского народа, являются Парламент и Президент, но последний имеет право неограниченное выступать о имени народа, а Парламент только «в пределах его конституционных полномочий». Развила 3 ветви власти: исполнительную, законодательную, судебную; Президент – основной арбитр между 2 ветвями власти: исполнительной (правительство) и законодательной (парламент);Чётко ограничен круг деятельности парламента и функции палат парламента; права и обязанности президента; компетенция правительства и его подотчётность парламенту; функционирование местных исполнительных органов.
Впервые заложен институт импичмента президенту; Определены основные ориентиры правовой системы, судебной власти; разделены органы следствия и прокуратуры, разработка новых кодексов; Усилен раздел прав человека и гражданина; Заложила институты рыночной экономики. Отличие конституции 1995 от конституции 1993г.: установила право собственности (в том числе и на землю); записала перечень прав человека, не зависящих от экономики (свобода слова, партийность); сформировала зарождающимся рыночным отношениям соответствующие права человека (право на труд, на минимум медицинских услуг, на свободный выбор трудовой деятельности); чётко очерчен круг обязанностей исполнительной, судебной, законодательной властей; установила защиту и утверждение прав человека не в правительстве, не у президента, а в суде. Как в любом правовом государстве. В конституции заложен фундамент правового государства и любой гражданин РК должен изучать её, использовать закреплённые в ней права общества.
38.Возникновение и этнополитическая история ханства Абулхаир и Ногайской Орды.В 20 годах 15 в образовалось ханство Абулхаира. Этнический состав: кыпчаки, наиманы, мангыты, карлуки, коныраты, канлы, уйсуны и уйгуры. Территория: от Урала на западе до Балхаша на востоке, от низовьев Сырдарьи и Арала на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на Севере. Столица – Сыгнак. В 1457г Абухаир потерпел поражение от Ойратов на юго-восточном и южном Казахстане. В конце 50 вначале 60 гг 15века от ханства Абулхаира в западный Могулистан откочевала часть племен во главе султанами Жанибеком и Кереем. 1468г Абулхаир предпринял против них поход но в пути умер. Внуку Абулхаира Мухаммеда Шейбане 1470-1510г пришлось вести борьбу с казахскими ханами за власть в степи в южных городах региона средней Сырдарьи и Каратау. 1510г Шейбане потерпел поражение от казахов во главе с Касымханом. Ханство Абулхаира распалась. Причины: отсутствие прочных связей между отдельными частями государства, династийные распри за раздел территории недовольство рядовых кочевников гнетом и откочевки их в др. регионы. Ногайская орда возникла в ходе распада Золотой Орды 14-16веке. Территория – междуречье Волги и Яика (Зап.каз). Столица – Сарайчик. Основатель – Едиге хан 1396-1411гг. Окончательное обособление ногайской орды произошло при сыне Едиге Нура ад-Дине (1426-1440). Этнический состав: мангыты, кыпчаки, каглы, конраты, уйсуны, карлуки, найманы, кытай, аз, алшын и тама. Господствующим племенем были мангыты, поэтому имеется др. название у ногайской орды – Мангытский Юрт. Общ. устройство: Хан – титул правителя, князь обладал наследственной военной властью, Мурза – правители улусов имели неограниченную власть, ногайская степная аристократия владела огромным богатством. Тумаки – обедневшие скотоводы, переходившие на оседлый образ жизни. Орда могла выставить до 300 тыс. воинов. После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России, а также в результате междоусобиц во второй половине 16века ногайская орда распалась на 2 части: Большая Ногайлинская – восточнее Волги, Малая Ногайлинская – западнее Волги . 1600г большая ногайлинская при Боре Годунове приняла подданство России, малая ногайлинская вошла в состав казахского ханство, а позднее младшего Жуза.
39. Роль движения Алаш в истории КЗ. Алаш-Орда — центральный орган власти «Алашской автономии» (декабрь 1917 — март 1920), созданной на территории нынешнего Казахстана, также обиходное название её правительства. Инициирован членами партии «Алаш» и учрежден Общекиргизским (общеказахским) съездом в Оренбурге 5-13 декабря 1917 года. Ликвидирован большевистским Военно-Революционным Комитетом по управлению Киргизским Краем 5 марта 1920 года. Второй Общекиргизский съезд.Для того, чтобы выработать программу действий в условиях, сложившихся после Октябрьской революции 1917 года, 5-13 декабря 1917 года в Оренбурге состоялся II-ой Общекиргизский съезд. В его работе принимали участие делегаты со всего Туркестана: от образованной 1 июля 1917 года Букеевской губернии (бывшая Букеевская Орда), Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Сырдарьинской областей, от киригизских уездов Ферганской, Самаркандской, Закаспийской областей, Амударьинского отдела и киргизских волостей Алтайской губернии (образована 17 июня 1917). Среди приглашенных премьер только созданной Туркестанской автономии Мустафа Шокай. Организаторами его были А. Букейханов, А. Байтурсынов, Миржакип Дулатов, И. Омаров, С. Дощанов. Председателем съезда был Б. Кулманов.При открытии съезда делегаты выступили с сообщениями с мест, в которых говорилось в основном о том, что юг Туркестана охвачен голодом. Народ разрознен, местные власти не в силах навести порядок. Обсудив эти сообщения первым пунктом резолюции съезд призвал «народ к прекращению партийной борьбы и к единению».На повестку дня были вынесены следующие вопросы:отношение к автономии Сибири, Туркестана и юго-восточному союзу;автономия киргизскихобластей;милиция;национальный совет;образование;национальный фонд;муфтиат;народный суд;аульное управление;продовольственный вопрос.Центральным вопросом на съезде стал вопрос о создании Киргизской автономии. Доклад об автономии сделал А. Букейханов, его доклад и вопрос о казахской автономии были переданы на рассмотрение особой комиссии. От имени комиссии выступил X. Габбасов. После обсуждения доклада в виду того, что в конце октября пало Временное правительство, Российская Республика лишилась власти, пользующейся доверием и моральным авторитетом, при отсутствии всякой власти в стране возможно возникновение гражданской войны, анархия волна за волной заметает большие города и деревни по всему государству, анархия растёт с каждым днём. Единственным выходом из создавшегося трудного положения является организация твёрдой власти, которую признало бы все население киргизских областей.съезд единогласно постановил образовать Автономию киргизских областей и присвоить ей имя «Алаш». Был образован временный народный совет Алаш-Орда из 25 членов, 10 мест из которых предоставлялись русским и представителям других народов края. Местом пребывания Алаш-Орды был определён Семипалатинск позднее получивший название Алаш-кала.На должность главы правительства — Председателя Всекиргизского народного совета — был избран на альтернативной основе А. Букейханов (партия «Алаш»), кроме него, на этот пост претендовали Б. Кулманов и А. Турлубаев.
Съезд решил не признавать Советской власти. Для отпора в случае вступления Красной Армии на территорию Казахстана было решено создать свою национальную армию. Участники съезда считали, что Советская власть «ни с какой точки зрения» неприемлема для тогдашнего Киргизского края с его отсталой культурой, решили не допускать советской системы управления на его территории, а в остальном не вмешиваться «в борьбу русских между собою». До созыва Учредительного Собрания и установления всероссийской общепризнанной власти предлагалось немедленно приступить к фактическому осуществлению автономного самоуправления казахов, через созданный на том же съезде Всеказахский временный народный совет Алаш-Орда.2. Отношения с «красными» и «белыми»Лидеры Алаш-Орды контактировали с Советской властью, X. и Ж. Досмухамедовы встречались с В. И. Лениным и И. В. Сталиным, X. Габбасов также вёл переговоры с И. В. Сталиным, как наркомом по делам национальностей.Так же лидеры Алаш-Орды установили контакты с атаманом А. Дутовым после свержения им Советской власти в Оренбурге, с Комитетом Учредительного собрания в Самаре, с Временным Сибирским правительством (Уфимская Директория) в Омске. От контактов и компромиссов с Советской властью алашординцы перешли к союзу с Омском с целью борьбы с Советами. В июне 1918 года было принято постановление Алаш-Орды, где говорилось: «Все декреты, изданные Советской властью на территории автономной Алаш, признать недействительными». Но самостоятельная Алаш-Орда не нужна была никому и временщики в Омске Указом от 4 ноября 1918 года пытались её упразднить, чтобы подчинить Алаш себе, а избранный ими позднее Верховный правитель России адмирал А.Колчак также отказал Алаш-Орде в признании.В августе в Семипалатинске был сформирован первый Алашский конный полк.11 сентября 1918 года образовалось Западное отделение Алаш-Орды с центром в Джамбейты в Уральской области, во главе с Ж. Досмухамедовым. Центр Восточного отделения переехал из Семипалатинска в Жана Семей.В марте 1919 войска Колчака развернули решительное наступление на.Самару и Казань, в апреле заняли весь Урал и приблизились к Волге, сильно потеснив Красную армию. Пользуясь моментом, «Алаш-Орда» подняла антисоветский мятеж в тургайских степях. В книге Макана Джумагулова «Орлы гибнут в вышине» утверждается, что тогда алашординцы во главе с Миржакипом Дулатовым арестовали и 18 мая расстреляли красного командира Амангельды Иманова.Пришедшими к власти большевиками Алаш-Орда была немедленно упразднена, а все её руководители, несмотря на амнистию, были в 30-тых годах расстреляны.3. Репрессии 4 апреля 1919 года вышло постановление ВЦИК, в котором говорилось, что «киргизы, принимавшие участие в гражданской войне против советской власти, а также члены и сотрудники бывшего национального киргизского правительства „Алаш-Орды“ за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежат». Однако все бывшие алаш-ордынцы подверглись репрессиям в 1920-х — 30-х годах.
40. Литература и наука тюрков в домонгольский период. Наука.С X века, в связи с распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар , Туркестан открывались медресе, широкое распространение получили наука и образование.
Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби,писавший труды арабским письмом. Алъ-Фараби (870-950 гг.) родился в городе Весидж в округе Фараб, получил образование на кыпчакском языке. Он был ученым-философом, музыкантом, математиком с прогрессивным научным мировоззрением. Аль-Фараби был назван «вторым учителем» после Аристотеля. Логика, медицина, космология, анатомия, философия, юриспруденция, математика - вот круг его широких научных интересов, которые великий ученый осмысливал и развивал своим проницательным умом. Абу Райхан аль-Бируни(973-1050 гг.) - ученый-энциклопедист, автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, астрономии, медицине. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» не утратили научной ценности. Он впервые высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона - закон всемирного тяготения. Махмуд Кашгари(1030-1090 гг.) написал труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). А.Н.Кононов писал, что Махмуд Кашгари преследовал цель прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже арабского. Тюрколог Н.А.Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей. Данный труд является единственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг.) известен своим трудом «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском язьже. В книге имеется много сведений об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, а также религиозных верованиях тюркоязычных народов, встречается много образцов легенд, пословиц, поговорок и риторики (красноречия). «Кугадгу билик» - это научный труд, отображающий общественную жизнь тюркоязычных народов XI века. Ученый начал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре. Затем подарил ее кагану Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «главный везир».Литература. Развитие устного народного творчества в 7-9 веках открыло путь к развитию письменной литературы, начиная с 10 века. Значительную роль в развитии письменной литературы сыграла исламская религия. Видный поэт эпохи Караханидов Ахмед Иугнекибыл прозван «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его знаменитая книга «Дар истины». Дастан (поэма) написан на тюркском языке. Ходжа Ахмед Йасауи (1103-1167 гг.) родился в городе Сайрам. Он был проповедни-ком исламской религии в Казахстане. Учителем Йасауи является святой Арыстан-Баб. Сборник стихов «Диуан-и-хикмет»(«Книга о премудрости») написан на тюркском языке арабским алфавитом. Автор проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, призывает людей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Одним из великих поэтов является Сулеймен Бакыртшш - ученик Ахмеда Йасауи, известный в народе как Хаким-ата. Таким образом, в 10-12 веках у тюркоязычных народов Казахстана появились значительные научные труды и литературные произведения, что было шагом вперед в развитии духовной культуры.
42. Индустриализация в КЗ: особенности, социально – экономич и демографич итоги. Успехи и просчеты. В декабре 1925 г прошел XIV съезд ВКП (б), определивший курс на индустриализацию страны, то есть максимально быстрыми темпами превратить ее из аграрной в промышленно-развитую. На начало индустриализации 84,5% всей валовой продукции Казахстана приходилось на сельское хозяйство. 90% населения проживало в сельской местности.С самого начала индустриализации центральными органами Союза была определена сырьевая направленность промышленности Казахстана. Ставка была сделана на разработку его богатейших недр, на развитие добывающих отраслей — цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. В конце 20-х нач 30-х гг практически вся территория Каз была охвачена экспедициями по изучению его природных ресурсов. В 1928-29 гг в республике работало 50 геологических партий, в 1931 г — более 140. Одним из крупных объектов индустриализации стало строительство Транссибирской железной дороги (Турксиб). Сооружение дороги, соединяющей Сибирь со Средней Азией, протяженностью 1445 км началось в апреле 1927 года. Стройка приобрела всенародный характер. 25 апреля 1930 года, на 17 месяцев раньше срока она была завершена. Крупными стройками того периода были: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты, началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов. Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР.Началось строительство предприятий химической промышленности в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличилось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината — были стройками того времени. Развивался Эмбинский нефтяной райо н . Были расширены старые промыслы: : Косшагыл, Макат; разработаны новые месторождения: Кульсары, Сагыз. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье — по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой.В годы индустриализации были построены предприятия пищевой промышленности: Семипалатинский мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный завод. Алма-Атинский плодоконсервный завод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане.Индустриализация дала свои результаты. В хозяйстве Казахстана промышленность стала преобладающей отраслью, в 1939 году ее доля составляла 58,9%. Ряд поселков превратился в города, такие как Караганда, Риддер, Балхаш, Арал-Море и другие. Если в 1926 году в Казахстане было 44 города и поселка городского типа, то в 1939 году стало 81. Доля городского населения соответственно возросла с 8,2% до 27,7%. Формировался отряд квалифицированных рабочих, инженерно-технических кадров. В 1926 году рабочие составляли 10,7% занятых в народном хозяйстве, в 1939 году их стало 33,8%.Вместе с тем, индустриализация имела и негативные последствия. Она потребовала огромных средств, и эти средства находились за счет их перекачки из сельского хозяйства и внутреннего займа. Индустриализация в рамках Союза привела к тому, что промышленность Казахстана имела сырьевую направленность. Отсутствовали предприятия по переработке нефти, газа, металлов; предприятия машиностроения, станкостроения, приборостроения, автомобилестроения.Казахстан отставал по удельному весу в электробалансе страны, по наличию и эксплуатации железных дорог. Увеличился миграционный поток в Казахстан. Это были переселенцы из России. Украины, Белоруссии и других регионов страны. В 1928-1939 годах механический прирост населения городов Казахстаназча счет миграции составил 1,8 млн. человек. В результате голода 20-х. 30-х годов, миграционных процессов, доля казахов в общей сумме населения Казахстана сократилась в 1939 году до 38%. Здесь следует добавить, что в 1925-1933 годах руководителем Казкрайкома был революционер-профессионал Ф. Голощекин. Он был проводником сталинского курса в Казахстане, проповедовал идею «Малого Октября». Национальные лидеры, составлявшие оппозицию Ф. Голощекину, такие как Т. Рыскулов, С. Садвакасов, С. Сейфуллин, С. Ходжанов, Ж. Мынбаев подверглись гонениям.
43. Распространение Ислама на территории Казахстана -Доисламские верования.По сведениям археологических исследований, на юге и юге-востоке Казахстана среди жителей городов были распространены различные верования.Судя по письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был распространен культ барана, связанный с зороастрийским фавном. Баран использовался как жертвенное животное и выступал в качестве оберега-тотема.Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось полонение огню. Поклонению огню казахи связывали со священной Умай ана.
В Жетысу, несмотря на распространение ислама, сохранялись зороастризм, христианство несторианского толка буддизм. Распространение ислама. Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан в начале VIII века. Арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы других народов, объявляя им «вону за истинную веру».Арабы захватили земли Ирана, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, затем вторглись в южные регионы Средней Азии. Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 году захватил Бухару, в 714 году - Шаш. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 годах завоевал ряд регионов Средней Азии и Южного Казахстана. В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китайскими войсками.
В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960году объявил ислам государственной религией. В 10-11 веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия-ислам, поэтому в Х-ХII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения в соответствии с канонами ислама мечети, также мавзолеи (крытые монументальные надгробные сооружения). Примером служат мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби возведены в Х-ХII веках. Они расположены 18 км западнее Тараза. Арабский историк аль-Макдиси упоминал о мечетях в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу. Это полностью подтверждены археологическими раскопками. Так, были раскопаны остатки мечетей в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз, Отрар. Мечети начали строить не только в городах, но и на зимовках и в Кентах. Так, например, в 4-5 км южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены и исследованы остатки мечети Жума.
В конце X - начале XI веков население Жетысу в своей основной массе приняло исламскую религию.
Во второй половине XII века среди представителей знати кипчаков и простого кипчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии. В центральном городе кипчаков Сыгнаке были возведены мечети, медресе. Укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.
44. Борьба каз.народа против джунгарской агрессии. Батыры нац-освоб.борьбы.. В первой четверти 18 века наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочения своего военного потенциала, политического веса в Центральной Азии. Существование Джунгарии, как сильного государства в непосредственной близости от границ Казахстана представляла собой реальную угрозу не только для казахов, киргизов, узбеков, алтайских народов и др., но и для России, чьи экономические и политические интересы в зоне Алтайских горнозаводских предприятий побуждали правительство принимать энергичные меры в противодействии против далеко идущих устремлений Хунтайши Цеван-Рабдана. Стратегическая цель джунгарских правителей: подчинение Казахстана своей власти.В начале 18 века Цеван-Рабдан возобновил кровопролитную войну с Казахским ханством. Походы Джунгарских войск (1710, 1715, 1718) показали пагубность родоплеменных распрей.К тому же в военном отношении Джунгария представляла собой серьезную угрозу для Казахстана. В вооружении джунгарской армии еще в конце 17 века имелось огневое оружие с фитилем. Наличие кавалерии ставило джунгар в более выгодное положение, также они имели огромную армию. Вооружение казахов состояло из луков, сабель, копий, лишь незначительная часть сарбазов была вооружена фитильными ружьями. Вторжение джунгарских войск (1711 – 1717гг.) подточило казахские силы. Джунгары временно оккупировали часть Жетысу, передовые отряды дошли до реки Сарысу в Центральном Казахстане. Вторжение заставило известных батыров, биев, старшин приложить усилие к объединению военного потенциала.Первый курултай состоялся в 1710 году в районе Каракума. Было решено создать общеказахское ополчение во главе в Богенбаем. В 1711 году военные силы трех жузов дали отпор джунгарам, отступившим к Востоку, а в 1712 году казахские отряды вторглись в пределы Джунгарии. Ответный поход джунгар в 1713 году закончилось провалом, но успех не был закреплен и, воспользовавшись разногласием, в 1714 году джунгары повторили внезапное вторжение. Страна оказалась в сложном положении и 1718 годы в районе р. Аягуз казахское ополчение во главе с Кабанбаем не смогло поправить его.В 1722 году после смерти Цинского Богды-хана Юньчжена, Цеван-Рабдан смог обрушить всю свою мощь на казахов. Агрессия Джунгарского ханства, в истории "годы великого бедствия", принесла голод и разруху. Агрессия джунгар повлияла на международную ситуацию в Центральной Азии. Казаки, узбеки, каракалпаки, нападая на обессиливших казахов, усугубили их положение. В эти годы сильно пострадало Жетису. Причинами этого было отсутствие политического единства в казахском обществе.Развивая свои успехи, в 1725 году джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Успешные действия объединенных сил трех жузов начали давать результаты с 1726 года. В 1726 году в среднем течении реки Сарысу, при впадении в нее реки Буланты, казахское объединенное войско нанесло поражение джунгарским силам. Это была первая крупная победа казахского народа в длительном, изнурительном противостоянии с джунгарами. Место поражения джунгар сохранилось под названием "мест гибели калмаков", что отразило значительность поражения джунгар.Анракайская битва.Угроза национальной независимости заставила объединиться. Уже в 1726 г. объединенное войско Старшего и Младшего жузов под командованием Тайлак батыра и Саурык батыра в местности Кара-Сиыр на берегу р. Буланты нанесло тяжелейшее поражение джунгарам. Эта победа воодушевила казахов на дальнейшее сопротивление. В этом же году неподалеку от Шымкента, у горы Ордабасы, проходил маслихат представителей 3-х жузов, где должен был быть избран верховный главнокомандующий казахской армии – сардар. Сардар в перспективе должен был стать верховным ханом, поэтому между султанами вновь разгорелся спор. Однако реальный взгляд на положение вещей заставил биев склониться в пользу Абулхаира, сторонника жесткой центральной власти. Видную роль в организации армии 3-х жузов сыграли батыры Богембай, Тайлак и Саурык. // В 1729 г. к югу от оз. Балхаш в местности Анракай (по другим сведениям, в 1730 г. на юго-востоке от оз. Балхаш между оз. Алаколь и оз. Ит-Ишпес) произошло новое крупное сражение. Джунгары были вновь разбиты и отступили с большими потерями. Это место носит название «место стонов и рыданий врага».После победы встал вопрос об объединении Казахского ханства и выборах хана вместо умершего Болата. Но объединение так и не произошло, Абулхаиру не удалось добиться титула верховного хана. В этот период пришло известие и нападении башкир на северные границы К-на, и ханы Абулхаир и Семеке, забрав свои войска, направились к Российским границам. Их сопреником на общеказахский престол выступил сын Болата – Абильмамбет, поддерживаемый биями. В 1739 г. ему удалось добиться звания старшего казахского хана. Т.о. раздоры между султанами и ханами свели на нет победы казахов 1726-1730 гг., и вновь раскололи общеказахский фронт. Единство сохранялось лишь благодаря биям жузов – Толе бию, Казбек бию и Айтеке бию, а также выдвинувшемуся после Анракайской битвы Абильмансуру, более известному как Абылай.Богенбай-батыр (1690-1775 гг.)— прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай-хана. Богенбай-батыр снискал в свое время среди казахских воинов огромный авторитет и уважение, за что в народных легендах его прозвали "Канжыгалы Богенбаем".Богенбай-батыр родился на берегу Сырдарьи. Дедом батыра был Алдекун, отцом - Акша, матерью - Баяу. У него было два сына - Тураналы и Турымбет. От Тураналы происходит Бапан би, от последнего — Саккулак би.За проявленный героизм и полководческие заслуги Богенбай-батыр снискал особое почитание у народа и воспевался в народной памяти в течение веков. В первой половине XVIII в. при защите казахских степей от множества завоевателей Богенбай-батыр проявил большой героизм. Вместе с Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими батырами он принимал участие во многих битвах за независимость казахского народа. Слава Богенбай-батыра особо возросла в сражениях с калмыками (джун-гарами), а затем — с китайскими войсками.В 1725-1727 гг., защищая город, Туркестан — столицу казахов, вместе с Абылай-ханом Богенбай-батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау.В 1756-1758 гг. Богенбай-батыр вступил в великое сражение под Талкы с впервые пришедшими в Восточный Туркестан китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи .Один из последних крупных походов Богенбай-батыра имел место на территории Аягуза в 1750-х гг. Джунгары, не сумев дать отпор казахскому войску под предводительством Богенбай-батыра, потерпели крупное поражение. После этого, заручившись клятвой о мире со стороны джунгар, Богенбай-батыр заключил с ними пакт о дружбе и ненападении. В знак дружбы калмыкские полководцы, забив своих скакунов, вручили их головы казахским полководцам.Богенбай-батыр слыл весьма рассудительным и мудрым человеком. Выполняя роль посла, Богенбай-батыр в 1761 г. сопровождал сына Аблай-хана - Адиля, который посетил Китай с дипломатической миссией.Богенбай-батыр умер на берегу реки Торгай. Сейчас это место называется "Шахта", раньше его называли "Бо-генбай соресы". Останки его погребены в мавзолее Ахме-та Яссауи в городе Туркестане. Кабанбай-батыр (конец XVII - середина XVIII вв.)- казахский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководцев казахского ополчения в XVIII в. В устном народном творчестве его называли Каракерей Кабанбай. Кабанбай-батыр был бием рода каракерей племени найман.В 1745 г. Кабанбай был одним из казахских биев, которые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию о своей поддержке в ее борьбе против джунгар.
В середине XVIII в., в результате усиления борьбы за власть между казахскими ханствами, Барак султан убивает хана Младшего жуза Абулхаира. Кабанбай-батыр, обвинив Барак султана в содеянном, выступил против его попытки сближения с джунгарским ханством. Таким образом, Кабанбай-батыр имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но время от времени принимал участие в исторических событиях, происходивших в Младшем жузе.Многие героические поступки Кабанбай-батыра связаны с походами Абылай-хана против джунгар. До нас дошел дастан "Кабанбай — герой", в котором описываются его ратные и героические приключения. Райымбек-батыр (1705 г. - дата смерти неизвестна)— казахский батыр. Его дед — Ханкелди-батыр — в 1733 г. вместе со знаменитыми людьми Старшего жуза Кодар би, Толе би, Сатай-батыром, Болек-батыром отправили посла к Российской царице Анне Иоановне с предложением о согласии вхождения Старшего жуза под покровительство России (1730-1740). Райымбек, в 17 лет, показавший небывалый героизм в борьбе против джунгарских войск, удостоился чести — стал батыром.Между хребтами Торайгыр и Согет существует равнина Ойрантобе, где он сражался с джунгарами. Недалеко от перевала Айырлы Торайгырских гор есть источник Райымбек. Вместе с Райымбеком в сражениях против джунгар участвовали батыры Сатай, Болек, Кызылборик, Койкель-ди, Конакельди, Кистик, Малай, Есен, Байсейит и другие.
Имя Райымбек-батыра превратилось в символ и честь рода албан. Его мавзолей находится в г. Алматы.