Конституционное регулирование непосредственной демократии 9 страница
Изменение конституции. Изменение египетской конституции, которая рассматривается как постоянная, затруднено. Поправки к конституции могут быть предложены только президентом или по меньшей мере 1/3 депутатов парламента. Они должны быть обсуждены в Консультативном совете (аш-шура), затем одобрены 2/3 членов парламента и вынесены на референдум. Поправки считаются принятыми только после одобрения на референдуме большинством голосов. Наиболее существенные поправки внесены в конституцию Египта в 1980 г.: добавлены новые разделы, изменен ряд принципиальных положений. По существу, конституция была принята в новой редакции, и потому ее иногда называют конституцией 1980г.
Конституционный контроль. Конституционный контроль осуществляет Верховный конституционный суд, действующий в соответствии с законом 1971 г. (с последующими изменениями). Этот суд назначается декретом президента в составе председательствующего и такого числа членов, которое сочтет целесообразным президент, но решения в нем должны быть приняты по меньшей мере семью членами. В состав Верховного конституционного суда могут быть назначены лица из состава Верховного суда или иных судебных органов высшего ранга. Они должны быть не моложе 45 лет, иметь стаж работы в судебных органах не менее 5 лет или быть профессорами права египетских университетов со стажем работы не менее 8 лет, адвокатами при Кассационном суде или Высшем
административном суде со стажем работы не менее 10 лет. Помимо конституционного контроля, который распространяется на законы и иные правовые акты (включая декреты президента), Верховный конституционный суд дает толкования законов и декретов президента, если возникают споры об их применении, рассматривает споры судов и других органов, обладающих судебными полномочиями, о компетенции, а также споры, возникающие в связи с вынесением двух разных решений по одному и тому же делу.
В Верховный конституционный суд могут обращаться суды, если они считают какой-либо правовой акт неконституционным, или одна из сторон в процессе, заявляющая о неконституционности правового акта в ходе его применения (с разрешения суда). По вопросу о толковании нормативных актов в Верховный конституционный суд может обращаться министр юстиции по поручению председателя Совета министров, в связи с обращением парламента, Высшего совета магистратуры — органа судейского самоуправления. Верховный конституционный суд в Египте действует довольно активно. Он неоднократно принимал решения о неконституционности частей правовых актов или актов в целом (например, в отношении декрета президента о местном управлении, закона с семье).
§ 2. Основы правового статуса личности
Конституционное регулирование основ правового статуса личности связано с идеями социальной справедливости, с провозглашением целей ликвидации эксплуатации и неравенства в доходах. Конституция особо говорит о правах трудящихся, рабочих и крестьян, крестьян-бедняков, ремесленников, закрепляя для них, в частности, как уже отмечалось, особые нормы представительства в парламенте, в местных советах и правлениях кооперативов. Вместе с тем в конституции закрепляются традиционные права и свободы, отражающие идеи западного либерализма. Основное внимание при этом уделяется политическим и личным правам; социально-экономические права представлены в незначительном объеме (если не считать упомянутых выше положений, относящихся к «трудящимся»).
Конституция предусматривает равенство всех граждан в правах и обязанностях независимо от пола, языка, этнического происхождения, вероисповедания и убеждений, но оговорки о шариате придают принципу равноправия свои особенности. Среди социально-экономических прав названы право на труд и образование, говорится также о свободе научного и художественного творчества. Политические права представ-
лены в конституции в полном объеме, но нередко имеются оговорки, что их использование должно соответствовать моральным принципам (например, при провозглашении свободы собраний). Эти права до 1983 г. были существенно ограничены законами о национальном единстве, о защите свободы родины и гражданина, отмененными в 1983 г., но и сейчас действует закон 1978 г. о национальном единстве и социальном мире, запрещающий занимать руководящие должности в средствах массовой информации и общественных организациях лицам, отрицающим божественные законы или участвующим в движениях, не признающих
такие законы.
В числе политических прав в конституции названы избирательные права, право граждан выражать свое мнение по вопросам, вынесенным на референдум, право граждан обращаться в государственные органы, свобода мнений и слова, мирных шествий и демонстраций, свобода создания ассоциаций (в частности, говорится о профсоюзах, которые должны действовать на демократических основах), свобода собраний. На частных собраниях представители органов безопасности не вправе присутствовать, но на собраниях, обсуждающих публичные вопросы, могут присутствовать в случаях, предусмотренных законом.
Конституция содержит широкий перечень личных свобод граждан:
свобода личности, названная естественным правом человека, свобода вероисповедания и совершения религиозных обрядов, передвижения по стране и выезда из нее, неприкосновенность личной жизни, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений. Особые положения относятся к гарантиям от произвольного ареста, гарантиям прав обвиняемого. Вместе с тем отдельные права личности могут быть ограничены по решению не только судебных, но и иных, как сказано, компетентных органов. Кроме того, использование ряда прав возможно, лишь если это соответствует моральным устоям страны.
Среди обязанностей граждан конституция называет: оборону родины, защиту и поддержку социалистических завоеваний, сохранение национального единства, государственной тайны, уплату налогов, участие в государственной жизни (последнее влечет, в частности, обязательное участие в выборах и референдуме).
§ 3. Правовое регулирование общественных объединений
Конституция АРЕ предусматривает свободное создание общественных объединений и устанавливает, что политическая система (этот термин употребляется в конституции) имеет многопартийный характер. В Египте действует несколько законов, регулирующих статус различных
видов объединении (в том числе отдельные законы о разновидностях профсоюзов). Несколько законов касаются деятельности партий. Основным из них является закон о политических партиях 1977 г. (с последующими изменениями). Согласно закону, партии должны быть национально-демократическими по своему характеру, созданными с целью политического представительства граждан. Они должны использовать демократические средства и действовать на основах соучастия в функциях власти, вносить вклад в социально-экономический прогресс страны на основе социального единства, сохранения достижений рабочих и крестьян, достижений союза трудовых сил народа и социалистических завоеваний. Цели партий не должны противоречить принципам шариата, революций 1952 и 1971 гг. (в последнем случае имеется в виду поворот курса страны, осуществленный Садатом после смерти президента Насера). Они не могут быть отделениями зарубежных партий, а вновь создаваемые партии не должны повторять названия и цели уже существующих.
Для создания партии необходимо подать письменное заявление от имени не менее чем 50 учредителей — египетских граждан. Не менее половины учредителей должны быть рабочими и крестьянами. Заявление подается на имя председателя специальной комиссии с приложением необходимых документов (устава, программы или декларации о целях партии и др.). Комиссия может отклонить заявление в течение 15 дней;
если письменный отказ в регистрации не получен в этот срок, партия считается зарегистрированной автоматически. Комиссия по регистрации партии состоит главным образом из высших государственных чиновников. Ее председателем является председатель Консультативного совета (аш-шура), членами — министры внутренних дел, юстиции, государственный министр по делам парламента и др. В последние годы комиссия отклонила много заявок, ссылаясь главным образом на то, что партии с такими целями уже существуют.
В Египте действует несколько политических партий, представленных в Народном собрании (парламенте). Наиболее крупными из них являются: 1) Национально-демократическая партия. Это правящая партия, располагающая абсолютным большинством мест (360 из 458) в однопалатном парламенте. К этой партии принадлежит президент, который является ее председателем. Партия представляет интересы верхушки государственного аппарата, крупной промышленной, торговой, земельной буржуазии, части интеллигенции, части национальной (средней) буржуазии; 2) партия Новый Вафд, представляющая интересы национальной буржуазии, землевладельцев; 3) Социалистическая партия труда, защищающая интересы мелких предпринимателей, националистических кругов мусульман, интеллигенции; 4) Либерально-социалистическая партия, являющаяся на деле, вопреки названию, сравнительно правой пар-
тией; 5) Национально-прогрессивная партия, выражающая интересы демократических кругов и объявляющая себя сторонницей идей научного социализма; 6) Партия аль-Умма, отстаивающая идеи мусульманского братства; 7) Насеровская арабская социалистическая партия, объявившая себя наследницей идей первого президента Египта Насера.
В Египте существует также Египетская коммунистическая партия, находящаяся на нелегальном положении еще со времен Насера, выдвигавшего лозунги социалистической ориентации страны.
Почти все партии, действующие в Египте, включая правящую, выступают с социалистическими лозунгами, хотя и трактуемыми по-разному, в основном с позиций мусульманских ценностей и «арабского социализма». Лишь правящая партия имеет большое представительство в парламенте, следующая за правящей партия Новый Вафд имеет 34 представителя, другие — значительно меньше. Некоторые из названных партий, по данным выборов 1995 г., вообще не имеют представительства в парламенте.
Среди общественных организаций конституция особо выделяет профсоюзы. Она устанавливает, что профсоюзы участвуют в выполнении социальных программ и планов, наблюдают за моральным поведением своих членов и призваны укреплять их «социалистическое поведение». В Египте существует несколько разновидностей профсоюзов, поскольку существующие наряду с «рабочими» профсоюзами объединения работников творческих профессий (адвокатов, журналистов и др.) тоже рассматриваются как профсоюзы. О каждом виде профсоюзов существует отдельный закон. Хотя и в разной мере, они все подлежат государственному контролю, представляют годовые отчеты или данные о своем финансовом состоянии в соответствующие министерства.
В 1980 г. конституция была дополнена специальным разделом, посвященным прессе, которая охарактеризована как «народный независимый орган», свободно осуществляющий свои функции на службе обществу. На прессу возлагается обязанность формировать и толковать основные направления общественного мнения, но в рамках принципиальных устоев египетского общества. Провозглашается право общественных и частных ассоциаций свободно публиковать свои издания, запрещается цензура, оказание давления на печатные средства массовой информации. Издания не могут быть запрещены в административном порядке: сделать это может только суд. В Египте создан Высший совет прессы, который следит за тем, чтобы ее деятельность соответствовала интересам национального единства и социального мира.
§ 4. Конституционные институты непосредственной демократии
Выборы. Выборы президента, парламента, местных советов в административно-территориальных единицах осуществляются на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Что же касается принципа равенства, то при выборах представительных органов он не действует, поскольку применяется подобие куриальной системы:
особое представительство имеют рабочие и крестьяне. Избиратели страны делятся на две категории: 1) рабочие и крестьяне, 2) прочие. Каждая из них представлена в представительных органах половиной состава депутатов, но по своей численности эти две группы неравны, что влечет за собой нарушение принципа равных выборов. При выборах президента принцип равенства соблюдается: каждый избиратель имеет один голос и все участвуют в выборах на равных основаниях.
При выборах президента применяется мажоритарная система абсолютного большинства, хотя и с некоторыми особенностями (в частности, избиратели голосуют только по одной кандидатуре, которой необходимо набрать большинство голосов зарегистрированных избирателей). При формировании представительных органов применяется смешанная избирательная система, также обладающая своеобразием. Согласно законам о Народном собрании и местных народных советах, кандидаты в депутаты, выдвигаемые партиями и индивидуально гражданами (на деле — тоже партиями), в избирательном бюллетене делятся на два списка:
партийный список, единый по стране (кандидаты, выдвинутые партиями), и индивидуальный список (кандидаты, баллотирующиеся в отдельно взятых, чаще всего в двухмандатных округах). В списке каждой партии половина кандидатов должны быть рабочими и крестьянами, в индивидуальных списках — тоже. Избиратель имеет, по существу, четыре голоса. Он должен проголосовать за список какой-либо партии, выбрав из него равное количество рабочих и крестьян (он может также голосовать за список в целом, но и в этом случае число избранных от данной партии должно быть разделено по указанным выше категориям), а также отдать два голоса за индивидуальных кандидатов: один должен быть из категории рабочих и крестьян, другой — из прочих. При подсчете голосов по партийным спискам применяется пропорциональная избирательная система, при подсчете голосов по индивидуальным кандидатурам (по округам) — мажоритарная система относительного большинства, если по округу выдвинуто более двух кандидатов. При этом избранными считаются кандидаты, получившие не менее 10% голосов зарегистрированных избирателей. Если же по округу выдвинуты только два кандидата (один — от рабочих и крестьян, другой — от прочих), то для избрания им
необходимо получить не менее 20% голосов зарегистрированных избирателей.
Порядок создания избирательных округов, избирательных комиссий, предвыборной агитации соответствует в целом общепринятым правилам. Результаты голосования подводит Центральная избирательная комиссия, они утверждаются министром внутренних дел.
Референдум. Положения о референдуме содержатся в законе 1956 г. о реализации политических прав граждан, где имеется специальный раздел о референдуме. Относящиеся к этому институту вопросы регулируются также законами о Народном собрании и местных советах (в той части, где регулируется порядок их избрания). Следует учесть, что участие избирателей в референдуме, как и в выборах, в Египте обязательно, в противном случае предусмотрен штраф.
Согласно конституции, право назначать референдум предоставлено президенту. Он вправе проводить референдум по всем вопросам, связанным с национальными интересами, а также обязан провести референдум при изменении конституции и роспуске парламента. В последнем случае он приостанавливает заседания парламента и в течение 30 дней обязан провести референдум. Вопрос о том, распускается парламент или он продолжает свою деятельность, решают избиратели.
Вопросы о списке избирателей, порядке голосования, агитации за и против предложенных на референдуме мер решаются с помощью процедуры, аналогичной процедуре выборов.
Народная законодательная инициатива конституционному праву и практике АРЕ неизвестна.
§ 5. Законодательная власть
Состав и структура парламента. Законодательная власть осуществляется однопалатным Народным собранием, избираемым гражданами по смешанной избирательной системе сроком на 5 лет. Досрочно оно может быть распущено только после референдума. Народное собрание должно включать не менее 350 избранных и не более 10 назначенных президентом членов (в настоящее время в парламенте 458 членов, из них 10 назначенных). Не менее 50% состава парламента должны быть рабочими и крестьянами. Депутат Народного собрания имеет свободный мандат. Он не может быть отозван избирателями; досрочная утрата мандата возможна только по решению парламента, принятому минимум 2/3 голосов (это решение депутат может обжаловать в Кассационный суд). Член парламента обладает обычными депутатскими привилегиями (иммунитет, индемнитет и др.) и подвергается типичным ограничениям
34 1465
не может покупать, арендовать государственную собственность, продавать свою собственность государству, заключать контракты с государством как предприниматель или импортер.
Депутаты парламента объединяются в партийные фракции, в Народном собрании создаются также постоянные и временные комиссии, избирается его председатель.
Сессии и заседания. Очередные сессии парламента созываются один раз в год — во второй четверг ноября — декретом президента. Но если декрет не издан, депутаты сами должны собраться в указанный день в столице государства в помещении парламента. Очередная сессия длится семь месяцев. Внеочередные сессии созываются президентом или по требованию большинства депутатов Народного собрания.
Заседания парламента открытые; закрытые заседания могут проводиться по требованию президента, правительства, премьер-министра, 20 членов Собрания. Кворум для заседаний составляют большинство членов парламента; решения, законы принимаются большинством голосов присутствующих членов.
Полномочия парламента. Парламент определяет генеральную политику государства, принимает план экономического и социального развития, бюджет государства, утверждает отчет о его исполнении, осуществляет в определенной мере контроль за деятельностью правительства и министров.
Основные решения парламента принимаются в форме законов. Законодательная инициатива принадлежит президенту и любому члену парламента. Проект закона, внесенный от имени президента, направляется в соответствующую постоянную комиссию, а «частный билль» члена парламента идет сначала в постоянный комитет и лишь потом в постоянную комиссию. Проект закона о бюджете может внести только правительство. Народное собрание не может вносить изменения в этот проект без согласия правительства, но вправе не утвердить его. Президент в течение 30 дней после принятия закона парламентом имеет право вето, оно преодолевается 2/3 членов парламента.
Народное собрание осуществляет парламентский контроль. Депутаты вправе задавать вопросы министрам на заседаниях парламента, по предложению минимум 20 депутатов может быть начата дискуссия по публичным вопросам и политике правительства. Правительство в принципе несет солидарную ответственность перед парламентом (хотя это и затруднено). Каждый министр индивидуально отвечает за работу своего министерства. Народное собрание может лишить министров доверия (уволить в отставку), но только после интерпелляции. Предложение о недоверии в ходе интерпелляции может внести 1/10 часть членов парла-
мента, решение принимается большинством его членов. Это, однако, не относится к премьер-министру. Народное собрание в данном случае при выражении недоверия премьер-министру, а следовательно, и всему составу правительства, сначала обращается к президенту с предложением об отставке премьер-министра. Президент может возвратить это предложение обратно в парламент, но если он подтвердит свое предложение, президент выносит спорный вопрос на референдум. При результате референдума в пользу премьер-министра парламент распускается, в противном случае уходят в отставку премьер-министр и все правительство. Однако это не означает персональной замены всех лиц, осуществляющих в центре исполнительную власть: по конституции она принадлежит также президенту.
Консультативный совет. Своеобразным совещательным органом парламента (а также президента) является созданный в 1980 г. Консультативный совет (меджлис аш-шура). Этот орган состоит не менее чем из 132 членов, 2/3 из которых избираются прямыми выборами (50% из них должны быть рабочими и крестьянами), а 1/3 назначается президентом. Срок полномочий его членов — 6 лет, но президент может распустить этот орган досрочно (в отличие от парламента без проведения референдума). Совет обновляется наполовину через 3 года. Запрещается совмещать мандат депутата парламента и члена Консультативного совета.
Консультативный совет изучает вопрос о сохранении принципов революции 1952 г., национального единства, социального мира, союза трудовых сил народа, социалистических целей, укрепления демократической политической системы и делает предложения по этому вопросу. С парламентом консультируются при изменении конституции, разработке проектов важных законов, имеющих отношение к парламенту и президенту, к национальному плану, при подготовке международных договоров о союзе с другими государствами, при принятии решений по общей политике.
Президент и министры могут выступать перед Консультативным советом, но правительство не ответственно перед ним.
§ 6. Исполнительная власть
В АРЕ исполнительная власть принадлежит президенту, который является одновременно главой государства и главой исполнительной власти, и правительству, которое характеризуется конституцией как «высший исполнительный и административный (распорядительный) орган государства»(ст. 153).
Президент избирается прямыми, выборами гражданами государства сроком на 6 лет. Кандидатом может быть выдвинут египетский гражданин, рожденный египетскими родителями (т.е. не натурализованный гражданин), не моложе 40 лет. Выдвигает кандидатуру президента в Египте не какая-либо партия или группа избирателей, а парламент по предложению не менее трети его членов. Кандидатура выносится на голосование избирателей, если при голосовании в Народном собрании она соберет 2/3 голосов. Если кандидат не получит 2/3 голосов в парламенте (этого на практике в АРЕ не было), он не будет представлен на голосование избирателей. Парламент снова выдвигает кандидатуру. Ей достаточно получить уже большинство голосов в Народном собрании, чтобы быть представленной на голосование избирателей. В принципе на второе голосование в парламенте может быть представлен тот же кандидат, что и в первый раз, и ему будет достаточно получить в данном случае большинство, а не 2/3 голосов. Однако избирателям всегда предлагается только один кандидат на пост президента, который должен быть одобрен или не одобрен голосованием граждан-избирателей (фактов неодобрения не было). Запрета на последующее переизбрание одного и того же лица не существует.
Вознаграждение президента определяется особым законом. Он не может получать никакой другой заработной платы или вознаграждения заниматься свободной профессией, предпринимательской или коммерческой деятельностью, не может приобретать государственную собственность. Подавая в отставку, он обращается с соответствующим заявлением к парламенту.
В случае временной неспособности президента выполнять свои обязанности их выполняет назначаемый им вице-президент (один из вице-президентов). Если открылась вакантная президентура (например, в случае смерти президента) или установлена постоянная неспособность президента выполнять свои обязанности, эти обязанности, если парламент не распущен, выполняет его председатель, а если распущен — председатель Верховного конституционного суда. В этом случае выборы нового президента должны быть приведены в течение 60 дней.
В случае государственной измены, совершения уголовного преступления обвинение против президента может быть выдвинуто третьей частью Народного собрания, признание виновным осуществляется его двумя третями. Это влечет смещение президента с должности, а судит его специальный трибунал, создаваемый законом. На время процедуры импичмента обязанности президента выполняет вице-президент.
Президент АРЕ является одновременно главой государства и главой исполнительной власти (хотя есть и Совет министров, возглавляемый
премьер-министром). Поэтому он обладает очень большими полномочиями. Президент определяет общую политику государства (парламент определяет генеральную линию) и наблюдает за ее осуществлением. Он вправе назначить 1—2 вице-президентов и определить круг их полномочий, назначает премьер-министра и министров (эти назначения не должны утверждаться парламентом), назначает 1/3 членов Консультативного совета, созывает заседания Совета министров, присутствует и председательствует на них, требует отчета от министров, назначает высших военных и гражданских должностных лиц, дипломатов, издает нормативные акты и может уполномочить других лиц издавать такие акты. Он может издавать временные акты с силой закона, если парламент не заседает; если же заседает, то такие акты президент может издавать с разрешения 2/3 его членов. Президент вправе назначать референдум, он объявляет чрезвычайное положение (в этом случае такой акт должен быть в течение 15 дней представлен на утверждение парламента). Президент— главнокомандующий. Он объявляет войну по уполномочию Народного собрания, заключает международные договоры (некоторые из них не подлежат ратификации), но договоры, касающиеся территории государства, суверенитета, обременении государственной казны, требуют одобрения парламента.
При президенте действуют несколько национальных специализированных советов: национальной безопасности, экономики, обороны и др. (в настоящее время их шесть). Число, название, состав советов определяются декретами президента по его усмотрению.
Правительство. Наряду с президентом исполнительная власть принадлежит правительству — Совету министров. Хотя фактически, а зачастую и юридически руководителем правительства является президент (например, когда он председательствует в соответствии с законом на заседаниях правительства), в Египте есть должность премьер-министра и его правовое положение отличается от положения министров: Народное собрание может его уволить только после вторичного решения об этом и референдума. Тем не менее премьер-министр осуществляет лишь функции административного премьера.
Премьер-министр и министры назначаются президентом, при этом не требуется, чтобы назначенный премьер представлял президенту кандидатуры министров своего кабинета: президент вправе подобрать министров самостоятельно и часто делает это. Министром и заместителем министра может быть назначен гражданин не моложе 35 лет, обладающий гражданскими и политическими правами. Члены правительства приносят клятву перед президентом. Министр не может приобретать государственную собственность, заниматься предпринимательской деятельностью. Предать министра суду имеют право парламент и президент, это
своего рода министерский иммунитет. Министр может быть членом Народного собрания, он сохраняет свой депутатский мандат и право голосовать в парламенте.
§ 7. Судебная власть
Суд. Организация судов регулируется конституцией и законом о судебной власти 1972 г. В Египте действуют общие суды, есть некоторые специальные суды (например, созданные в соответствии с законом 1980 г. о защите ценностей от порока), а также суды, специализирующиеся на отдельных категориях дел (например, по делам несовершеннолетних), но они не рассматриваются как специальные суды. Существует система административных судов. Специальных мусульманских судов в Египте нет, но общий и иные суды могут в соответствии с Уголовным кодексом 1937 г. применять нормы шариата', уголовные суды могут применять наказания, предусмотренные шариатом, в гражданском праве на основе Гражданского кодекса 1948 г. применяются нормы шариата, если соответствующие отношения не урегулированы законом. Как отмечалось, наиболее широко применяется шариат в семейном и наследственном праве. Есть касающиеся этих отраслей права законы, которые целиком основаны на нормах мусульманского права (например, законы 1920, 1929, 1985 гг., регулирующие брачно-семейные отношения).
Система общих судов состоит из Кассационного суда — высшей судебной инстанции, апелляционных судов, действующих в восьми крупных городах, и судов первой инстанции. Кроме того, дела могут рассматриваться единолично судьями суммарной юрисдикции, входящими в систему общих судов.
В соответствии с принятыми в 1980 г. законами о защите ценностей от порока и о внутреннем фронте и социальном мире создана система судов государственной безопасности — Верховный суд государственной безопасности и нижестоящие суды безопасности. Кроме того, существует суд ценностей, состоящий из семи судей. В нем председательствует заместитель председателя Кассационного суда. Эти суды рассматривают дела, связанные с нарушением национального единства, с нарушением установленных законом твердых цен, дела о политических партиях, о средствах общественного мнения.
Система административной юстиции построена в основном с учетом французской модели. Ее возглавляет Государственный совет, выполняющий, в частности, консультативные функции для правительства, а при рассмотрении дел действующий в более узком составе в качестве Верховного административного суда (в нем председательствует председатель
Государственного совета). Существуют административные апелляционные суды и низовые административные суды, дисциплинарные суды и коллегия государственных уполномоченных (при Государственном совете). Они рассматривают вопросы, связанные с выборами местных органов, споры о заработной плате и пенсиях государственным служащим, жалобы граждан на нарушения их прав в процессе управления и др. Дисциплинарные суды рассматривают вопросы о дисциплинарной ответственности чиновников, жалобы последних на взыскания.