Собрания и публичные мероприятия
Свобода собраний и публичных мероприятий закреплена в ст. 31 Конституции РФ и детализирована Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Эти институты непосредственной демократии дают гражданам возможность принять участие в обсуждении проблем, касающихся политики, решений органов государственной власти и местного самоуправления, или протеста против них, сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности, принудить органы государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц к принятию или отмене каких-либо решений.
Организаторами публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, а также политические партии, другие общественные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения.
Вопрос №9
Конституционно-правовая природа Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, будучи учрежденной конституцией, а не договором, она является конституционной. Федеративный договор 1992 г. был договором не об учреждении новой федерации, а о перераспределении полномочий между федеральными органами государственной масти и органами государственной власти субъектов РФ. При этом полномочия перераспределялись от Российской Федерации к субъектам, а не наоборот.
Конституционно-правовую природу Российской Федерации характеризуют ее принципы. Они закреплены в Конституции РФ. Российская Федерация согласно ст. 5 состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Из данной формулы вытекают семь принципов российского федерализма.
Во-первых, субъекты РФ многообразны, что определяет такой признак Российской Федерации, как ее асимметричность, обусловленную спецификой исторического развития Российской Федерации.
Во-вторых, субъекты РФ созданы по национально-территориальному и территориальному принципам. РСФСР была первой федерацией, где была предпринята попытка создать субъекты по национальному принципу. Создание Федерации по чисто национальному принципу, где в субъектах проживала только одна национальность, практически неосуществимо, так как на одной и той же территории обычно проживают люди самых разных этносов и ни один из них не составляет абсолютного большинства. Так, из 21 республики в составе современной Российской Федерации только в девяти титульная нация составляет абсолютное большинство: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Чечня, Чувашия.
В-третьих, субъекты РФ согласно ст. 5 Конституции РФ должны быть равноправны независимо от их вида, территории, численности населения, уровня экономического и социального развития. Однако даже формально-юридически субъекты РФ признать равноправными трудно. Так, республика именуется в ч. 2 ст. 5 Конституций РФ как государство, которое имеет свою конституцию и законодательство. Конституция республики может приниматься как законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, так и референдумом. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Устав может приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Кроме того, если к совместному ведению Российской Федерации и республик относится обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций и законов республик, то в отношении других субъектов РФ объектами контроля являются не только уставы и законы, но и другие нормативные правовые акты данных субъектов РФ.
В-четвертых, федеративное устройство Российской Федерации основано на принципе ее государственной целостности. Гарантиями государственной целостности Российской Федерации являются:
— целостность и неприкосновенность ее территории;
— единство экономического пространства, предполагающее отсутствие таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
— верховенство Конституция РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
— единое гражданство РФ;
— отсутствие у субъектов РФ права выхода из состава Федерации или иного изменения статуса без согласия Российской Федерации.
В-пятых, федеративное устройство Российской Федерации основано на принципе единства системы государственной власти. Государственная власть Российской Федерации реализуется через систему высших органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти всех субъектов РФ. Единство системы органов государственной власти в Российской Федерации обусловлено; единством источника власти (российский многонациональный народ); единством принципов построения системы органов государственной власти; единством целей деятельности системы органов государственной власти.
В-шестых, в основе федеративного устройства Российской Федерации лежит принцип разграничения предметов ведения и полномочии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти в Российской Федерации подразделяются: на исключительную компетенцию федеральных органов государственной власти (ст. 71 Конституции РФ); совместную компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ); исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, определяемую по остаточному принципу и закрепляемую конституциями и уставами субъектов РФ.
В-седьмых, федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Равноправие народов Российской Федерации означает равенство их возможностей в развитии национальной культуры, самобытности, во всех сферах государственной, общественной, экономической и социальной жизни. Самоопределение наций вытекает из их суверенитета, который означает право на самостоятельное решение вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами, свободное избрание формы своей национальной государственности. Этот принцип закреплен международными документами. Формой самоопределения народов в Российской Федерации является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельногорешения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»).
Особое внимание Конституция РФ уделяет гарантиям коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Вопрос №13.
Законодательный процесс — процедура разработки и принятия законов Федеральным Собранием РФ, состоящая из совокупности последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадии бывают основные и факультативные.
Основными являются следующие стадии:
• законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;
• рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой;
• рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой;
• подписание и обнародование законов Президентом РФ.
К факультативным стадиям относятся:
• повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации;
• повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ.
Процедура принятия федерального конституционного закона отличается, во-первых, тем, что такие законы в обязательном порядке рассматриваются и принимаются обеими палатами парламента. Для принятия ФКЗ необходимо принятие его квалифицированным большинством – 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и ¾ от общего числа членов Совета Федерации. Одобренный парламентом федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом РФ.
Первой стадией законодательного процесса является осуществление права законодательной инициативы и ее предварительное рассмотрение. Законодательная инициатива означает официальное внесение в Государственную Думу законопроекта управомоченными субъектами, к ним относятся:Президент России, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу: проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории России актов законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам.
При внесении законопроекта должен быть представлен ряд документов: пояснительная записка к законопроекту, текст законопроекта, перечень нормативных правовых актов подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона; финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); заключение Правительства РФ (по законопроектам, предусмотренным ч. 3 ст. 104 Конституции РФ) и другие документы.
Для работы над законопроектом назначается профильный комитет, который может создать рабочую группу из членов данного комитета, а также других депутатов, представителей субъекта права законодательной инициативы, а также представителей органов государственной власти, других организаций, экспертов и специалистов.
Ответственный комитет, получив текст законопроекта, назначает докладчика, он координирует деятельность членов рабочей группы, докладывает на заседании ответственного комитета о результатах подготовительной работы над текстом законопроекта. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы.
Второй стадией законодательного процесса является рассмотрение законопроектов и принятие федеральных законов Государственной Думой. Оно осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом Государственной Думы.
Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему по представлению ответственного комитета направляются Аппаратом Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации, депутатам Государственной Думы, в Правительство РФ и субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее чем за три дня до дня рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.
Законопроекты, которые перечислены в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, могут быть рассмотрены Государственной Думой только при наличии заключения Правительства РФ.
При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дастся оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. При рассмотрении законопроекта по решению палаты может быть отведено время для ответов па вопросы депутатов Государственной Думы по существу законопроекта, а затем заслушиваются предложения и замечания фракций, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе, полномочного представителя Правительства РФ в Государственной Думе, представителей законодательных (представительных) органов субъектов РФ и других лиц.
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может вынести одно из следующих решений:
— принять или одобрить законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
— принять или одобрить закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
— отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается ответственным комитетом субъекту права законодательной инициативы.
В случае принятия или одобрения законопроекта в первом чтении Государственная Дума в постановлении о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении устанавливает срок представления поправок к законопроекту.
Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.
В случае принятия законопроекта в первом чтении, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ может быть поставлено на голосование предложение ответственного комитета о принятии или об одобрении закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз.
При принятии законопроекта и подготовке его к рассмотрению во втором чтении ответственный комитет представляет таблицу поправок, одобренных комитетом и включенных в текст законопроекта, таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицу поправок, по которым не было принято решений.
Совет Государственной Думы принимает решения о дате рассмотрения Государственной Думой законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении.
В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта. Если при голосовании таблицы поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, Государственная Дума не соглашается с предложением ответственного комитета, председательствующий ставит на голосование отдельно каждую из поправок.
Далее Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. Если при голосовании таблицы поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для отклонения, Государственная Дума не соглашается с предложением ответственного комитета, председательствующий ставит на голосование отдельно каждую из поправок.
По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении. Решение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы. Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта ставится на голосование предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения.
При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Если законопроект не принят или не одобрен Государственной Думой в третьем чтении, он считается отклоненным. Одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.
Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой, — третья обязательная стадия законодательного процесса.
В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров РФ; д) статуса и защиты государственной границы РФ; е) войны и мира.
В Совете Федерации при рассмотрении поступившего из Государственной Думы закона может быть принято одно из двух решений:
а) Одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;
б) Отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой.
Федеральный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Решение об одобрении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.
Решение об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, переданного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения 14-дневного срока со дня поступления его из Государственной Думы.
В постановлении Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона могут содержаться:
а) предложение о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой;
б) поручение комитету (комиссии) Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, и сопредседателю согласительной комиссии от Совета Федерации подготовить и направить в Государственную Думу поправки к федеральному закону, отклоненному Советом Федерации.
Обоснование решения об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона может быть оформлено в виде пояснительной записки к постановлению Совета Федерации с указанием тех положений федерального закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой.
Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон направляются Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона с предложением о создании согласительной комиссии направляется в Государственную Думу.
Следующая факультативная стадия законодательного процесса — повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Советом Федерации.По итогам рассмотрения федерального закона ответственный комитет вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления Государственной Думы, содержащий одно из следующих решений:
а) снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой в связи с отклонением его Советом Федерации;
б) создать по предложению либо с предварительного согласия Совета Федерации согласительную комиссию на паритетных началах для преодоления возникших между Государственной Думой и Советом Федерации разногласии по отклоненному Советом Федерации федеральному закону;
в) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции.
Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Повторно принятый Государственной Думой федеральный закон Председатель Государственной Думы в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении данного федерального закона Президенту РФ.
Следующая стадия законодательного процесса — подписание и обнародование закона Президентом РФ. Согласно ст. 107 Конституции РФ принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Порядок обнародования и вступления в силу законов, принятых Федеральным Собранием, регулируется Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Федеральные конституционные законы, федеральные законы должны быть опубликованы в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, считается первая публикация в «Российской газете», или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Президент РФ подписывает и обнародует закон в том случае, когда он его подписал. В случае отклонения Президентом закона он направляется в Совет Государственной Думы.
В этом случае наступает факультативная стадия законодательного процесса — повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом РФ.
По итогам рассмотрения может быть принято одно из следующих решений:
а) согласиться с решением Президента РФ об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;
б) принять федеральный закон в редакции Президента РФ;
в) создать по предложению либо с предварительного согласия Президента РФ специальную комиссию для выработки согласованного текста федерального закона по отклоненному Президентом федеральному закону с учетом предложений Президента РФ;
г) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.
Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с постановлением Совета Федерации об одобрении федерального закона в течение пяти дней направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.
Вопрос №11. Описать последовательность проведения избирательного процесса на примере выборов Президента РФ.
Процесс регулируется Фз «Об основных гарантиях избирательных прав» и ФЗ «О выборах Президента РФ» в ред. 20.10.2011 г. Стадиями реализации избирательного процесса при выборах президента являются: назначение выборов; формирование избирательных комиссий, образование избирательных участков; уточнение списков избирателей; выдвижение кандидатов в депутаты; регистрация кандидатов в депутаты; агитация и финансирование выборов; подача и подсчет голосов; определение результатов голосования; опубликование и обнародование итогов голосования и результатов выборов. Это обязательные стадии избирательного процесса. Кроме того, возможна факультативная стадия избирательного процесса — повторное голосование и повторные выборы, дополнительные выборы.
Выборы Президента РФ проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию России. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Гарантией своевременного назначения выборов является предусмотренная федеральным законом возможность их назначения ЦИК. Это возможно в случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки.
Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.
Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании.
Порядок формирования и организация деятельности избирательных комиссий определяется в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При этом участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента Российской Федерации образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований.
Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. На территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального образования и др. уполномоченными лицами. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения за 20 дней до дня голосования. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек.
Таким образом, процедура выдвижения кандидата на пост Президента Российской Федерации состоит из следующих этапов:
1) определение кандидата;
2) сбор подписей избирателей в поддержку кандидата;
3) регистрация кандидата.
Применительно к выборам Президента Российской Федерации первый и третий этапы процедуры выдвижения кандидата являются обязательными, второй же этап - факультативный, поскольку политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборам Президента Российской Федерации выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, вправе не собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутого ею кандидата при условии, что официальное опубликование результатов указанных выборов состоялось до представления в ЦИК РФ документов, необходимых для регистрации кандидата.
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, а также политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ (исключение приведено выше).
ЦИК РФ не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов Президента Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. В течение 5 дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами Президента Российской Федерации, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет"). Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
Не допускается любое участие в выборах Президента России иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов определяется международными договорами РФ и федеральными законами.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента России, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.
Подготовка и проведение выборов Президента РФ осуществляется открыто и гласно. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Итоги голосования сначала определяются участковыми избирательными комиссиями, затем избирательными комиссиями субъектов РФ. Окончательный итог голосования подводит ЦИК РФ.
Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование на выборах Президента Российской Федерации по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование по зарегистрированному кандидату назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования.
Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах с соблюдением требований закона «О выборах Президента РФ».
По итогам повторного голосования избранным на должность Президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата.
Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента Российской Федерации, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися или недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает повторные выборы Президента Российской Федерации. Сообщение о проведении повторных выборов Президента Российской Федерации публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через три дня после принятия соответствующего решения.
При повторных выборах Президента Российской Федерации сроки осуществления избирательных действий по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Официальное опубликование результатов выборов Президента Российской Федерации осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации.
При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга Президента РФ помимо символического и политического значения имеет юридическое значение. Последнее состоит в том, что Президент России приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом России.
Вопрос №18.
Конституционное судопроизводство состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадия конституционного судопроизводства охватывает относительно замкнутый комплекс действий конституционного суда и участников судебного конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной правовой ситуации.
Последовательность наступления стадий преследует конечную цель — вынесение конституционным судом итогового решения по делу и его исполнение.
Можно выделить следующие стадии судебного конституционного процесса:
1) внесение обращений в конституционный суд;
2) предварительное рассмотрение обращений в конституционном суде;
3) принятие обращения конституционным судом либо его отклонение;
4) подготовка к судебному разбирательству;
5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы);
б) совещание, голосование и принятие конституционным судом итоговых решений;
7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений конституционного суда;
8) исполнение решений конституционного суда.
1. Внесение обращения в КС РФ (это может быть запрос, ходатайство, индивидуальная жалоба, иск и т.п.) преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела и имеет место применительно ко всем категориям дел за исключением тех случаев, когда возбуждение разбирательства осуществляется по инициативе самого конституционного суда. Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.
2. Каждое зарегистрированное обращение рассматривается в конституционном суде в предварительном порядке. На Секретариат Конституционного Суда РФ возложены полномочия по предварительному рассмотрению поступающих обращений. В статье 40 ФКЗ «О Конституционном суде» установлено, что Секретариат Конституционного Суда уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона в следующих случаях:
1) явно не подведомственно Конституционному Суду (секретариат КС РФ может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы);
2) по форме не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном суде»;
3) исходит от ненадлежащего органа или лица;
4) не оплачено государственной пошлиной.
Если обращение подведомственно Конституционному Суду РФ то председатель КС РФ поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Судья в процессе предварительного изучения обращения может дать поручение специалистам аппарата Конституционного Суда по анализу отдельных правовых вопросов. Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
Предварительное рассмотрение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента его регистрации.
3. Целью данной стадии конституционного судопроизводства является принятие окончательного решения относительно того, будет ли обращение заявителя рассматриваться по существу либо в этом ему будет отказано. Основанием к принятию и рассмотрению дела является обнаружившаяся правовая неопределенность в свете положений действующей конституции в вопросах, находящихся в компетенции конституционного суда. Ha основании ст. 42 закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).
4. Цель стадии подготовки к судебному разбирательству – обеспечить условия для эффективного слушания дела. Ее содержание зависит от рассматриваемой категории дел (вида производства). По делам, требующим установления или проверки фактических обстоятельств (о привлечении к ответственности высших должностных лиц, о выборах депутатов и т.д.), предварительная подготовка к судебному разбирательству может включать предварительное расследование в силу требования закона или по усмотрению суда. Активную роль в подготовке слушания дела в судебном заседании играет судья-докладчик, который, как правило, готовит проект решения по делу. Судья-докладчик в процессе подготовки дела к слушанию осуществляет ряд действий, в том числе: истребует от соответствующих органов и должностных лиц материалы, имеющие отношение к делу; разрешает вопрос о производстве экспертизы; составляет проект итогового решения; по решению конституционного суда извещает о заседании главу государства, парламент, правительство, высшие судебные инстанции, Генерального прокурора. Уполномоченного по правам человека.
5. Данная стадия конституционного судопроизводства имеет целью рассмотрение всех обстоятельств дела, уяснение правовой позиции сторон. Эта стадия имеет форму устного разбирательства. Заседания могут быть открытыми и закрытыми. В соответствии с изменениями от 28.12.2010 г. возможно разрешение дела без проведения слушания, в том случае, если оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением КС РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей. Судья не имеет права отсутствовать на заседании. Дело рассматривается конституционным судом при неизменном составе судей. В конституционном судопроизводстве возможен институт отвода (отстранения) судьи от участия в рассмотрении дела. Порядок проведения заседаний регламентирован главой 7 ФКЗ «О Конституционном суде».
6. Совещание, голосование и принятие конституционным судом итоговых решений. На данной стадии конституционного судопроизводства идет процесс выработки итогового решения по делу, его принятие и провозглашение. Закон о конституционном суде определяет, по какой категории дел принимаются постановления и в каких случаях даются заключения, а также выносятся определения.
Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом Российской Федерации в закрытом совещании в совещательной комнате. В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда Российской Федерации, рассматривающие данное дело.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, Решение о толковании Конституции большинством не менее двух третей от общего числа судей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию.
7. Данная стадия конституционного судопроизводства включает провозглашение итогового решения конституционного суда, направление его сторонам и другим заинтересованным органам и лицам, в том числе по усмотрению суда, официальное опубликование и вступление в силу итогового решения конституционного суда.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, провозглашается в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания, за исключением рассмотрения дела без проведения слушания.
Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.
8. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено.