Конституція франції 1848 року 17 страница
Взять обратно ранее подаренный тобой подарок.
Читать неизвестные и не имеющие основания в шариате молитвы, заговаривать ими людей.
Носить с собой ложные, сочиненные писания, якобы помогающие в любви.
Носить с собой писания, не имеющие основания в шариате, или другие предметы, якобы оберегающие от злых глаз, духов.
Без надобности разговаривать с посторонними женщинами.
Молодому человеку жениться на пожилой женщине.
Молодому человеку специально жениться на бесплодной.
Выдавать девушку за пожилого, нечестивого.
Без крайней необходимости лечиться запрещенными средствами.
Без причины задерживать бракосочетание совершеннолетней девушки, если она согласна выйти за человека, засватавшего ее.
Принуждать больного принять пищу.
Насильно заставлять гостя есть.
Присваивать ребенку бессмысленные, двуличные, похабные имена.
Присваивать ребенку имя, имеющее чрезвычайно высокий смысл.
Человеку, носящее имя Мухаммад, давать прозвища, тождественные пророку.
Преждевременно до наступления времени совершения хаджа приступать к исполнению какого-либо ритуала.
На тридцатый день месяца шагбан приступить к уразе, в то время, как сомнительно, является ли этот день началом месяца рамазан (К уразе обычно приступают в первый день явного появления новолуния).
Агитациями довести человека до такого состояния, что он из нейтрального состояния может принять противоположную сторону.
Приступить к торговле до восхода солнца.
Употреблять в пищу мясо животного, которое в неочищенном от внутренностей виде пролежало более суток после убоя.
Употреблять мясо животного, которое питается нечистотами.
Пить молоко животного, питающегося нечистотами. Однако, если ранее животное ими не питалось, то для таких устанавливается гарантийный срок кормления чистыми кормами, после чего и мясо, и молоко становятся пригодными для пищи: для верблюда это 40 дней, коровы - 20, барана - 10, кур - 3 дня.
Готовить для гостя еду, которую сам никогда не ест.
Обменивать живой скот на мясо.
Брать плату за спаривание животных.
Обмениваться урожаем оптом, не взвешивая.
Продавать лишнюю для себя воду.
Женщине без основания на шариате просить у мужа развод.
Дарить подарок, сувениры, имея мысли получить еще лучше.
Играть в голубей.
Беспокоить человека, садиться на его место.
Беспокоить и садиться между двумя рядом сидящими людьми.
Проходить между двумя рядом идущими женщинами.
Ставить надгробный камень с надписью, восхваляющей покойного (если написаны лишь имена-можно).
Без необходимости ходить и читать надгробные камни.
Для добывания средств существования заниматься такими профессиями, в которых есть опасение захвата чужой копейки.
Совершать какое-либо дело, набиваясь на похвалу.
Специально хвалить человека, любящего это.
Увлекаться пустыми похвалами.
Совершать какое-либо дело специально для озлобления кого-либо.
Напоминать человеку о горе, расспрашивая об этом.
Переживать, что жена родила дочь.
Навещать больного, изрядно принарядившись.
Пугать, портить настроение больному, сообщая, что у него тяжелая болезнь.
Много разговаривать с больным.
Засиживаться долго у больного.
Издеваться над живым существом при обучении охоте беркута.
Задерживаться с беседой возле человека, занятого работой.
Беспокоить человека частыми визитами.
Постоянно заниматься охотой.
Выходить на охоту ночью.
Не выполнять какое-либо действие, относящееся к суннат.
Совершать какое-либо макрух, входящий в соответствующий ритуал. Например: в молитве 70 макрух, в омовении - 10, в уразе - 10 макрух.
МУСТАКРУХ
Мустакрух - это действие, которое пророк Махаммад, аляйхи-с-салям, предпочитал совсем не совершать. Он разъяснял, что сделав мустакрух, человек получит только вред. Мустакрух, не являясь большим грехом, показывает, тем не менее, большую невоспитанность человека.
Принимать очень горячие напитки, пищу.
Пить слишком холодную воду.
За один раз принять много разнообразной пищи, блюд.
Пользоваться без необходимости при еде разными приспособлениями (ложками, вилками, ножом).
С целью показать свою высокую культуру кушать за высоким столом.
Без нужды резать хлеб и вареное мясо ножом.
При еде оглядываться по сторонам.
Откусывать большими кусками.
Наблюдать за принимающим пищу.
Сидя за столом, наблюдать за подачей пищи.
Брать пищу с середины посудины.
Откусанный ломтик снова положить на стол.
Быстро проглотить недожеванную пищу.
Много разговаривать во время еды.
Пить много жидкости во время еды.
Махать рукой на пищу.
Низко наклонять голову над принимаемой пищей.
Пить, не отрываясь от воды, подобно корове.
Пить воду лежа, с родника, с берега.
В день 2 раза принимать очень питательную пищу.
Принимать пищу в темноте.
Дуть на принимаемую пищу.
Во время еды отрываться по какому-либо делу, затем вновь приступать.
Принимать питательную пищу, не проголодавшись.
Есть очень много.
Принимать пищу с медной или бронзовой посуды, на которые не нанесены покрытия.
Пить с обломленного края посуды.
Пить над ручкой сосуда (посуды).
Кушать на базаре, среди людей, на улице.
Появиться среди людей, наевшись пищи с луком, чесноком.
Есть что-либо, приносящее вред организму.
Употреблять немытые продукты (фрукты, овощи).
Проглотить пищу, изъятую меж зубов.
Ходить или спать, с промасленными руками, ртом.
Употреблять незрелые фрукты.
Пить с посуды, в которой не видно содержимого.
Пить воду с чайника, предварительно немного не вылив.
Жить в деревне, на селе, где нет врача.
Смотреть долго на прокаженного (или подобного) больного.
Подходить ближе трех аршинов к человеку, больному заразной болезнью.
Слишком громко зевать, чихать, кашлять.
Зевать, не прикрывая рот.
Много отрыгивать.
Сидеть, положив одну ногу на другую, т. е. скрестив.
Сидеть с переплетенными пальцами.
Щелкать, хрустеть костями пальцев.
Много оглядываться по сторонам при ходьбе.
Ходить с обувью только на одной ноге.
Одевать штаны и брюки стоя.
Отращивать бороду длиннее длины 4-х пальцев.
Сидеть напротив солнца.
Сидеть между солнцем и темью.
Читать и писать между предвечерней и вечерней молитвами (т. е. между третьей и четвертой молитвами).
Выходить в путь, если грозит опасность.
Садиться на корабль (лодку) для водного путешествия человеку, не умеющему плавать.
Промышлять, заниматься ремеслом, добывать средства для существования в опасных местах (дикие звери, бандиты).
Подходить близко к животным, которые могут укусить, боднуть и т.п.
Ночью спать одному в доме.
Ложиться спать, не потушив огни.
Передавать в руки кинжал или саблю без кобуры.
Чистить зубы камышом, твердым деревом.
Убирать урожай ночью.
Собирать фрукты с деревьев ночью.
Заниматься грязными профессиями (убойщики скота, работа, связанная с обработкой кожи и др.)
Брать деньги в долг для угощения гостя (мусульманин должен довольствоваться тем, что имеется).
Брать милостыню, подаяние от человека, который беднее его.
Брать пищу для еды кончиком ножа, вилкой.
Не говорить истину, даже если слушатели могут принять это за неправду.
Соборне уложення 1649 р.
Структура Соборного уложення
Глава I. Про богохульників і церковних бунтарів.
Глава II. Про государську честь, і як його государське здоров’я оберігати.
Глава III. Про государів двір, щоб на государевім дворі ні від кого ніякого безчинства і лайки не було.
Глава IV. Про грошових майстрів, які почнуть робити злодійські гроші.
Глава V. Про підпищиків, які печатки підробляють.
Глава VI. Про проїжджі грамоти в інші держави.
Глава VII. Про службу всяких ратних людей Московської держави.
Глава VIII. Про викупляння полонених.
Глава IX. Про мита і про перевезення, і про мости.
Глава X. Про суд.
Глава XI. Суд над селянами.
Глава XII. Про суд патріарших приказних, і дворових всяких людей, і селян.
Глава XIII. Про монастирський приказ.
Глава XIV. Про хресне цілування.
Глава XV. Про справи, які розглядаються.
Глава XVI. Про помісні землі.
Глава XVII. Про вотчини.
Глава XVIII. Про печатні мита.
Глава XIX. Про посадських людей.
Глава XX. Суд над холопами.
Глава XXI. Про розбійні і татійні справи.
Глава XXII. Указ за які вини кому чинити смертну кару, і за які вини смертю не карати, а чинити покарання.
Глава XXIII. Про стрільців.
Глава XXIV. Указ про отаманів і про козаків.
Глава XXV. Указ про корчми.
БИЛЛЬ О ПРАВАХ
(Дается по сборнику “Законодательство Английской революции 1640—1660 гг.”, составленному Н. П. Дмитревским (М.—Л., 1946))
1689 г.
Принимая во внимание, что духовные и светские лорды и общины, собравшиеся в Вестминстере и представляющие законно, полно и свободно все состояния народа этого королевства, в тринадцатый день февраля, в году от рождества господа нашего тысяча шестьсот восемьдесят восьмом, представили их величествам тогда называвшимся и известным под именем и титулом Вильгельма и Марии, принца и принцессы Оранских, присутствовавшим там собственной особой, письменное заявление составленное упомянутыми лордами и общинами в нижеследующих словах:
Так как последний король Иаков II, при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоявших у него на службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы и вольности этого королевства,
1) присваивая себе и применяя власть освобождать от действия законов и приостанавливать законы и исполнение их без согласия парламента (имеются в виду «декларация о веротерпимости», изданная 4 апреля 1687 г., а также вторая «декларация о веротерпимости», изданная 27 апреля 1688 г., подробно повторившая содержание первой.),
2) заключая под стражу и преследуя некоторых достойных прелатов за всеподданнейшее ходатайство об освобождении их от участия в осуществлении этой присвоенной им власти, («Декларация о веротерпимости» от 27 апреля 1688 г. сопровождалась указом тайного совета (от 4 мая 1688 г.), предписывавшим чтение ее во всех церквях. Во исполнение этого «декларация» была отправлена епископам для рассылки ими по всем местам вверенных им епархий. Семь епископов представили Иакову II петицию, в которой заявляли, что они не считают себя вправе обнародовать «декларацию», не согласную с законами страны. Епископы были взяты под стражу и преданы суду по обвинению в распространении лживого и мятежнического пасквиля (петиция после подачи ее королю появилась в печати). Суд королевской скамьи (присяжные) оправдал епископов.) [127]
3) издавая и приказывая привести в исполнение предписание за большой печатью об учреждении суда, называемого судом комиссаров по церковным делам (В 1686 г. Иаков II учредил суд комиссаров по церковным делам из 7 лиц, из которых 4 было светскими, а 3 духовными лицами, под председательством канцлера. Этой комиссии было вверено управление церковью. По существу указанный выше акт являлся восстановлением так называемой «высокой комиссии», упраздненной актом 16-го года правления Карла I (1641 г.). Хотя в 1661 г. и был издан акт, разъяснявший, что прежние духовные судьи сохраняют свои полномочия, и акт 1641 г. был отменен, но та часть его, где говорилось об упразднении «высокой комиссии», сохранила, согласно акту 1661 г., свою силу.),
4) взимая сборы в пользу и в распоряжение короны, в силу якобы прерогативы, за иное время и иным порядком, чем было установлено парламентом (Иаков II начал свое правление (1685 г.) изданием прокламации, предписывавшей продолжение платежей таможенных пошлин, которые были предоставлены его покойному брату Карлу II лишь на время жизни последнего.),
5) набирая и содержа в пределах этого королевства в мирное время постоянную армию без согласия парламента и размещения солдат на постой противно закону (Иаков II самостоятельно увеличил численность постоянной армии с 6000 до 20 000 человек.),
6) запрещая своим добрым подданным протестантского исповедания носить оружие в то время, как паписты были вооружены и состояли на службе вопреки закону,
7) нарушая свободу выборов членов парламента,
8) разбирая в суде королевской скамьи дела и тяжбы, подлежащие исключительному ведению парламента, и применяя разные иные произвольные и незаконные формы судопроизводства,
9) и так как в последние годы в списки присяжных по уголовным делам вносились пристрастные, подкупные и не удовлетворяющие надлежащим условиям лица, и, в частности, по делам об измене — лица, которые не были свободными землевладельцами,
10) и от лиц, задерживаемых по уголовным делам, были требуемы чрезмерные залоги, в обход законов, изданных для обеспечения свободы подданных,
11) и были налагаемы чрезмерные штрафы, а также незаконные и жестокие наказания,
12) и были производимы пожалования и обещания пожалований из штрафов и конфискаций до произнесения приговора над лицами, которые должны были им подвергнуться, —
Каковые действия безусловно и прямо противны общеизвестным законам и статутам и свободе этого королевства, —
и так как, ввиду отречения упомянутого короля Иакова II от правления и последовавшей отсюда незамещенности престола, его высочество принц Оранский (которого всемогущему богу угодно было сделать достославным орудием освобождения этого-королевства от папизма и произвольной власти) приказал (по совету духовных и светских лордов и некоторых значительных лиц из общин) написать призывные грамоты духовным и светским лордам протестантского исповедания и другие грамоты различным графствам, городам, университетам, местечкам и пяти портам об избрании ими правоспособных представителей в парламент, имевший собраться и заседать в Вестминстере в двадцать второй день января тысяча шестьсот восемьдесят восьмого года, для принятия мер, чтобы их вера, законы и вольности впредь не подвергались опасности ниспровержения, — и так как на основании этих грамот выборы были произведены соответственным образом,— [128]
и посему названные духовные и светские лорды и общины, в силу упомянутых грамот и выборов, собравшиеся ныне в качестве полного и свободного представительства этого народа, по зрелом обсуждении наилучших средств для достижения вышесказанных целей, прежде всего (как делали, обыкновенно, в подобных случаях их предки) заявляют, для восстановления и подтверждения своих древних прав и вольностей, нижеследующее.
1. Что притязания на власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением, без согласия парламента, незаконны.
2. Что притязания на власть изъятия от законов или исполнения законов королевским поведением так, как эта власть присваивалась и применялась в недавнее время, незаконны.
3. Что учреждение суда комиссаров по церковным делам и всякие другие учреждения и суды подобного рода незаконны и пагубны.
4. Что взимание сборов в пользу и в распоряжение короны, в силу якобы прерогативы, без согласия парламента или за более долгое время или иным порядком, чем установлено парламентом, незаконно.
5. Что обращаться с ходатайствами к королю составляет право подданных, и всякое задержание и преследование за такие ходатайства незаконно.
6. Что набор или содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время, иначе как с согласия парламента, противно закону.
7. Что подданные протестантского исповедания могут носить оружие, соответствующее их положению, и так, как дозволено законом.
8. Что выборы членов парламента должны быть свободны.
9. Что свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, не может подать повода к преследованию или быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или месте, кроме парламента.
10. Что не допускается требование чрезмерных залогов, ни наложение чрезмерных штрафов или жестоких и необычайных наказаний.
11. Что присяжные должны быть вносимы в списки и призываемы к очереди надлежащим порядком, и присяжные, решающие судьбу человека в делах по измене, должны быть свободными землевладельцами.
12. Что всякие пожалования и обещания из сумм, ожидаемых от штрафов и конфискации до осуждения, незаконны и недействительны. [129]
13. И что для пресечения всяких злоупотреблений и для улучшения, укрепления и охранения законов парламент должен быть созываем достаточно часто.
I. И они признают за собою, требуют и настаивают на всех этих пунктах и на каждом из них в отдельности, как на своих несомненных правах и вольностях; и утверждают, что никакие заявления, приговоры, поступки или действия, состоявшиеся в ущерб народу в каком-либо из означенных пунктов, не могут никоим образом иметь последствия для будущего или служить впредь примерами.
К такому требованию своих прав, как к единственному средству достигнуть полного исправления и устранения вышеозначенных зол, они в особенности получили поощрение заявлением его высочества принца Оранского.
Имея, вследствие этого, полную уверенность, что его высочество принц Оранский довершит дело освобождения, столь далеко уже подвинувшееся, благодаря ему, и обеспечит их против нарушения их прав, которые они здесь удостоверили, и от всяких иных посягательств на их веру, права и вольности, —
II. Названные духовные и светские лорды и общины, собравшиеся в Вестминстере, постановляют, что Вильгельм и Мария, принц и принцесса Оранские, признаются и объявляются королем и королевой Англии, Франции и Ирландии и принадлежащих им владений, так, чтобы корона и королевский сан означенных королевств и владений принадлежали пожизненно упомянутым принцу и принцессе и тому из них, кто переживет другого; и чтобы, в течение совместной жизни названных.принца и принцессы, исключительное и полное осуществление королевской власти принадлежало только упомянутому принцу Оранскому и производилось им от имени их обоих; по кончине же их обоих корона и королевский сан означенных королевств и владений должны перейти к нисходящим наследникам названной принцессы, а за отсутствием такого потомства — к принцессе Анне Датской и ее нисходящим наследникам вышепоименованного принца Оранского. И духовные и светские лорды и общины просят названных принца и принцессу принять престол на указанных выше условиях.
III. И постановляют, что вместо прежней присяги подданничества и подчинения, которая отменяется, всеми лицами, от кого таковая требовалась по закону, должна быть приносима нижеследующая присяга: “Я, А. Б., чистосердечно обещаюсь и клянусь, что буду нелицемерно и верно состоять подданным их величествам королю Вильгельму и королеве Марии.
Так да поможет мне бог. [130]
Я, А. Б., клянусь, что от всего сердца своего отвергаю, ненавижу и проклинаю, как нечестивое и еретическое, то предосудительное учение и положение, что государи, отлученные или осужденные папой или какой-либо властью римского престола, могут быть низлагаемы или убиваемы своими подданными или подвергаемы чему-либо подобному. И объявляю, что никакой иностранный государь, владетель, прелат, никакое иностранное лицо или государство, не имеет и не может иметь юрисдикции, полномочий, верховенства, первенства или власти церковной или духовной, в пределах этого королевства. Так да поможет мне бог”.
IV. После чего их величества приняли корону и королевский сан королевств Англии, Франции и Ирландии и принадлежащих им владений, согласно решению и желанию означенных лордов и общин, высказанному в вышеприведенном заявлении.
V. И засим их величества соизволили, чтобы означенные духовные и светские лорды и общины, составляющие две палаты парламента, продолжали заседать и, совместно с их королевскими величествами, приняли действительные меры для утверждения веры, законов и вольностей этого королевства, — так, чтобы они на будущее время не подвергались снова опасности ниспровержения. На что означенные духовные и светские лорды и общины изъявили согласие и приступили к делу согласно вышесказанному.
VI. Ныне, на основании вышеизложенного, духовные и светские лорды и общины, заседающие в парламенте, для того, чтобы подтвердить, утвердить и установить означенное заявление и содержащиеся в нем статьи, условия, положения и пункты силою закона, изданного в надлежащей форме парламентом, просят, чтобы было объявлено и узаконено, что все подтверждаемые и требуемые в означенном заявлении права и вольности, в их совокупности и в отдельности, составляют достоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, признаваемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, и что все вышеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполняемы и соблюдаемы так, как они изложены в означенном заявлении; и все должностные лица и чиновники должны впредь служить всегда их величествам и их преемникам согласно сказанному.
VII. И названные духовные и светские лорды и общины, принимая в соображение, что всемогущему богу, в его данном промысле и милосердной благости к этому народу, угодно было, к великому счастью, избрать и охранить царственные особы их величества, для царствования над ними на престоле их предков, и воссылая ему за то из глубины сердец своих почтительные благодарения и хваления, — достоверно, твердо, несомненно и чистосердечно полагают, и посему признают, удостоверяют и объявляют, что ввиду отречения короля Иакова II от правления и принятия их величествами вышеозначенной короны и королевского сана, упомянутые их величества стали, были, пребывают и по праву должны быть, в силу законов этого королевства, нашими [131] державными властителями, государем и государыней, королем и королевой Англии, Франции и Ирландии и принадлежащих им владений, и что королевский сан, корона и достоинство названных королевств со всеми относящимися и связанными с ними почестями, званиями, титулами, регалиями, прерогативами, полномочиями, юрисдикциями и властями, самым полным, законным и безраздельным образом заключаются и воплощаются, сосредоточиваются и соединяются в их царственных особах.
VIII. И для предупреждения всяких сомнений и несогласий в этом королевстве, по поводу каких-либо предполагаемых прав на корону, и для предохранения определенности в престолонаследии, от которой, с помощью божьей, всецело зависит единство, мир и безопасность этого народа, — названные духовные и светские лорды и общины умоляют их величества, чтобы было узаконено, установлено и объявлено, что корона и королевская власть означенных королевств и владений, со всем сюда относящимся и принадлежащим, должны находиться и пребывать в обладании их величества и того из них, кто переживет другого, пожизненно. И что безраздельное, полное и совершенное осуществление королевской власти и правления должно принадлежать только его величеству и производиться им от имени обоих их величеств, в течение их совместной жизни, а после кончины их, означенная корона со всем к ней принадлежащим должна находиться и пребывать в обладании нисходящих наследников ее величества, — за отсутствием же такового потомства перейти к ее королевскому высочеству принцессе Анне Датской и ее нисходящим наследникам, а за отсутствием такого потомства, к нисходящим наследникам его величества: и такому порядку названные духовные и светские лорды и общины, от имени, всего вышеупомянутого народа, всепокорно и нелицемерно подчиняются за себя, своих наследников и потомков и добросовестно обещают, что будут отстаивать, поддерживать и защищать их величества, а равно указанное и изложенное здесь ограничение преемства короны, по мере всех сил своих, не щадя жизни и состояния, против всяких лиц, которые предпримут что-либо сему противное.
IX. И так как опытом показано, что с безопасностью и благосостоянием этого протестантского королевства несовместимо правление папистского государя или короля или королевы, состоящих в браке с папистом или паписткой, названные духовные и светские лорды in общины просят также, чтобы было узаконено, что всякое лицо, которое примирилось или примирится, или будет поддерживать общение с римским престолом или церковью, или будет исповедовать папистскую веру, или вступит в брак с папистом или паписткой, должно быть устранено и быть навсегда неспособно наследовать, обладать и пользоваться короной и правлением этого королевства и Ирландии и принадлежащих им владений или [132] какой-либо части их, или иметь, отправлять или осуществлять какое-либо королевское право, власть или юрисдикцию в пределах их; и во всех таких случаях народ этих королевств, в силу этого, освобождается от подданнической присяги; и указанная корона и правление переходят в обладание и пользование того лица протестантского исповедания, которое должно было бы наследовать их в случае, если бы лицо, устраненное от престолонаследия по вышесказанным причинам, умерло естественным образом.
X. И что каждый король и королева, которые в какое-либо время, впоследствии, наследуют царскую корону этого королевства, — в первый день собрания первого парламента после вступления на престол, восседая на своем троне в палате лордов, в присутствии собранных там лордов и общин, или во время своего коронования, при принесении коронационной присяги (которая должна состояться прежде), перед тем лицом или лицами, которые будут свидетелями означенной присяги, должны составить, подписать и прочитать вслух заявление, упомянутое в статуте, изданном на тринадцатом году царствования короля Карла II (1661 г.) и озаглавленном “Акт для более действительного предохранения особы и власти короля посредством лишения папистов права заседать в той или другой палате парламента”. А если бы случилось, что король или королева, по наследовании короны этого королевства, имели менее двенадцати лет от роду, тогда такой король или королева должны составить, подписать и прочитать вслух сказанное заявление при короновании или в первый день собрания первого парламента по достижении этим королем или королевой двенадцатилетнего возраста (Раздел X утратил свое значение после издания акта 1829 г. об эмансипации католиков).
XI. И их величества соизволили, чтобы все эти положения были объявлены, узаконены и установлены властью настоящего парламента и действовали, сохраняли силу и пребывали законом этого королевства на вечные времена, вследствие чего они объявляются, узаконяются и устанавливаются их величествами по совету и с согласия духовных и светских лордов и общин, заседающих в парламенте, и властью этого последнего.
XII. И далее объявляется и узаконяется указанной выше властью, что, начиная с настоящей сессии парламента, никакое изъятие по non obstante («non obstante» буквально — «несмотря на». Приблизительно около 1250 г. корона стала выдавать разрешения (диспензации), «несмотря на» какой-либо закон противоположного содержания. Билль о правах установил, что такого рода диспензации, «несмотря на» существующий закон противоположного характера, должны признаваться недействительными.) от какого-либо статута или части его не может быть даровано, но таковые почитаются ничтожными и недействительными, исключая те случаи, когда подобное изъятие будет допущено в этом самом статуте или особо предусмотрено одним или несколькими биллями, прошедшими в настоящей сессии парламента. [133]
XIII. И постановляется, что никакая хартия, пожалование или помилование, дарованное до двадцать третьего дня октября тысяча шестьсот восемьдесят девятого года, не может быть каким-либо образом ограничено или обессилено настоящим актом, но таковые должны иметь и сохранять точно такую же силу и действие, как если бы этот акт совсем не был издан.
Текст воспроизведен по изданию: Билль о правах // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX. М. Государственное издательство юридической литературы. 1957
Великая Ремонстрация
(Англия, 22 ноября 1641)
Палата общин, собравшаяся в настоящем парламенте, с великим усердием и верностью, радея и заботясь об общественном благе этого королевства и о славе и пользе его величества, в течение 12 месяцев вела борьбу с огромными опасностями и страхами, с вопиющими бедствиями и несчастиями, с различными смутами и беспорядками, которые не только стесняли, но удушали свободу, мир и благосостояние этого королевства, спокойствие и надежды добрых подданных его величества и в сильнейшей мере ослабляли и подрывали основы и прочность королевского трона. Для предупреждения печальных последствий, к которым могу повести указанные злонамеренные попытки, мы нашли полезным сообщить об источниках и о росте этих злокозненных намерений [католической партии].