Января 1730 – Смерть Петра II
Оказавшись в Москве, юный Петр II окончательно забросил учебу и книги, увлекаясь только охотой в подмосковных лесах и полях. Он целыми месяцами пропадал вне столицы, и это вызывало беспокойство иностранных дипломатов, которым стало казаться, что Россия возвращается к допетровским временам. Император Петр II быстро мужал, превращался в сильного, ловкого молодого человека. Современники замечали, что характер у него был тяжелый, капризный. Он ни в чем не знал меры и любые советы встречал с неудовольствием. Некоторое сдерживающее влияние имела на императора его старшая сестра, великая княжна Наталья Алексеевна, но в ноябре 1728 г. она умерла от скоротечной чахотки. Капризы и охотничьи увлечения юного императора поощряло его окружение, состоявшее из людей недалеких и пустых. Как писал историк С. М. Соловьев, постепенно «император дичал».
Отец фаворита императора, князя Ивана Алексеевича Долгорукого, человек тщеславный и неумный, решил женить Петра на своей дочери и сестре Ивана, княжне Екатерине Алексеевне, милой и красивой девушке. Она, уже давно имевшая своего жениха – знатного иностранца, не решилась перечить отцу, и 30 ноября 1729 г. молодых людей обручили. Говорили, что по возвращении домой карета невесты зацепилась за низкие ворота дворца и в грязь упала украшавшая ее крышу позолоченная корона. Люди увидели в этом дурной знак судьбы. И действительно, 6 января 1730 г. на празднике Водосвятия Петр II долго простоял на морозе, простудился, у него открылась оспа, и 18 января он неожиданно для всех умер. Перед смертью он крикнул: «Запрягайте сани. Еду к сестре!» Долгорукие пытались обмануть собравшихся во дворце вельмож и предъявили фальшивое завещание царя на имя царской невесты, княжны Екатерины, но верховники во главе с князем Д. М. Голицыным отвергли эти планы и ночью 18 января 1730 г. избрали на престол курляндскую герцогиню Анну Иоанновну.
«Затейка» верховников
Тотчас же по избрании Анны верховники отправили посольство в Митаву, которое предъявило Анне условия – «кондиции». Этим документом верховники пытались ограничить власть Анны в пользу Верховного тайного совета как в руководстве внешней политикой («Ни с кем войны не вчинять… Миру не заключать»), так и в других сферах: в области финансов («Никакими новыми податьми не отягощать… Государственные доходы в расход не употреблять»), раздачи земель и т. д. Кроме того, Анну обязывали не жаловать в чины никого выше полковника, не назначать себе придворных без разрешения Совета. Этим верховники хотели обезопасить монархию от непомерного влияния фаворитов. Важно, что «кондиции» отражали интересы не только верховников, но и всего дворянства, уставшего от самовластия царей и желавшего, чтобы ни жизнь, ни имущество, ни поместья, ни честь дворян государь без суда не отнимал. Отныне, согласно «кондициям», фактически и юридически Россия переставала быть самодержавной. На верховную власть надевали узду закона, что открывало России перспективу развития по парламентскому пути.
Однако эта первая российская конституция была уничтожена Анной. По приезде в Москву, в феврале 1730 г., она смогла расположить к себе дворян, которые не знали о существовании «кондиций» и возмутились «затейкой» верховников, пытавшихся захватить власть для себя. С помощью гвардии и при поддержке дворянства Анна сумела расторгнуть соглашение с верховниками, публично разорвала лист с подписанными ею «кондициями» и вернула русской монархии «самодержавство». В итоге Россия без самодержавия прожила всего лишь 37 дней.
Императрица Анна Иоанновна
Так Анна Иоанновна случайно оказалась на троне. До этого жизнь дочери царя Ивана Алексеевича – соправителя Петра I-и царицы Прасковьи Федоровны протекала на политических задворках. В 17 лет выданная за курляндского герцога Фридриха-Вильгельма, она почти тотчас овдовела, но по воле Петра отправилась в Митаву, где жила под присмотром русского резидента П. Бестужева-Рюмина, сделавшего ее своей любовницей. С 1727 г. ее фаворитом стал Эрнст Иоганн Бирон.
Анна была малообразованной, несведущей в делах правительницей. Все управление она перепоручила образованному в 1731 г. Кабинету министров, где первую скрипку играл А. И. Остерман, и воссозданной в 1732 г. Тайной канцелярии, во главе которой стоял генерал А. И. Ушаков. В своей политике Анна руководствовалась желанием ничего серьезно не менять. Вместе с тем, идя навстречу пожеланиям дворянства, Анна ограничила для него срок государственной службы, отменила петровский закон о майорате. В 1732 г., напуганная событиями начала 1730 г., Анна переехала в Санкт-Петербург, вновь ставший столицей Российской империи.
По своему происхождению, воспитанию, стилю жизни Анна Иоанновна была человеком переходной эпохи. Московская царевна, она любила старозаветные, теремные занятия и развлечения женской половины кремлевского «Верха» XVII в. Но императрица все-таки стала уже и человеком нового времени. При ее дворе впервые в России появился музыкальный театр, в 1737 г. открылась первая балетная школа. Обычаи, одежда, уклад жизни, введенные в России Петром I, при Анне прочно укоренились и развивались по законам европейской моды. Этим же законам подчинялась сама императрица и ее двор.
Войны с Польшей и Турцией
Не изменилась при Анне и внешняя политика. Россия, как и во времена Петра Великого, вела активную, даже агрессивную внешнюю политику. В этот период выделялись два главных ее направления —
Польша и Черноморское побережье. В 1733 г., после смерти польского короля Августа II, во время бескоролевья русские войска вторглись в Польшу и вынудили поляков утвердить на троне не сторонника Франции, бывшего короля Станислава I Лещинского, а сына покойного Августа II – короля Августа III. С тех пор влияние России в Польше все усиливалось.
С 1735 г. Россия начала войну против Турции. Несколько раз армия фельдмаршала Б. Х. Миниха вторгалась в Крым, нанося ущерб Крымскому ханству, вассалу Турции. Тогда же был взят Азов, крепость в устье Дона, возвращенная туркам по Прутскому миру в 1711 г., а также города и крепости в Молдавии.
Правда, эти победы дорого достались русской армии. Миних оказался плохим полководцем, войска несли колоссальные небоевые потери. Походы проходили в степных засушливых местах, плохим было снабжение армии провиантом и водой, а лошадей – кормом. Большая часть потерь людей и скота стала следствием голода, дизентерии, бескормицы, плохой организации работы тыла. Но Миниху, этому горе-полководцу, почти всегда сопутствовала удача. В тот самый момент, когда 2 июля 1737 г. плохо подготовленный Минихом штурм осажденной турецкой крепости Очаков захлебнулся и штурмующие колонны остановились под стенами у рва, теряя сотни убитых, в крепости взорвался главный пороховой погреб. Под обломками рухнувших стен погибла треть очаковского гарнизона, превратились в дым все боеприпасы. После этого турки сдали крепость.
17 августа 1739 г. в Молдавии, в местечке Ставучаны, турки атаковали русские позиции, но были отбиты, и тут необъяснимая паника охватила ряды турок. 90-тысячная армия Вели-паши беспричинно и поспешно бросила укрепленный лагерь и бежала в сторону крепости Хотин – центра обороны Подолии. Проходя через Хотин, турецкие солдаты заразили паникой 10-тысячный гарнизон этой неприступной, вырубленной в скале крепости, и он тоже бежал вслед за полевыми войсками. Миних сразу же занял Хотин, потеряв в ходе операции лишь 13 убитых и 54 раненых.
Впрочем, дипломатические действия России оказались неудачными, и Белградский мир 1739 г., завершивший русско-турецкую войну, лишил Россию фактически всех завоеваний Миниха. Однако начало успешному продвижению России к берегам Черного моря было положено.