Современное состояние системы социального обеспечения в Российской Федерации

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и понятие формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве.

Действующее российское законодательство не содержит официального определения понятия «социального обеспечения», хотя и неоднократно оперирует им в некоторых нормативных правовых актах. Так, специалисты в области права социального обеспечения, например, М. Захаров, Э. Тучкова, В. Галаганов, трактуют его следующим образом: «Социальное обеспечение – это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса».

В более полном определении, под социальным обеспечением следует понимать систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми.[1] К таким обстоятельствам относятся: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травмы, несчастные случаи на производстве или профессиональнее заболевания, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие события, установленные законодательством РФ о социальном обеспечении.[30]

Как самостоятельная отрасль права, право социального обеспечения развивалось постепенно и сформировалось в 60-х годах XX столетия. Ранее отдельные вопросы этой сферы регулировались иными отраслями советского права.

После Второй мировой войны в России усилилась необходимость развития права социального обеспечения в связи с недостаточным жизненным уровнем ряда слоев населения и желанием государства обеспечить нуждающихся граждан всем необходимым для нормальной жизни. В связи с этим можно говорить о международно-правовом регулировании социальных прав и их закреплении в нормативно-правовых актах.

Максимально полный объем прав человека предусматривает Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Она гласит, что каждый человек вправе получить такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от лица обстоятельствам.[1] Так и "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), ратифицированный Россией в 1976 году, предусматривает большой перечень социальных прав. В статье 11 Пакта закреплено, что участвующие в нем государства признают право каждого на достойный жизненный уровень, а статья 12 указывает на признание государством права каждого человека на наивысший, достижимый уровень физического и психического здоровья, закрепляет широкий комплекс мер, осуществляемых государствами для полного обеспечения данного права.

Необходимо отметить, что вопросы гарантий достойного уровня жизни нашли закрепление в целом ряде конвенций МОТ. Особое место среди них занимает Конвенция N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952 г.).[3] Эта конвенция является уникальной по содержанию, т.к. охватывает не только все основные виды социального обеспечения, которые предназначены для защиты граждан от общепризнанных социальных рисков, но и устанавливает минимальные нормы периодических выплат пособий, что, несомненно, предупреждает обнищание населения.[24]

Конвенция МОТ № 159 посвящена профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. В ней говорится, что каждое государство, участвующее в Конвенции, считает задачей профессиональной реабилитации обеспечение инвалида возможностями получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции.[4]

Российское государство отразило важность прав и свобод человека, закрепив их в Конституции Российской Федерации. Статья 7 (ч. 1) Конституции закрепляет, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основные права в сфере социального обеспечения закреплены в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции. Например, статья 39 гарантирует право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, предусмотренных законом; ст. 37 закрепляет право на защиту от безработицы; ст. 38 предусматривает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства; ст. 40 предусматривает право каждого на жилище; ст. 41 провозглашает право на охрану здоровья и медицинскую помощь.[5]

Перечень социальных гарантий, определенных Конституцией РФ, не является исчерпывающим, так как законом могут устанавливаться и иные случаи, при которых приобретатся право на социальное обеспечение.

В настоящее время основными законодательными актами, регулирующими право социального обеспечения, являются: Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.), Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 19.12.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014), Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017).

Современная Россия является страной с развивающейся рыночной экономикой и формирующейся моделью социального государства. Поэтому управление социальным развитием занимает одно из центральных мест во внутренней политике Российской Федерации. Об этом свидетельствует выбор ориентиров, на которых основана система государственного стратегического планирования.[32]

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017), направлена на определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствие с данной Концепцией в России должно сформироваться общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.[22]

В Концепции подчеркнуто, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Таким образом, сам перечень преобразований и их формулировки свидетельствуют о приоритетности социального развития в стратегических планах страны.

Одним из главных инструментов государственного управления социальным развитием общества является государственная социальная политика. Она характеризуется как воздействие государства на социальные процессы, протекающие в обществе с помощью комплекса законодательных, административных, бюджетных и иных мер.

Концепцией выделены основные целевые ориентиры государственной социальной политики. Один из них касается проблемы бедности населения. В связи с этим, поставлена задача дальнейшего снижения уровня абсолютной бедности - с 13,4 % в 2015 году до 6-7 % в 2020 году, и относительной бедности (или малообеспеченной части населения): с 22 % в 2015 году до 15 % в 2020 году, увеличения среднего класса к 2020 году до более половины населения.[37]

Основными факторами борьбы с бедностью и улучшения благосостояния населения являются высокие темпы экономического роста и, прежде всего, создание эффективных рабочих мест и рост заработной платы. Огромное влияние на улучшение социальной ситуации окажут позитивные изменения в системах образования и здравоохранения как за счет повышения доступности и качества их услуг, так и за счет позитивного воздействия обновленной системы образования на возможности успешной экономической деятельности населения.

Для снижения бедности и дифференциации населения по доходам должен быть осуществлен комплекс мер социальной политики, направленных на:

- повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда работников бюджетных организаций, что позволит снизить бедность среди работающего населения;

- повышение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего минимальный воспроизводственный потребительский бюджет;

- повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов;

- повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов, введения налога на недвижимость, зависящего от ее рыночной стоимости, что позволит более справедливо распределить нагрузку между группами населения с разным уровнем дохода.

А также другие приоритетные направления, в частности, повышение эффективности государственной поддержки семьи, в том числе:

- развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

- усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, включая расширение рынка образовательных услуг для детей и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми;

- создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семь ям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

- развитие программ социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений, профилактики семейного неблагополучия;

- укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидация действий федеральных, региональных и местных социальных институтов, направленных на решение данной проблемы;

- повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;

- полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей в развитых европейских странах;

- создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания.

Следующее направление долгосрочной политики социальной поддержки населения - реабилитация и социальная интеграция инвалидов, в том числе:

- организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

- повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта;

- создание инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, формирование индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации;

- укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий.

Объектом государственной социальной поддержки являются также граждане старших возрастов, для которых предусмотрены меры социального обслуживания:

- обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги, сочетание заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказания социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями;

- развитие всех форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам с целью поддержания их способности к самообслуживанию и передвижению;

- обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами, соответствующими потребностям, в стационарных учреждениях социального обслуживания;

- развитие платных форм социального обслуживания с учетом роста доходов граждан пожилого возраста и инвалидов, и формирование сети комфортных пансионов для пожилых для постоянного и временного проживания.

Отдельное направление долгосрочной политики социальной поддержки населения предусматривает развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе:

- преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

- обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;

- создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организации, введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги;

- содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

Приоритеты государственного управления социальным развитием и основные социальные обязательства государства, обозначенные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, нашли продолжение и дальнейшее развитие в Указах Президента РФ, вышедших 7 мая 2012 года.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" содержит перечень мер, направленных на повышение темпов и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" ставит задачу увеличения к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" содержат положения, направленные на устойчивое развитие и совершенствование управления этими важнейшими отраслями социальной сферы.

Таким образом, научный анализ стратегических документов, посвященных социальному развитию Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что в нашей стране управление социальным развитием занимает одно из центральных мест во внутренней политике, а приоритетность решения социальных проблем населения является неотъемлемой чертой государственного стратегического планирования.

Исходя из этого можно сделать вывод, что Российская Федерация стоит на пути развития современного социального государства, стремится обеспечить защиту и достойный жизненный уровень населения, гармонизацию интересов различных социальных групп, поддержку всех категорий социально уязвимых граждан.

Но наряду с этим в данной сфере присутствует множество нарушений и ущемлений прав, поэтому в следующем параграфе нами будут рассмотрены понятие и виды юридической ответственности за правонарушения в социальном обеспечении.


Наши рекомендации