Установлен ряд ограничений на проведение предвыборной агитации.

I. Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов или против него (них).

Предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за кандидата, кандидатов либо против него (них);

2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, в частности указание на то, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона);

3) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата.

Предвыборная агитация может проводиться:

1) в социальных сетях, посредством использования студенческих СМИ;

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) иными не запрещенными законом методами.

Субъектами предвыборной агитации являются граждане РФ, общественные объединения, которые вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

Кандидаты самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов. Если агитация проводится методами, не требующими расходов (встречи с избирателями, митинги), то ее оплаты из соответствующего избирательного фонда не требуется. Запрещается агитация, за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.

Установлен ряд ограничений на проведение предвыборной агитации.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

1) членам Студенческого совета;

2) профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам филиала;

3) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

4) представителям организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

5) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в Федеральном законе понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидата и (или) избранию кандидата;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидата и (или) избранию кандидата, если иным кандидатам не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидата и (или) избранию кандидата;

д) ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с Федеральным законом, областным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, когда указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов на выборные должности.

Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, которые не достигли 18 лет на день голосования, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая, когда кандидатом используются его изображения со своими детьми.

Использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате в агитационных материалах кандидата возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в Избирательную комиссию Ленинградской области вместе с экземплярами агитационных материалов, а в случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании – по требованию комиссии.

Данное ограничение не распространяется:

1) на использование избирательным объединением высказываний выдвинутого им кандидата о данном избирательном объединении;

2) на использование обнародованных высказываний о кандидатах, избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) этого обнародования и наименования СМИ, в котором было осуществлено это обнародование. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с законодательством права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, то есть до 12 июня 2015 года. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование СМИ, в котором оно было обнародовано;

3) на цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом;

4) на использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений выдвинутого им кандидата, со своими супругом, детьми, родителями, другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.

Политическая партия или, по ее поручению, региональное отделение политической партии в случае выдвижения кандидата и его последующей регистрации Избирательной комиссией Ленинградской области не позднее чем за 10 дней до дня голосования (не позднее 2 сентября 2015 года) публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном региональном государственном периодическом печатном издании, а также размещает ее в сети «Интернет» и в течение указанного срока предоставляет в Избирательную комиссию Ленинградской области копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая кандидату, либо такая публикация оплачивается из средств кандидата, выдвинутого этой политической партией.

При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.

Предвыборные программы кандидатов, иные агитационные материалы, выступления кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») не должны содержать деяний, определяемых как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм (ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.

В то же время не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

За несоблюдение выше перечисленных ограничений установлены следующие меры ответственности для кандидатов:

· отказ в регистрации кандидата, если в течение агитационного периода указанные ограничения кандидатом не соблюдались и факт несоблюдения установлен решением суда;

· возможность отмены судом регистрации кандидата в случае несоблюдения кандидатом указанных ограничений;

· возможность отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов после определения их результатов, если судом установлено, что кандидат, который признан избранным, при проведении агитации вышел за рамки указанных ограничений, что не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, избирательным объединениям, их доверенным лицам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, то есть:

вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за агитационную работу);

производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;

проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключение печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;

предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Лица, осуществляющие подкуп избирателей, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за подкуп избирателей (ст. 5.16 КоАП РФ). Уголовный кодекс Российской Федерации относит подкуп избирателей к числу квалифицирующих признаков такого преступления, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав (ст. 141 УК РФ).

Законодательством установлен ряд требований к размещению рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности, которой занимаются непосредственные участники избирательного процесса. Срок, в течение которого может распространятся реклама, аналогичен агитационному периоду. Под коммерческой деятельностью понимается любая деятельность, направленная на получение прибыли, в том числе предпринимательская деятельность. Под иной, не связанной с выборами, понимается благотворительная, научная, творческая, политическая, спортивная деятельность. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9). Ответственность за выполнение этой нормы лежит на кандидате, избирательном объединении, обязанных осуществлять оплату рекламы из соответствующего избирательного фонда.

Законодательство дифференцированно подходит к возможности осуществления в ходе избирательной кампании благотворительной деятельности разными субъектами избирательного процесса: либо прямо запрещает осуществлять указанную деятельность, либо запрещает осуществлять ее по просьбе, поручению или от имени непосредственных участников избирательного процесса.

Абсолютный запрет действует в отношении кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей по финансовым вопросам, избирательных объединений, их доверенных лиц, а также зарегистрированных после начала избирательной кампании организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации.

Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. Кроме того, указанным кандидатам, избирательным объединениям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям.

II. Агитационный период.

Агитационный период – период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования (т.е. в ноль часов 22 ноября 2016 года).

Предвыборная агитация начинается за 28 дней до дня голосования (т.е. с 26 октября 2016 года) и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования (т.е. в ноль часов 22 ноября 2016 года).

Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном Студенческим советом филиала порядке в зданиях и сооружениях, и на расстоянии не менее 10 метров от входа на избирательный участок, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Наши рекомендации