Утвержденная грамота Великого Московского Собора

Ни молитвы праведников, ни подвиги терпения скорбей сами по себе недостаточны для того, чтобы обуздать злокозненных бесов смуты, зловещих демонов междоусобия и раздора. Необходимо осознанное покаяние, закрепленное соборным действием, направленным на устранение причин, породивших хаос. О том, сколь глубоким и полным было такое осознание у русских людей, переживших трагедию междуцарствия начала XVII века, говорит сам текст итогового документа Великого Московского Собора 1613 года – утвержденной единодушно Грамоты, скрепленной «своеручными подписями» всех делегатов.

«Послал Господь Бог Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, – провозглашает текст этого документа в первых же его строках, – яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех государствах Российского Царства государем, Царем и Великим Князем Всея Руси Самодержцем великому государю Михаилу Феодоровичу». На память невольно приходят установления апостольского собора в Иерусалиме, скрепленные словами: «Изволися Духу Святому и нам...»

Это совпадение далеко не случайно. В обоих случаях источником всякого благотворного решения и законного постановления признается и торжественно провозглашается воля Божия, всеблагая и всесовершенная. В основание Державы, в фундамент государственной политики и гражданского строя кладется та великая истина, о которой Церковь ежедневно напоминает людям, взывая словами заамвонной молитвы: «Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов...»

«Целовали все Животворящий Крест и обет дали, – продолжает Грамота, – что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, души свои и головы положити и служити верою и правдою, всеми душами своими и головами».

Не человеку, не «высшему должностному лицу государства», не племенному или сословному вождю клялись наши предки в верности на вечные времена. Нет! Они присягали в верности Помазаннику Божию, хранителю и оберегателю Заповедей Христовых на просторах Земли Русской. Потому-то и «заповедано», чтобы избранник Божий, царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником правителей на Руси из рода в род, С ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В СВОИХ ДЕЛАХ ПЕРЕД ЕДИНЫМ НЕБЕСНЫМ ЦАРЕМ». Здесь – истоки русского самодержавия!

Нет на свете уз крепче, нежели узы осмысленного религиозного долга, нет и наказания страшней, чем отлучение от Церкви – врачевательницы падших человеческих душ, надежной проводницы верующих ко спасению в блаженной вечности. Поэтому «кто убо не похощет послушати сего соборного уложения и начнет глаголати ино, то таковой... по священным правилам Св. Апостол и Вселенских седми соборов... всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения, яко раскольник Церкви Божией и всего православного христианства, мятежник и разоритель Закону Божиего, отвержен».

Обратите внимание, сколь глубока воцерковленность сознания соборян! На всем пространстве Грамоты нет ни одного слова ни о национальных, ни о сословных основах декларируемого государственного устройства. Только о религиозных! Пред Богом все равны, а потому «всяк человек... кто пойдет против сего соборного постановления – Царь ли, патриарх ли, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святой Троицы».

Подумайте, люди русские – кто еще не потерял веры и способности к духовному зрению, – не эта ли клятва доныне тяготеет над нами после страшного преступления изуверов в Ипатьевском подвале? Не этот ли доселе нераскаянный грех возбраняет нам возвращение на естественный, исторически преемственный путь развития страны – путь служения Истине, путь Святой Руси?

Оглянемся на опыт минувших дней. Прислушаемся к голосам предков. Вопросим собственную совесть. Тогда, может быть, – обретем мы и пути выхода из нынешней смуты, как сумели обрести их триста восемьдесят лет назад «выборные всея земли» делегаты Великого Московского Собора 1613 года...

Да будет так!

Примечания

1. А.Нечволодов. Сказание о Русской Земле. СПб, 1913, ч.4 с.390.

2. Там же, с.391-392.

3. М.В.Толстой. История Русской Церкви. 1991 г., изд. Валаамского монастыря, с.473.

3а. Там же, с.475-477.

4. И.Латкин. Земские соборы Древней Руси, их история, организация сравнительно с западно-европейскими представительными учреждениями. СПб, 1885, ч.I, с.116.

5. Там же, с.117.

6. Проф. Г.Замятин. К вопросу о Земском соборе 1613 г. Воронеж, 1926 г., с.3.

7. А.Нечволодов. Указ. соч., с.596.

Часть первая

РУСЬ СОБОРНАЯ

СКВЕРНЫЙ ДА ОСКВЕРНИТСЯ ЕЩЕ;

И ПРАВЕДНЫЙ ПРАВДУ ДА ТВОРИТ ЕЩЕ

Россия и Запад

Содержание главы

Кривое зеркало «исторической науки»

Цивилизации духовные и чувственные

Правовые основы Русской соборности

Последние времена

Наши рекомендации