Постсоветской правовой системы (1991—2000-е гг.)
Распад СССР уже шёл полным ходом. В то же время был разработан проект нового союзного договора, значительно расширяющего права республик (его вариант был представлен в ноябре 1990 г.). 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР». В декабре 1990 г. Съезд народных депутатов СССР проголосовал за сохранение СССР. 17 марта 1991 г. в 9 республиках СССР был проведён референдум, в ходе которого ¾ высказались за сохранение Союза. В июле 1991 г. был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и в учреждениях.
Путч 19—21 августа 1991 г.
Эти события стали попыткой консервативных сил не допустить подписания союзного договора. Создаётся Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР». Причины провала путча:
1. Недооценка ГКЧП демократических сил страны;
2. Решительность Б.Н. Ельцина и его сторонников;
3. Переоценка степени готовности к участию в перевороте партаппарата и желания офицерства армии следовать за ними.
Последствия путча:
1. Утрата Горбачёвым власти;
2. Ускорение распада СССР;
3. Запрещение деятельности КПСС;
4. Усиление авторитета Ельцина;
5. Полное обновление руководства.
Распад СССР и его основные причины:
1. Обострение социальных проблем;
2. Стремление союзных республик к независимости («парад суверенитетов»);
3. Проблема приоритета союзного и республиканского законодательств (конфедеративные и федеративные тенденции создания нового союза).
Образование СНГ.
После августа 1991 г. 8 республик СССР объявили о своей независимости, а Прибалтийские добились признания их независимости СССР. 8 сентября 1991 г. в Беловежской пуще было подписано соглашение Российской Федерации, Белоруссии и Украины о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 12 декабря 1991 г. к этому присоединились ещё 8 республик (Алма–Ата). 25 декабря 1991 г. произошло сложение Горбачёвым функций Президента и СССР прекратил существование.
В период перестройки произошло большое число законодательных изменений, особенно в сфере «переходной» экономики: в феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле; в марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР»; в июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР»; в декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства об инвестиционной деятельности. В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция. В целом законодательство периода «перестройки» заложило правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет.
Современные тенденции государственного и правового развития России получали своё начало преимущественно в 1992—1993 гг.:
1. Возрастание роли и усиление самостоятельности республиканского законодательства;
2. Обновление законодательства, связанное на первом этапе—до 1989 г.—с необходимостью регулирования процессов либерализации и демократизации социалистического общества, государства и экономики, а в последующем—с созданием правовой базы перехода к многоукладной экономике.
Реорганизация системы высших органов власти и управления начинается с внесения изменений во внутренний порядок их работы. В области национального устройства 31 марта 1992 г.был подписан Федеративный договор о взаимоотношениях между субъектами РФ, который обозначил границы государства (в апреле 1992 г. он был одобрен VI съездом народных депутатов России). В рамки его действия вошли все, кроме Татарстана и Чечни. Этот документ стал первым шагом конституционной реформы. 21 апреля 1992 г. изменяется официальное наименование государства, которое учитывает перемены общественного строя, уже произошедшие, и те перемены политического строя, которые должны ещё произойти. РСФСР внесением изменения в Конституцию переименовывается в Российскую Федерацию—Россию. Причём оба названия равнозначны.
В нач. 1993 г. было созвано Конституционное совещание, подготовившее несколько проектов Конституции, один из которых был разработан с участием самого Б.Н. Ельцина (противостояние: президентский проект—«сильный Президент—сильный парламент»; Съезд народных депутатов, Верховный совет—«сильный парламент—сильный Президент»). Столкновение разных ветвей власти создало кризисную ситуацию в стране. 25 апреля 1993 г. состоялся Всероссийский референдум, в результате которого большинство поддержало курс Президента и президентский проект Конституции. 21 сентября 1993 г. вышел Указ Президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» (роспуск Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, выборах новых органов государственной власти и референдуме, о новой Конституции России). После событий 3—4 октября 1993 г. и ликвидации советской системы начинается формирование новых органов власти. 12 декабря 1993 г. одновременно прошли выборы в Федеральное Собрание (Государственная Дума—нижняя палата парламента) и всенародным голосованием была принята новая Конституция РФ (вступила в действие с момента её опубликования—25 декабря 1993 г.).
Конституция РФ (12 декабря 1993 г.).
Это основной закон РФ, который обладает высшей юридической силой (верховенство закона) на всей территории РФ. Её проект готовился специальной конституционной комиссией по поручению М.С. Горбачёва, высказанному на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. В состав этой комиссии входил (и возглавлял её) будущий первый президент РФ Б.Н. Ельцин.
Структура:
1. Краткая преамбула;
2. Первый раздел (разбит на 9 глав);
3. Второй раздел.
Особенности:
1. Регулирование широкой сферы общественных отношений;
2. Особая (высшая) юридическая сила;
3. Основа всех отраслей права;
4. Находится под особой охраной (гарантом является Президент РФ и Конституционный Суд РФ);
5. Обладает определённой стабильностью.
Характерные черты:
1. Имеет прямое действие на всей территории страны и является обязательным руководством для судов и иных государственных органов;
2. Высшая ценность—права и свободы человека;
3. Гарантия единства экономического пространства;
4. Идеологическое и политическое многообразие (многопартийность);
5. Равноправие всех субъектов Федерации.
Основные положения:
1. Россия стала на путь формирования правового государства;
2. Человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью в РФ;
3. Государственное устройство РФ строится на принципе федерализма и права малочисленных народов на самоопределение;
4. Провозглашение суверенитета и территориальной целостности России;
5. В РФ действует единая система государственных органов власти;
6. В РФ действует принцип разделения властей.
Достоинства Конституции РФ:
1. Закрепление прав и свобод человека и гражданина;
2. Гарантия неприкосновенности собственности, обеспечение преемственности между поколениями;
3. Закрепление принципа разделения властей;
4. Равенство всех субъектов Федерации;
5. Введение института парламентского уполномоченного по правам человека (омбудсмен).
Недостатки Конституции РФ:
1. Слишком большой объём полномочий Президента РФ;
2. Небольшая роль Государственной Думы в решении основополагающих проблем государственной и общественной жизни;
3. Слишком широк спектр причин, по которым права и свободы могут быть временно отменены;
4. Заужен перечень форм собственности.
Характерные особенности государства и права России после 1993 г.:
1. Высшие органы власти в РФ: Президент РФ (глава государства), Федеральное Собрание (двухпалатный парламент РФ), Правительство РФ;
2. Общая гуманизация уголовного и уголовно-исправительного права России;
3. Появление частной собственности на землю (это было недопустимо в период СССР);
4. Ужесточение санкций уголовного законодательства за преступления против общественной безопасности.
На современном этапе продолжается процесс формирования современной правовой системы, который был начат в предшествующий период ещё в рамках СССР. Основные тенденции:
1. Идёт создание базы правового регулирования новых отношений, возникших в связи с существенными изменениями общественных отношений, экономического и политического строя;
2. Начинается третья за период после Октябрьской революции кодификация российского законодательства, основанная на происходящих изменениях.