Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)
Изменения в государственном аппарате определялись главным образом военными обстоятельствами. В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании советского государства. Поэтому создавались чрезвычайные органы или обычным органам придавались чрезвычайные полномочия. Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основном сохранялась и в годы Великой Отечественной войны. Формирование чрезвычайных органов, институтов и отношений отразилось на системе права и правового регулирования. Заметно была сужена область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации, гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно-правовым и административно-правовым. Советские законы считались действовавшими и на временно оккупированной врагом территории. Организация ведения войны стала основной функцией Советского государства, а все остальные функции—подчинёнными ей.
22 июня 1941 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». Было введено военное положение в европейской части СССР и объявлена мобилизация населения ряда возрастов.
30 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СНК и ЦК ВКП (б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа—Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти (во главе—И.В. Сталин). Он осуществлял руководство деятельностью всех государственных ведомств. Уже 23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКП (б) и СНК СССР для оперативного управления фронтами была образована Ставка Главного Командования Вооружённых Сил СССР (председатель—С.К. Тимошенко) вместо Главного военного совета. 10 июля 1941 г. она была переименована в Ставку Верховного Командования (председатель—И.В. Сталин). 8 августа 1941 г. создана Ставка Верховного Главнокомандования (председатель—И.В. Сталин, Верховный Главнокомандующий), в которую входили члены Политбюро ЦК ВКП (б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были: Генеральный штаб Красной армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтов.
В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных противником территориях. 30 мая 1942 г. при Ставке главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения, в сентябре—особое Главное командование партизанского движения. 7 марта 1943 г. произошло расформирование Центрального штаба партизанского движения, а уже в мае этого же года он был восстановлен. В итоге 13 января 1944 г. Центральный штаб партизанского движения был окончательно ликвидирован.
В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов: в сентябре 1941 г. Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. Наркомат миномётного вооружения.
В конце 1941 г. начинается эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для осуществления этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО.
В 1942 г. издаётся Боевой устав пехоты. С июля 1943 г. вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, учреждаются новые знаки различия.
2 ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и сообщников и причинённого ими ущерба гражданам.
Формирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не могло не сказаться на системе права и правового регулирования. Жёстче стала уголовная репрессия, в области трудовых отношений устанавливались военно-мобилизационные принципы. Существенные изменения произошли в области наследственного, семейного права, где особым вниманием пользовались военнослужащие и их семьи, специальной защитой—другие имущественные права этих субъектов.
Уголовное право.
В военных условиях в данной области произошли существенные изменения. 6 июля 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения». Антисоветские слухи квалифицировались как контрреволюционная агитация. 15 ноября 1943 г. был принят Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну». Для уголовного права военного периода был характерен ряд особенностей:
1. Более широкое использование принципа аналогии;
2. Применение возмездия как одной из целей наказания.
Был расширен круг действий, входящих в понятие спекуляции и растраты. Уголовная ответственность стала применяться за действия ранее наказуемые в административном порядке. Наряду с усилением наказаний за наиболее опасные преступления стало применяться более широкое судебное (а не указное) толкование.
В целом проявилась общая тенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного кодекса.
Гражданское и семейное право.
В этой сфере также появился ряд нововведений. В июле 1944 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР, предусматривавший ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетным матерям (пособия, ясли и детские сады, отпуска). В связи с эвакуацией имуществ возникло много споров об имуществе. Сужалась сфера договорных отношений и усиливался принцип целевого назначения, в связи с чем создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств, даже без заключения договора. Усилилось воздействие административных актов на возникновение обязательств. Плановые предпосылки конкретизировались в договорных отношениях.
Семейное право претерпело весьма серьёзные изменения, направленные на укрепление института брака, поощрение многодетных семей, повышение рождаемости, что в условиях войны имело первостепенное значение. С 1 октября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативные акты о патронировании, опеке и усыновлении. Принципиальные изменения внёс Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., по которому только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Развод производился только в судебном порядке. Увеличивалась государственная помощь многодетным и одиноким матерям.
Трудовое право.
В военное время вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Указом от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» увеличивалась мера труда. В целях обеспечения рабочей силой важнейших предприятий и строек военной промышленности и других отраслей народного хозяйства, работавших на нужды обороны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. признавалась необходимой мобилизация трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и строительстве (мужчины от 16 до 55 лет, женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях). Для выполнения временных, неотложных работ постановлением СНК СССР от 10 августа 1942 г. предусматривалась возможность привлечения граждан к трудовой повинности (помимо стихийных бедствий, пожаров и т. д.) для оборонных работ на срок до 2-х месяцев.
Значительную роль по восстановлению освобождённых регионов сыграло постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации».