Командно-административной системы (1929—1941 гг.)

На рубеже 1920-х—1930-х гг. в стране формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой её появления стала монополия РКП (б)—ВКП (б) на власть, возникшая ещё летом 1918 г., когда в стране оставалась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции её власть стала бесконтрольной. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах.

Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата. Партия милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей «партия—орден меченосцев». В сложившейся административно-командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жёстким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Власть была готова к проведению массовых репрессий. Установившийся режим личной власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно главой государства, будет характерным признаком советской политико–государственной системы вплоть до сер. 1950-х гг.

В кон. 1920-х—нач. 1930-х гг. в СССР сложилась тоталитарная система власти. Позднее она переросла в режим личной власти, а затем в культ личности Сталина (чрезмерное возвеличивание, признание особых достоинств одного человека, что приводит к личной диктатуре). Диктатура пролетариата превратилась в диктатуру партии. Власть опиралась на прочную социальную основу, т. е. народ в массе своей поддерживал сталинское руководство и его политику. Стержнем системы стала партия, которая фактически соединила в себе партийный и государственный аппарат. Сталин стал гарантом стабильности власти. Так сложилась партия—государство. Особое место занимала так называемая номенклатура, или «класс» управляющих. Таким образом, в 1930-гг. в СССР сложилась пирамида власти, в которой вершиной была диктатура. Политические процессы стали одним из важнейших элементов складывавшегося в стране тоталитарного режима.

XVII съезд партии в нач. 1934 г. сформулировал основные задачи по реконструкции хозяйственного и управленческого аппарата в новых условиях: разукрупнение наркоматов и профсоюзных объединений, чистка госаппарата и партии. Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, вместо неё устанавливался производственно-территориальный принцип управления, при котором усиливалось влияние отраслевых центральных ведомств.

На апрельском (1929 г.) пленуме ЦК Сталин высказал идею, что «аграрный сектор является главным и единственным виновником экономического кризиса в стране». С этим связывалось требование радикального его преобразования. По проекту ВСНХ должны были быть значительно увеличены государственные капиталовложения в сельское хозяйство, по проекту Госплана в экономике должен был сохраниться преобладающий частный сектор. В июне 1929 г. началась массовая коллективизация. К осени 1929 г. заготовительная компания приняла насильственный характер, рыночные механизмы были сломаны. На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйственная артель, в которой земля, скот и техника обобществлялись. В марте 1930 г. принимается постановление ЦК «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов (в ответ на статью Сталина в газете «Правда» от2 марта 1930 г. «Головокружение от успехов»). В помощь местным властям было организовано движение «25-тысячников» (рабочие промышленных центров СССР, поехавшие по призыву партии на хозяйственно-организационную работу в деревню в нач. 1930 г.; фактически их было 27600). В декабре 1930 г. специальная комиссия разрабатывала программу борьбы с кулачеством. Ситуация усугубилась массовым голодом в ряде районов страны (1932—1933 гг.).

Предпосылкой коллективизации стала индустриализация как необходимость перестройки аграрного сектора. Деревня рассматривалась как источник продовольствия и важнейший канал финансирования индустриализации. 7 ноября 1929 г. в газете «Правда» выходит статья Сталина «Год великого перелома», в которой главной стала идея перехода от отсталого индивидуального хозяйства к коллективному земледелию. В кон. декабря 1929 г. Сталин заявляет о завершении НЭПа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса» с целью обеспечения материальной базы колхозов.

Цели коллективизации:

1. Обеспечение перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации;

2. Ликвидация «аграрного перенаселения»;

3. Ликвидация кулачества как класса;

4. Распространение влияния государства на частный сектор сельского хозяйства (полное огосударствление экономики);

5. Попытки наладить эффективное сельскохозяйственное производство.

Последствия сплошной коллективизации:

1. Экономические;

а) перекачивания средств из села в город;

б) ликвидация кулачества;

в) огосударствление сельскохозяйственного производства;

г) ликвидация «аграрного перенаселения».

2. Социальные;

а) отвлечение огромных средств от развития сельскохозяйственного производства и инфраструктуры села;

б) укрепление социальной базы сталинской диктатуры;

в) отчуждение крестьян от собственности и результатов труда, ликвидация экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства.

г) массовый «исход» крестьян из деревень, дефицит рабочей силы на селе.

В то же время были созданы условия для индустриального скачка и появились дополнительные рабочие руки в городах. Законодатель закрепил итоги коллективизации в 2-х актах—«примерных уставах сельскохозяйственной артели» 1930 и 1935 гг. В качестве основной формы организации труда закреплялась бригада, в качестве оплаты—трудодень (как единица измерения качества и количества труда) и сдельную оплату. Таким образом, была выполнена важнейшая политико-идеологическая задача—уничтожено последнее звено рыночной экономики—частнособственническое крестьянское хозяйство.

В мае 1929 г. V Съезд Советов СССР после неоднократных пересмотров в сторону ужесточения и ускорения принял вариант первого 5-летнего плана. В промышленности административный способ распределения ресурсов подменил собой планирование. Это было результатом противоречий между плановыми показателями и реальной возможностью их выполнения. Начавшаяся индустриализация потребовала обновления технических кадров. Это негативно сказывалось на развитии производства (в июне 1931 г. делалась попытка остановить этот процесс). Сложилась 3-х-звенная система управления: главк—трест—предприятие. В январе 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». Централизация кредитной системы проходила параллельно с централизацией управления промышленностью.

Цели индустриализации:

1. Ликвидация технико-экономической отсталости;

2. Достижение экономической независимости;

3. Подведение технической базы под отсталое сельское хозяйство;

4. Создание мощной оборонной промышленности (ВПК);

5. Первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроение).

Источники накопления:

1. Повышение цен и налогов;

2. Разорение сельского хозяйства;

3. Займы у населения;

4. Продажа художественных ценностей;

5. Импорт оборудования.

Методы проведения:

1. Психологическая мотивация;

2. Идеологические стереотипы (энтузиазм);

3. Соцсоревнование—заменитель рыночной конкуренции.

Последствия индустриализации:

1. Положительные;

а) достижение экономической независимости;

б) превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу;

в) укрепление обороноспособности страны (создание мощного ВПК);

г) подведение технической базы под отсталое сельское хозяйство;

д) развитие новых отраслей промышленности;

2. Отрицательные;

а) создание автаркической экономики;

б) создание возможностей для военно-политической экспансии сталинского руководства;

в) замедление развития производства предметов потребления;

г) стимулирование экстенсивного развития экономики.

По объёму промышленной продукции СССР вышел на 2-е место в мире после США (к кон. 1936 г.). Таким образом, административно-командная система заменила рыночную экономику.

Шёл процесс централизации и правоохранительных органов. По постановлению ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. создавалась Прокуратура СССР, а 17 декабря 1933 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено «Положение о Прокуратуре СССР». Основной задачей её являлись укрепление законности и охрана общественной собственности от покушений со стороны противообщественных элементов на всей территории Союза СССР. В августе 1938 г. Верховный Совет СССР принял закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. 25 мая 1931 г. был принят первый общесоюзный нормативный акт о милиции—«Положение о рабоче-крестьянской милиции», утверждённое постановлением СНК СССР, согласно которому милиция являлась административно–исполнительным органом Советской власти. Определялась основная её задача—охрана революционного порядка и общественной безопасности, необходимых для социалистического строительства. Централизация системы органов безопасности завершается образованием объединённого НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ (Постановление ЦИК СССР от 10 июля 1934 г.). На него возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное ещё в 1930 г. Судебная коллегия ликвидируется, и создаётся Особое совещание—орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять меры наказания.

Уголовное и уголовно–процессуальное право в 1930-е гг.

Основная цель—борьба против наиболее опасных государственных преступлений.

Принципы уголовного процесса:

1. Неприкосновенность личности;

2. Гласность;

3. Участие защитника и представителей общественности в судебном разбирательстве;

4. Всестороннее и объективное исследование обстоятельств по делу;

5. Свободная оценка судом доказательств.

Стадии уголовного процесса:

1. Возбуждение уголовного дела;

2. Дознание и предварительное следствие;

3. Предание суду;

4. Судебное разбирательство;

5. Вынесение приговора;

6. Кассационное рассмотрение;

7. Исполнение приговора.

Главная особенность уголовно-процессуального законодательства—возможность заочного рассмотрения уголовных дел.

Формы вины: умысел и неосторожность.

Цели уголовного наказания:

1. Приспособление нарушителей к условиям социалистического общежития;

2. Предупреждение новых преступлений;

3. Лишение преступника возможности совершения дальнейших преступлений.

Уголовное наказание могло быть назначено не только судом (приговором), но и иными судебными органами. Оно исполнялось в соответствии с Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1924 г.

Виды наказаний:

1. Изгнание за пределы РСФСР;

2. Лишение свободы;

3. Принудительные работы без содержание под стражей;

4. Условное осуждение;

5. Конфискация имущества;

6. Штраф;

7. Увольнение от должности;

8. Общественное порицание и возложение обязанности загладить вред;

9. Расстрел как высшая мера наказания.

Условием освобождения от наказания являлась необходимая оборона. К уголовной ответственности не привлекались лица, не достигшие возраста 14 лет.

Конституция СССР (5 декабря 1936 г.).

Она была принята на VIII Чрезвычайном съезде Советов СССР в связи с социальным, экономическим и политическим развитием государства (состояла из 13 глав и 146 статей). Основы принятия:

1. Политическая—политическое объединение рабочих и крестьян, которые составляли Советы депутатов трудящихся;

2. Экономическая—социалистические система хозяйства и собственность на орудия и средства производства.

Органы управления:

1. Верховный Совет СССР—высший законодательный орган власти (работал в сессионном порядке и избирался на 4 года);

2. Президиум Верховного Совета СССР—постоянно действующий орган;

3. СНК СССР—исполнительно-распорядительный орган, действующий в качестве правительства и не имеющий законодательных функций;

4. Народные комиссариаты—органы отраслевого управления;

5. Советы—органы, действующие на местах и состоящие из избираемых депутатов.

Особенности Конституции:

1. Определение государственного устройства как федеративного (союзного) объединения республик;

2. Установление единого гражданства на территории СССР;

3. Провозглашение основных прав и свобод гражданина СССР;

4. Закрепление принципа равноправия граждан;

5. Гарантии гражданам на свободу слова, печати, собраний и объединение в общественные организации.

Формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции (централизация—децентрализация, ужесточение регулирования—либерализация). Основными итогами её становления стали:

1. Сращивание государственного и партийного аппаратов;

2. Установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования;

3. Унификация правовой системы и правоприменительной практики.

Наши рекомендации