Тема 12. советское государство в период
Гражданской войны
Развитие государственного аппарата в годы Гражданской войны определялось закономерностями переходного периода от капитализма к социализму, при этом определённую роль сыграли условия Гражданской войны и интервенции. Гражданская война и иностранная интервенция потребовали перестройки всей жизни страны на военный лад. После революции коренным образом изменились общественные отношения, что обусловило существенные изменения в содержании и структуре российского права. В период Гражданской войны изменению подверглись правотворческая и законодательная деятельность Советского государства.
В 1918—1920 гг. в стране сложилась чрезвычайная обстановка—Гражданская война. Ситуация усугублялась иностранной интервенцией. В декабре 1919 г. постановлением VII Всероссийского съезда Советов «О советском строительстве» устанавливается сессионный порядок работы ВЦИК, в связи с чем изменился характер деятельности его Президиума: он руководил заседаниями ВЦИК, в период между сессиями ВЦИК решал отдельные вопросы, утверждал и приостанавливал акты СНК, отменял постановления СНК, издавал постановления от имени ВЦИК. С декабря 1920 г. Президиум ВЦИК официально наделялся законодательными правами, войдя в ряд других высших органов власти РСФСР. В эти годы высшим органом государственного управления стал возникший Совет рабоче-крестьянской обороны. Весной 1920 г. он был преобразован в Совет труда и обороны.
Гражданская война повлияла на работу местных Советов. В 1919—1920 гг. конкретизируется их правовое положение и компетенция как структурных единиц. Проводится политика на вовлечение всех членов местных советов в работу по управлению государством. Вместе с конституционными органами параллельно были сформированы чрезвычайные органы—революционные комитеты. Им принадлежала вся полнота власти на местах.
15 января 1918 г. СНК принимает декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии», которая создавалась на следующих основах:
1. Классовость;
2. Добровольность.
29 января 1918 г. СНК принял декрет о создании рабоче-крестьянского Красного флота на тех же основах, что и Красная Армия. Позднее Красная армия стала формироваться по принципу назначаемости и единоначалия (Декрет от 22 апреля 1918 г.). На службу могли поступить только рабочие и крестьяне, т. е. армия как все властные структуры была классовой. 22 апреля 1918 г. принят Декрет ВЦИК «о всеобщем воинском искусстве», которым было положено начало всеобщей воинской обязанности (повинности). В мае 1918 г. был принят Декрет о принудительном наборе в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Революционный военный совет республики (реввоенсовет) был образован в 1918 г. Его компетенция:
1. Руководство работой всех органов военного ведомства и военных учреждений;
2. Формирование реввоенсоветов на местах и назначение их командующего состава.
Политика «военного коммунизма».
Социально-экономическая политика власти большевиков была направлена на сосредоточение всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства. Это привело к складыванию своеобразной системы «военного коммунизма»—внутренняя политика Советского государства в условиях Гражданской войны как реакция на экономические трудности вызванные войной. Сущностью стал военно-политический союз рабочих и беднейших крестьян с целью разгрома сил контрреволюции и создания условий для быстрого перехода к социализму. 11 июня 1918 г. был принят декрет о создании комбедов.
Цели:
1. Концентрация ресурсов в одних руках;
2. Курс на строительство социализма в условиях гражданской войны;
3. Стремление к диктатуре правящей партии.
Мероприятия:
1. Национализация (огосударствление) промышленности (14 ноября 1917 г. принят декрет «Положение о рабочем контроле», т. е. переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства);
2. Практическое прекращение товарно-денежных отношений;
3. Продразвёрстка—система заготовок сельскохозяйственной продукции в Советском государстве в 1919—1921 гг. (обязательная сдача крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды); создавались продотряды как вооружённые рабочие отряды, наделённые чрезвычайными полномочиями;
4. Введение всеобщей трудовой повинности;
5. Централизация управления и бюрократизация государственного аппарата;
6. Уравниловка в распределении (оплата труда).
Следствия:
1. Фактическое упразднение товарно-денежных отношений;
2. Обострение отношений крестьянства и рабочего класса (милитаризация экономики; «красный террор» против бывших);
3. Ликвидация коллегиальности в пользу единоначалия;
4. Зарождение командно-административной системы (бюрократизация).
Эффективность «военного коммунизма» несомненна: удалось создать новую экономическую модель, использовать все ресурсы для достижения победы и сохранения власти. Однако большевистская политика решения проблем привела к свёртыванию демократии и утверждению партийной диктатуры.
В период Гражданской войны изменению подверглись правотворческая и законодательная деятельность Советского государства.
Последовали:
1. Решительный разрыв с прежним законодательством (Декрет о суде № 3 от 13 июля 1918 г. полностью запретил ссылки на законы свергнутых правительств);
2. Осуществление подготовки и принятия первых кодексов;
3. Обращение внимания на реализацию принятых законов (8 ноября 1918 г. VI Всероссийским съездом Советов было принято специальное Постановление «О точном исполнении законов».
Для проведения национальной политики был создан Народный комиссариат по делам национальностей, в структуре которого образовывались национальные отделы и национальные комиссариаты. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации: за период с лета 1918 г. и по 1929 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей). В феврале 1920 г. ВЦИК принял постановление «Об образовании комиссии по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР». Система органов власти в автономных республиках повторяла систему органов власти РСФСР, а система органов власти автономной области—систему органов власти в губерниях: областной съезд советов и исполнительный комитет автономной области. ВЦИК РСФСР фактически осуществлял функции общефедерального органа. В его состав были включены представители других республик.
В период с 1919 по 1921 гг. на территории бывшей Российской империи сложилась конфедерация республик единого советского типа. Отсутствие единых для всех республик органов власти и управления заменялось делегированием их функций органам РСФСР. Основой конфедерации стал военно-политический (а позже—хозяйственно-политический) союз республик.