Правовой статус языков в Украине

Языковая проблема в Украине после провозглашения суверенитета и независимости приобрела важное политическое значение. Республика признает социальную ценность всех национальных язы ков и неукоснительно гарантирует своим гражданам национально-культурные и языковые права. Украина как государство исходитизтого, что только свободное развитие и равноправие национальных языков, высокая языковая культура является основой духовного взаимопонимания, культурного взаимообогащения и укрепления дружбы народов.

Основы государственной языковой политики в Украине определяются в ст. 10 Конституции, устанавливающей, что государственным языком в Украине является украинский язык, что государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины. В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского и других языков национальных меньшинств Украины. Государство способствует изучению языков международного общения. Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется Законом.

Правовой статус языков в Украине регламентируется Законом «О языках в Украинской ССР» от 28 октября 1989 г., в котором подчеркивается, что украинский язык является одним из решающих факторов национальной самобытности украинского народа. Республика обеспечивает украинскому языку статус государственного в Целях содействия всестороннему развитию духовных и творческих сил украинского народа, гарантии его суверенной национально-государственной будущности. Украина обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни. Государственные и общественные органы, предприятия, организации и учреждения должны создавать всем гражданам необходимые условия для изучения украинского языка и углубленного овладения им. Вместе с тем государство создает все необходимые условия для развития и использования языков других национальностей. Гражданам Украины гарантируется право пользоваться своим национальным или любым другим языком.

Любые привилегии или ограничения прав лиц по языковому признаку, языковая дискриминация недопустимы. Публичное унижение или уважение, умышленное искажение смысла украинского или других языков в официальных документах и средствах массовой информации, создание препятствий и ограничений в пользовании ими, проповедь вражды на языковой почве влекут за собой ответственность, установленную законом.

В Украине языком ведения делопроизводства и документации, а также взаимоотношений государственных и общественных органов, организаций и учреждений является украинский язык.

Государство обеспечивает сохранность фондов и памятников украинского языка, других национальных языков в научно-исследовательских учреждениях, архивах, библиотеках, музеях, а также их охрану и свободное использование.

Нормативные акты и рекомендуемая литература

1. Конституция Украины. - Киев, 1996.

2. Декларация о государственном суверенитете Украины. - К., 1991.

3. Концепция новой Конституции Украины // Відомості Верховної) Ради України (далі «Відомості»). - 1991. - № 35. - Ст. 466.

4. Акт провозглашения независимости Украины: Постановление Верховного Совета УССР от 24 августа 1991 г. // Відомості. - 1991. - № 38.- Ст. 502.

5. Закон України «Про скасування Конституції \ деяких закона Автономно! Республіки Крим» // Голос України. 1995. 18 березня.

6. Закон Украины «О всеукраинском и местных референдумах» // Відомості. - 1991 .-№ 33. - Ст. 443.

7. Закон Украины «О правопреемстве Украины» // Відомості. - 1991.-№46.-Ст. 617.

8. Закон Украины «Об экономической самостоятельности Украинской ССР» // Відомості. - 1990. - № 34. - Ст. 499.

9. Закон Украины «О международных договорах Украины» // Відомості.-1994.-№ 10.-Ст. 45.

10. Закон Украины «О языках в Украинской ССР» // Відомості. - 1989.

-№51.-Ст. 631.

11. Постановление Верховного Совета Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» // Відомості. - 1991. - № 46. - Ст. 621.

12. Регламент Верховного Совета Украины // Відомості. -1994. - № 35.- Ст.338.

13. Майданник О. Конституційно-правова відповідальність: ознаки, підстави, суб'єкти // Право України. - 2001 .-№10.

14. Основы правоведения // Под ред. Н.И. Панова и В.В. Комарова.-Х.,2002.

15. Поваляева М. Інститути конституційного права України:поняття,ознаки та критерії розмежування // Право України. - 2000. - № 5.

16. Русско-украинский словарь терминов по теории государства и права.-X., 1993.

17. Слюсаренко А.Г., Томенко М.В. Історія української конституції. - К., 1993.

18. Тодыка Ю.Н., Бурлака А.С. Конституции Украины, стран СНГ в условиях переходного периода. - X., 1993.

19. Тодыка Ю.Н. Конституционное право Украины: отрасль права, наука, учебная дисциплина. - X., 1998.

20. Тодыка Ю.Н. Конституция Украины: проблема теории и практики,-X.: «Факт», 2000.

21. Тодыка Ю.Н. Основы конституционного строя Украины. - X., 1999.

22. Шаповал В. Суб'єкти конституційного права України: постановка проблеми теоретичного визначення // Право України. - 2000. - № 8.

23. Тацій В., Тодика Ю. Проблеми розвитку науки конституційного права України // Право України. - 1994. - № 10.

Глава 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Украине

§1. Понятие основ правового статуса гражданина Украины

Правовой статус человека — это юридически закрепленное правовое положение лица в обществе и государстве. Основу этого статуса составляет конституционно-правовой статус. По принадлежности к гражданству статус лиц, проживающих в Украине, различен:

— статус граждан Украины;

— статус иностранцев и лиц без гражданства.

Наиболее широким правовым статусом обладают граждане Украины. Правовой статус личности включают в себя такие главные элементы: гражданство; права, свободы и обязанности; правосубъектность;

взаимная ответственность государства и личности; гарантии прав и свобод; принципы правового статуса.

Различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Общий правовой статус характеризует положение личности как Объекта отношений, имеющего равные права и обязанности с другими лицами независимо от каких-либо групповых особенностей, социального, служебного, семейного положения и т.п.

Специальные правовые статусы предполагают наличие у личности прав и обязанностей, а также ответственности, которые предопределены спецификой социально-классового, служебного, возрастного положения и т.д. Речь идет о специальных правах и обязанностях рабочих, фермеров, депутатов, военнослужащих, учителей, детей, родителей, юристов, медиков и т.д. Специальные правовые статусы реализуются по степени их конкретизации. Так, возможно выделение специального правового статуса гражданина как депутата вообще и специальных правовых статусов гражданина как депутата Верховной Рады Украины или местного совета. Иностранцы и лица без гражданства могут иметь как общий, так и специальный правовые статусы. Поэтому оправдано различие правовых статусов дипломатов, консулов, туристов, военнослужащих, иностранных студентов, аспирантов и т.д.

Индивидуальный правовой статус — это правовой статус конкретной личности. Он определяется спецификой связей, в которые вступает субъект, его социальной активностью. Индивидуальный правовой статус конкретной личности, выступающей в том или ином качестве, определяется общим правовым статусом, а также набором специальных правовых статусов.

Предпосылкой правового статуса граждан является гражданство - правовая связь между физическим лицом и государством, содержание которой составляют их взаимные права и обязанности.

Иностранцы и лица без гражданства имеют те же права и свободы и исполняют те же обязанности, что и граждане Украины, если иное не предусмотрено Конституцией и законами Украины, а также международными договорами Украины. В частности, иностранцы и лица без гражданства не могут принимать участия в управлении государством, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдумах, быть членами политических партий и т.д.

Права граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства обеспечиваются с помощью социально-экономических, политических, организационных и юридических гарантий.

Наши рекомендации