Многими современными конституциями важнейшей социальной задачей общества и государства рассматривается охрана жизни и здоровья человека.
Так, согласно ст.21 Конституции Китая «Государство развивает здравоохранение, современную и китайскую традиционную медицину и фармакологию, охраняет здоровье народа».
В последние десятилетия все принятые в мире конституции возлагают на государство обязанность обеспечивать сохранность и улучшение окружающей среды, а на юридические и физические лица – обязанность соблюдать требования экологии в своей деятельности.
18. Демократические политические режимы в ЗС, основные признаки.
Политический режим - функциональная характеристика власти; система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе. Демократия форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д. в этой связи выступает прежде всего как форма государства. Термин "Д." употребляют также применительно к организации и деятельности др. политических и социальных институтов (например, партийная Д., производственная Д.), а также для характеристики соответствующих общественных движений, политических курсов, течений социально-политической мысли. Демократия - в современном мире ведущая форма социальной и политической организации общества, политического режима в стране, призванная обеспечивать суверенитет народа, власть большинства при охране прав меньшинства, неотчуждаемые права человека и гражданина. Демократия связана главным образом с республиканской формой правления, но в современных условиях от нее по существу мало отлична конституционная монархия в том виде, как она существует, например, в Великобритании или Испании. Демократические политические режимы неодинаковы в различных странах, но в современную эпоху им присущи общие черты: признание и реальное осуществление прав человека и гражданина на уровне международных стандартов; признание и осуществление принципов Демократического, правового и светского государства; верховенство конституции - основного закона страны, принятого Демократическим способом; политический и идеологический плюрализм, многопартийность, свобода деятельности не только правящих, но и оппозиционных партий, не прибегающих к насильственным действиям и к разжиганию социальной, национальной, религиозной розни в обществе; реальная возможность различных социальных классов и слоев, их групп давления, общественных объединений граждан оказывать воздействие на государственную власть; участие граждан в политическом процессе и решающее значение выборов для формирования высших органов государственной власти и местного самоуправления; принцип разделения властей, система сдержек и противовесов и взаимодействия различных ветвей власти; политико-правовой механизм поиска согласия, компромиссов и консенсуса; существование соответствующих правовых механизмов для предотвращения возможных социальных конфликтов и, наконец, строгие правовые рамки деятельности государственной власти, ответственности не только граждан перед государством, но и государства перед гражданином.
19. Конституционное регулирование духовно-культурных отношений в зарубежных странах.
В демократических странах эта сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в меньшей степени по сравнению с другими элементами общественного строя.
Духовно-культурные отношения в обществе – это отношения между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Эти отношения обусловлены существующей системой политических, экономических, социальных отношений. Предмет этих отношений: наука, искусство, образование, религия. Данные отношения оказывают воздействие на другие элементы общественного строя, например, религия нередко приобретает политический характер, в частности, в исламском мире.
Задача государства и конституционного права заключается в обеспечении наилучших условий для духовно-культурного развития общества.
Так ст.27 Конституции Испании гарантирует всем право на образование, основное обучение устанавливается обязательным и бесплатным. На публичные власти возлагаются конкретные обязанности в этой сфере.
Важнейшим институтом духовно-культурных отношений является религия.
Взаимодействие религии и конституционного права осуществляется в виде конституционно-правового регулирования свободы совести, а также регулирования отношений между государством и церковью.
В светских государствах в той или иной форме провозглашается отделение церкви от государства. Согласно ст.41 Конституции Португалии 1976 года «Церкви и религиозные общины отделены от государства и свободны в своей организации, деятельности и отправлении культа».
В Конституциях клерикальных государств устанавливается иной подход. Согласно ст.4 Конституции Дании 1953 года «Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и пользуется поддержкой государства».
Конституционное право, как правило, гарантирует равноправие вероисповеданий, а также защищает религиозные меньшинства.
20. Авторитарные политические режимы в ЗС, основные признаки.
Политический режим - функциональная характеристика власти; система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе. АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ - политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. А.р. - это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатуру). Такой режим существенно ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует принцип разделения властей, ущемляет гражданские и политические права, незаконно присваивает, узурпирует или захватывает власть. К признакам А.р. следует отнести: ликвидацию центральных и местных представительных органов власти либо превращение их в марионеточные структуры; ограничение или полное запрещение всякой оппозиции (тем самым исключается нормальное "общение" власти и населения); отказ от принципа разделения властей и резкое усиление роли исполнительной власти; концентрацию власти в руках легитимного органа (главы государства или правительства) или нелегитимного (военного комитета, хунты); отказ от принципов законности, демократических принципов и процедур деятельности государства; опора на силовые методы осуществления государственных задач; широкое применение в этой связи репрессивных мер (не исключая и внесудебную расправу); "разбухание" по этой же причине репрессивного аппарата; милитаризацию государственного аппарата, усиление роли военно-промышленного комплекса и др. Разновидностью А.р. является монократический режим, получивший распространение в странах Азии и Африки. При таких режимах сохраняется конституция, но она носит фиктивный (недействующий) характер; формально провозглашенные права и свободы не реализуются и безнаказанно нарушаются властью; исполнительная власть при господстве бюрократии доминирует над законодательной властью; существует неограниченная власть политического лидера, соединяющего в одном лице функции и партийного, и государственного руководителя. Подобные режимы наблюдались в таких африканских странах, как Габон, Камерун и Малави. А.р. может существовать и как клерикальный режим. При таком режиме обеспечивается фактическое господство религиозной части населения, ее решающее влияние на политическую жизнь страны. Примером является Иран. В этой стране лидерство принадлежит не президенту, а руководителю нации - факиху, являющемуся главой мусульманского духовенства. Мусульманский кодекс поведения главнее основного закона, его действие обеспечивают стражи исламской революции. Значительные элементы такого режима наблюдаются в государствах Арабского Востока - Саудовской Аравии, Омане, Бахрейне. Существует и так называемый конституционно-авторитарный государственный режим, который характеризуется сложившейся практикой регулирования парламентской деятельности и ограниченной ролью оппозиции. Все перечисленные разновидности режимов составляют, можно сказать, более или менее "мягкие" формы государственного авторитаризма. Наиболее нежелательной формой проявления авторитаризма является тоталитарный режим, возникший в первой половине XX в. Его характеризуют: господство одной официальной идеологии и преследование инакомыслящих; неоправданное вмешательство государства в экономику; милитаризация; утверждение тоталитарной "законности" и др. Тоталитаризм существует в виде таких государственных режимов, как расистский, фашистский, военно-диктаторский. Военно-диктаторский режим опирается на армию. Имел широкое распространение в ряде стран Африки (Нигерия, Мали, Либерия). Такие режимы отличаются отменой или приостановлением действия конституции, запрещением деятельности политических партий, иных демократических институтов, введением жесткой цензуры и т.п. Тоталитарные режимы сохраняются в некоторых государствах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки.
21. Конституционное право в зарубежных странах как отрасль права. Предмет и метод правового регулирования.
Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обуславливается, прежде всего, его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением публичной, главным образом государственной власти.
Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирования.
Основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования – под которым понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.
К основным методам в конституционно-правовом регулировании общественных отношений относятся:
- метод обязывания – характерен для норм конституционного права, относящихся к организации и функционированию власти: «Правительство должно получить доверие палат парламента» (ст. 94 Конституции Италии);
- метод запрещения: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» (ст. 19 Конституции Японии);
- метод дозволения: «До промульгации Президент может потребовать один раз пересмотра закона парламентом» (ст. 77 Конституции Румынии);
- метод провозглашения: «Тайна переписки и свободной корреспонденции абсолютно неприкосновенна» (ст. 19 Конституции Греции).
Установив предмет и метод конституционного права можно сформулировать определение данной отрасли права как систему правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы органов публичной власти.
22. Тоталитарный политический режим в зарубежных странах, основные признаки.
Политический режим - функциональная характеристика власти; система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ - (от франц. "totalitaire", лат. "totus" - весь, целый) - крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия. Т.р. возник в XX в. Его характеризуют: господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия; ограничение политических свобод, запрещение политических партий и легализация деятельности партии власти, сращивание государственного и партийного аппарата; жесткая централизация государственного управления, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления; разжигание социальной и национальной розни; развязывание террора по отношению к собственному народу; тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни, ее огосударствление; подавление экономической свободы, сферы частных интересов, неоправданное вмешательство государства в экономику; милитаризация; утверждение тоталитарной "законности" и др. Тоталитаризм существует в виде таких государственных режимов, как расистский, фашистский, военно-диктаторский. Т.р. сохраняются в некоторых государствах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки. Крайним проявлением тоталитаризма, характеризующегося агрессивностью, склонностью к развязыванию войн и базирующегося на националистической и расовой идеологии, возведенной в ранг официальной (государственной), является фашистский режим.
23. Общие принципы конституционного права в зарубежных странах.
Общие принципы конституционного права – это выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений.
Общие принципы, составляя каркас системы конституционного права, придают ей единую систему направленность. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы, соответственно воплощаясь в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов власти.
В конституционном праве можно выделить две группы общих принципов.
К первой группе относятся принципы, которые не формулируют конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, но при этом они имеют определяющее значение для многих конституционно-правовых норм. К ним относятся:
· - народный суверенитет;
· - народное представительство;
· - разделение властей;
· - неотчуждаемые права;
· - равноправие и другие.
Ко второй группе относятся принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применимы в государственной деятельности; например:
· - независимость депутатов от избирателей;
· - судебная защита конституционных прав;
· - неответственность монарха как главы государства и др.
24. Понятие, содержание, значение политического режима в ЗС.
Политический режим - функциональная характеристика власти; система приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе. П.р. - состояние демократии, политической свободы и гарантий прав человека в той или иной стране, являющееся результатом деятельности государства, политических организаций и непосредственной политической деятельности различных групп населения. При авторитарно-тоталитарных политических режимах жестко ограничиваются права человека; власть сосредоточена в руках олигархической группы, возглавляющей партийно-государственную структуру; разделение властей отрицается; управление максимально централизовано; выборы могут проводиться, но не имеют реального значения; политический плюрализм заменен правлением одной партии (если даже допускается существование других малозначащих партий); идеологии, противоречащие официальной, запрещаются, инакомыслие преследуется; ответственность государства перед гражданином не признается, граждане рассматриваются лишь как "винтики" в общем механизме государства. Все это нередко прикрывается конституцией псевдодемократического звучания, которая на самом деле фиктивна. В отличие от этого для демократического политического режима характерно: признание и реальное осуществление прав человека и гражданина на уровне международных стандартов и взаимная ответственность государства и граждан; признание и осуществление принципов социального, правового и светского государства; высокая роль конституции, принятой демократическим способом, как действительной основы существующего правопорядка; управление государством на основе разделения властей, системы сдержек и противовесов и взаимодействия различных ветвей власти; свобода деятельности не только правительственных, но и оппозиционных партий, не прибегающих к насилию; реальное политическое значение выборов и других форм участия граждан в политическом процессе; поиски компромиссов и консенсуса для разрешения спорных вопросов и конфликтов.
25. Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация.
Конституционно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.
Их можно классифицировать по следующим основаниям.
По функциональнойнаправленности различаются нормы регулятивные и охранительные.
Большинство норм конституционного права относятся к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты. Так, ст.9 Конституции Японии гласит: « Право на ведение государством войны не признается».
По характеру регулируемых общественных отношений выделяются нормы материальные и процессуальные. Пример материальной нормы дает ст.53 Конституции Италии: «Все обязаны участвовать в государственных расходах». К процессуальной норме можно отнести ст.48 Конституции Франции: «Одно заседание Парламента в неделю отводится для обсуждения вопросов, вносимых членами Парламента и ответов Правительства».
По способу воздействия на субъекты права можно выделить нормы:
· - управомочивающие, например: ст. 95 Конституции Литвы гласит: «В заседаниях Правительства может участвовать государственный контролер»;
· - обязывающие – таковой, например, является ст.69 Основного закона ФРГ: «Федеральный канцлер по просьбе Федерального президента, а федеральный министр по просьбе Федерального канцлера или Федерального президента обязаны продолжать ведение дел до назначения их преемников».
· - запрещающие – ст.23 Конституции Франции: «Функции члена Правительства несовместимы с парламентским мандатом».
· - норма может носить одновременно характер управомочивающий и обязывающий – так, параграф 4 гл.7 Формы правления Швеции установил, что «Премьер – министр созывает других министров на заседание Правительства и председательствует на нем».
В так называемых идеологизированных конституцияхимеются нормы, которые определяют экономические, социальные, политические цели и задачи общества и государства.
Соответственно в них можно выделить:
· - нормы – принципы; они характерны тем, что реализация их носит опосредованный характер, поскольку получают свое развитие либо в других статьях конституции, либо в актах иных отраслей права, либо в деятельности органов государства. Например, ст.17 Конституции КНР установившая принцип: «От каждого по способностям – каждому по труду»;
· - нормы – целихарактерны для конституций стран социалистической ориентации – так, согласно поправкам, внесенным в Конституцию КНР в 1993 году, перед этой страной ставится цель создания зрелого социалистического общества в течение 100 лет.
· - нормы – символы – таковой можно назвать ст.1 Конституции Гвинеи: «Девиз республики – труд, справедливость, солидарность»;
По действию во времени нормы Конституционного права подразделяются на постоянные, временные и исключительные.
У большинства норм срок действия неопределенный.
Временные нормы содержатся в переходных положениях, регулирующих переход от состояния до вступления в силу данного акта к состоянию, предусмотренному этим актом.
Исключительные нормы устанавливаются, как правило, на случай чрезвычайных обстоятельств, приостанавливая на это время действие отдельных постоянных норм.
26. Понятие политической партии. Конституционализация и институционализация политических партий в зарубежных странах.
Политическая партия (от лат. pars - часть) - институт демократии, выражающий интересы части общества, группы, прослойки. Сторонники партии, голосующие за выдвинутых ее кандидатов, составляют ее электорат. Цели партии политические, главная - прийти к власти в стране. политическая партия - это добровольная устойчивая самоуправляющаяся организация определенной группировки общества, созданная на основе общности убеждений и целей ее членов, действующая на основе принципов демократии и гласности, имеющая своей главной задачей не извлечение прибыли или удовлетворение профессиональных, культурных и иных запросов своих членов, а участие в формировании и выражении политической воли народа и в борьбе за государственную власть мирными, конституционными средствами. существенные признаки политической партии: 1) свободно создаваемая автономная организация, действующая на началах самоуправления; 2) устойчивая организация, объединяющая граждан на постоянной основе (разумеется, с правом выхода); 3) объединение в партию осуществляется прежде всего на основе идеологических факторов - общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях; 4) партия не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подразделения могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения потребностей партии; 5) партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в частности участие в выборах; 6) партия - это организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости. Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации, то есть процессе превращения политических партий из обычной ассоциации граждан в полноценный конституцинно-правовой институт. Институционализация партий предусматривает: санкционирование места партий в публичной жизни; условия деятельности партий в политической системе; участие партий в избирательной системе; способы представительства партий в органах государственной власти; финансирование деятельности партий.
27. Конституционно-правовые отношения: понятие, структура.
В результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сторонами возникают конституционно-правовые отношения, участники которых именуются субъектами конституционного права.
В их число обычно включаются:
· социальные и национальные общности (народ, нации и иные этнические группы);
· государство и его составные части (субъекты федерации, автономии);
· основные органы государства (глава государства, парламент, правительство);
· общественные объединения и коллективы граждан (политические партии);
· депутаты представительных органов;
· органы местного самоуправления и управления;
· граждане, лица с двойным или множественным гражданством, иностранцы, лица без гражданства;
· в некоторых странах субъектом конституционного права является церковь.
Конституционно-правовые отношения можно определить как общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права. Содержанием этих отношений является социальное поведение субъектов конституционного права, обеспечиваемое и направляемое государством путем определения их конкретных прав и обязанностей.
Объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например: жилище, так и нематериальные блага, такие как свобода.
Конституционно-правовые отношения могут быть следующих видов:
· конкретные, т.е. те, в которых просматриваются субъекты, их права и обязанности;
· общего характера – в них конкретно не определен круг субъектов, их права и обязанности;
· правовые состояния – правоотношения, в которых четко определены субъекты, содержание же их прав и обязанностей конкретно не определено;
· постоянные (гражданство) и временные (избирательные);
· материальные и процессуальные.
28. Классификация политических партий в ЗС.
Традиционно со времени первого французского парламента партии классифицируются на правые, центристские и левые.
К правым партиям относятся так называемые консервативные партии. Их приоритетами являются: частнопредпринимательская деятельность и инициатива, снижение налогов, ограниченное вмешательство государства в экономику. С точки зрения этих партий государство должно обеспечивать оптимальные условия для бизнеса, прежде всего, крупного. Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании, Республиканская партия Франции и другие.
Центристские партии – это, прежде всего либеральные партии. Существо их программных установок состоит в следующем:- экономика, основанная на рыночных отношениях;- абсолютное невмешательство государства в экономику и гражданское общество;- задачи государства: обеспечение безопасных условий жизни для граждан и гарантирование законности.
Либеральные партии были очень влиятельны в XIX и начале XX века. Ориентируются они на мелких и средних предпринимателей, интеллигенцию. Партия центра в Швеции, Свободная демократическая партия Германии, Либеральная партия Великобритании, Италии.
К левым партиям относятся прежде всего социал-демократические и коммунистические
К социал-демократическим партиям относятся: социалистические партии Франции, Австрии, Испании, Италии, социал-демократические партии Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Лейбористская партия Великобритании.
Социал-демократы выступают за непосредственное участие государства в экономической деятельности. Экономика должна иметь два взаимодополняющих сектора: государственный и частный. По мнению социал-демократов национализации подлежат не только отдельные предприятия, но и целые отрасли промышленности, в частности, малопривлекательные для частного бизнеса.
К другим участникам левого фланга политического спектра относятся коммунистические партии. Компартии выступают против частной собственности, за огосударствление экономики, развитие ее на плановой основе. Решение всех социальных проблем возлагается на государство. Цель коммунистов – гармонично развитое общество, в котором полностью обеспечена социальная справедливость, где каждый работает по способностям и получает по потребностям.
В зависимости от методов действия: демократические партии – т.е. действующие строго в рамках конституции; радикальные партии – цель которых коренное переустройство общества с применением в числе прочих и насильственных мер; экстремистские партии – те, которые используют противозаконные методы в своей деятельности: путчи, террор, саботаж, захват заложников. Радикальные и экстремистские партии имеются как на левом, так и на правом фланге политического спектра. К ним относятся неофашистские, расистские, националистические партии. В зависимости от отношения к религии партии можно классифицировать на конфессиональные и клерикальные.
Конфессиональные, т.е. вероисповедные партии, которые в своей идеологии активно используют постулаты религии, совмещая их с традиционными ценностями демократии, объединяя граждан на основе общности веры. Клерикальные партии – это своего рода радикалы среди конфессиональных партий. Их цели – контроль над общественной жизнью и управление государством в соответствии с догмами религии.
В зависимости от организационной структуры политические партии классифицируются на кадровые и массовые. Кадровые партии имеют фиксированное членство, жесткую дисциплину, обязательные членские взносы. Это, как правило, радикалистские и экстремистские партии. Массовые партии обычно не имеют фиксированного членства, взносы уплачиваются по желанию, местное партийное руководство не избирается, а составляется из известных политиков, бизнесменов.
29. Конституционное право в зарубежных странах как наука: понятие, значение.
Рассмотрим конституционное право зарубежных стран в аспекте – как наука.
В этом аспекте конституционное право зарубежных стран есть часть общей науки конституционного права соответствующей страны, изучающей конституционно-правовые нормы, принципы и институты, а также общественные отношения, которые регулируются ими. Изучает наука также практику реализации конституционно-правовых норм и институтов, с целью установления закономерности их развития и разработки обоснованных рекомендаций законодателю и правоприменителю по совершенствованию и применению соответствующих правоположений. С этой целью изучаются также теории и взгляды, разрабатываемые исследователями конституционного права.
В науке конституционного права используется свой методологический инструментарий
К таковому можно отнести:
· - метод формально-логического анализа, необходимый для уяснения содержания исследуемого нормативного материала;
· - исторический подход, необходимый для выявления исторических обстоятельств, обусловивших изучаемые конституционно-правовые явления;
· - социологические исследования, анализ судебной практики и статистики без чего невозможно установление социальной эффективности конституционно-правовых решений;
· - важнейшее значение в науке конституционного права приобрел компаративный (сравнительный) метод исследования. Поскольку сфера возможного использования эксперимента в конституционно-правовом регулировании общественных отношений практически близка к нулю, поэтому изучение опыта других стран с целью выявления общих тенденций и закономерностей развития конституционного права в современном мире, использование удачных конституционно-правовых решений, найденных в различных государствах, безусловно облегчает поиск оптимальных вариантов, помогает избежать ошибок в конституционном строительстве.
30. Партийная система. Понятия и виды партийных систем в ЗС.
Под партийной системой понимается политический институт, входящий составной частью в политическую систему общества. Партийная система связана с социальной природой власти, методами ее осуществления, историко-национальными традициями, политической правовой культурой конкретной страны. Эти факторы порождают разнообразие партийных систем.
Около двадцати стран на земном шаре не имеют легальных политических партий и их создание запрещено законом. Это Бутан, Иордания, ОАЭ. В Саудовской Аравии попытка создания партии карается смертной казнью.
В странах, имеющих политические партии, партийные системы можно квалифицировать на следующие основные виды: многопартийные системы; системы фиксированного числа партий; двухпартийные; однопартийные.
Большинство конституций устанавливают многопартийность, запрещая нарушать принцип свободы образования политических партий.
Многопартийная система как конституционно-правовой институт означает, что в стране в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий, и все они имеют шансы принять участие в формировании правительства. Многопартийные системы могут быть различны: многопартийные системы без доминирующей партии. При этой системе ни одна из партий не имеет шансов добиться большинства в парламенте; многопартийные системы с доминирующей партией. При этой форме многопартийности, парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийное правительство.
Двухпартийные системы – это своеобразная разновидность многопартийности, поскольку в странах с данной системой имеется несколько партий, однако на политической арене сложилось монопольное господство двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти (США, Австралия, Великобритания).
Гораздо реже двухпартийная система закреплена в конституции и существование других партий не допускается (Нигерия). Это система фиксированного законом числа партий.
Однопартийные системы существуют в странах с авторитарными политическими режимами (Габон, Заир, Камерун). В некоторых социалистических странах при значительном числе партий (в Китае их 9) фактически сложилась однопартийная система с главенствующей компартией. Беспартийные системы существуют в Катаре, Омане, Кувейте и др. монархиях, где все партии запрещены как разрушающие единство мусульманской общины.
2. Избирательные цензы в зарубежных станах: сущность, виды.
Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается цензами, то есть специальными условиями. Цензы, как правило, устанавливаются конституцией или, если это предусматривает конституция, специальными законами. Согласно различным цензам не имеют избирательного права:
иностранцы, лица без гражданства (имеются исключения в некоторых странах);
в большинстве стран не достигшие 18 лет (в Австрии 19 лет, в Латвии 21 года);
признание судом недееспособными;
находящиеся под стражей по приговору суда;
в соответствии с моральными цензами в Люксембурге лишены избирательных прав банкроты, содержатели публичных домов, в Эквадоре – пьяницы, бродяги, мошенники.
В различных странах имеются ограничения пассивного избирательного права:
по возрасту (для президента США – 35 лет, для президента Никарагуа – 65 лет);
постоянное проживание в стране (в США – 14 лет);
умение читать и писать на государственном языке (Украина, Малави);
иметь высшее образование (Турция);
быть не натурализованным, а урожденным гражданином страны (США);
внесение кандидатом избирательного залога (Франция).
31. Правовая охрана конституций в зарубежных странах: понятие, виды, значений.
Важность регулируемых конституцией общественных отношений, ее верховенства в системе правовых актов, соответствия иных актов и норм нормам конституции требуют ее особой правовой охраны.
Под правовой охраной конституции понимается совокупность средств и способов, с помощью которых достигается соблюдение режима конституционной законности и соответствие конституции всех правовых актов. Существуют несколько способов правовой охраны конституции.
Непосредственные способы охраны (защиты) конституции: согласно Конституциям Германии, Словакии и других стран – народ в целом, каждый гражданин вправе воспрепятствовать посягательствам на конституционный строй;
Существует ответственность должностных лиц за нарушения конституции;
Применяются репрессивные меры с целью пресечения нарушений конституции. К ним можно отнести: запрещение судом деятельности политических партий, подрывающих конституционный строй; введение чрезвычайного положения.
Наконец, существуют и такие формы охраны конституции как конституционный контроль и конституционный надзор.
Под конституционным контролем понимается такая система отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа.
Конституционный надзор – это система отношений между органами публичной власти, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и может только приостановить действие его акта. Кроме того, надзор – это есть постоянное наблюдение за деятельностью поднадзорного органа. Контроль же это проверка проводимая либо по запросу, либо инициативе контролирующего органа выборочно.
32. Источники конституционного права в ЗС. Понятие, виды.
Изучение любой отрасли права невозможно без изучения ее источников.
Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы.
В подавляющем большинстве государств основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты.
Главный источник данной отрасли права это, безусловно, основной закон государства – конституция, которая обладает верховенством в отношении любых других нормативных правовых актов страны. Важность этого источника связана с тем, что именно в конституции фиксируются основные права и свободы, принципы общественного и государственного устройства. Именно в конституции закрепляются те начала и принципы, которым обязаны следовать все субъекты конституционного права от личности до государства.
Вторым по важности источником конституционного права являются законы. В формальном смысле слова законом является нормативный акт, принятый в соответствии со специальной процедурой законодательным органом, формируемым на основе всеобщего избирательного права.
По своему значению и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на конституционные, органические и обычные.
Конституционными законами в ряде зарубежных стран именуют акты, посредством которых вносятся изменения и поправки в Конституцию. Конституционные законы имеют большую юридическую силу, чем другие законы, но меньшую, чем Конституция.
Важным источником конституционного права является региональное законодательство. В частности, законодательство субъектов федерации. Во многих федеративных государствах установлено исключительная сфера ведения субъектов федерации
Источником конституционного права являются внутригосударственные публично-правовые договоры, которые регулируют конституционные проблемы в тех случаях, когда заключившие их субъекты на это управомочены.
К источникам конституционного права относятся регламенты парламентов и их палат содержащие нормы, определяющие организацию и процедуру работы парламента. Эти акты принимаются либо в форме постановлений каждой из палат в двухпалатном парламенте и не нуждаются в одобрении другой палаты и подписи главы государства, либо в форме закона при однопалатном парламенте.
Следующим видом источников конституционного права являются нормативные правовые акты главы государства и исполнительной власти. Это указы монарха, декреты президента, постановления правительства, акты министров, постановления центральной избирательной комиссии по вопросам проведения выборов.
Среди нормативных актов исполнительной власти наиболее важное значение имеют акты, обладающие силой закона, которые издаются правительством на основе делегирования полномочий парламентом (Великобритания), либо на основе, принадлежащей правительству по Конституции регламентарной власти (Италия), либо в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция).
В качестве источников конституционного права выступают акты органов конституционного контроля. Это решения Конституционного совета Франции, конституционных судов Германии, Италии, Болгарии, Венгрии, конституционных трибуналов Испании, Польши, Верховных судов США, Индии, Японии.
33. Парламентарная республика. Основные признаки.
Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. В такой республике обязательно наличие должности главы правительства, которая достаточно редко бывает в президентской республике. Также как и в парламентарной монархии в парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии парламентского большинства. Правительство остается у власти пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента.
Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями. Однако практически любые действия президента, в том числе роспуск парламента, использование права вето могут быть осуществлены лишь с согласия или по инициативе правительства. Подписанные президентом нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрассигнации их главой правительства или министром, которые и несут за них ответственность.
Политическая ответственность правительства перед парламентом обычно носит солидарный характер, то есть недоверие выраженное парламентом одному члену правительства влечет отставку всего правительства. Однако вместо ухода в отставку правительство по конституции может потребовать от президента распустить парламент (при двухпалатном парламенте его нижнюю палату) и назначить новые выборы.
Таким образом, для парламентарной республики характерен значительный разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Например, провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства; президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством; устанавливается политическая ответственность правительства перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен по просьбе правительства, утратившего его доверие.
В парламентарной республике также как и в парламентарной монархии возможны, как правило, два варианта государственного режима:
· парламентарный (Италия);
· министериальный (Германия).
Однако в парламентарных республиках с авторитарным политическим режимом (Югославия при президенте Милошевиче) государственный режим превращается из министериального в президенциальный.