Кудсийя бегам, сикандар бегам

ДЖАХАН БЕГАМ, СУЛТАН ДЖАХАН БЕГАМ

В СУЛТАНАТЕ БХОПАЛ В ИНДИИ

XVII, XVIII, XIX, XX

КУДСИЙЯ БЕГАМ

СИКАНДАР БЕГАМ

ШАХ ДЖАХАН БЕГАМ

СУЛТАН ДЖАХАН БЕГАМ

Государство Бхопал было расположено в центре полуострова Индостан, между 22°29' и 23°54' северной широты и 76°28' и 78°51' восточной долготы. Южной границей служила река Нарбада. Бхопал стал вторым по значению мусульманским государством на полуост­рове со времени после Хайдарабада1. Основателем государства был афганец Дост Мухаммед-хан, с молодых лет снискавший себе славу удачливого воина и посту­пивший затем на службу к Великому Моголу Аурангзебу (1659—1707). После смерти Аурангзеба Дост Мухаммед-хан объявил себя независимым владыкой земель, частично полученных за службу Великим Моголам, частично захваченных им, и стал править под титулом наваба.

Когда в 1740 г. Дост Мухаммед-хан умер в возрасте 66 лет, у него осталось два сына и три внука, но его наследники — либо по малолетству, либо из-за отсут­ствия необходимых способностей — не могли управлять государством, и дела попали в руки честных и сильных министров-индусов.

В правление третьего внука Дост Мухаммед-хана, в 1778 г., государство Бхопал впервые вступило во взаи­моотношения с англичанами, и с этого момента был за­ложен фундамент постоянных связей между Бхопалом и Англией.

В конце XVIII в. земли Бхопала подверглись нашествию грабительских отрядов пиндари2, после чего Бхопал был оккупирован маратхами, вызванными бхопальцами на помощь против пиндари. Однако в 1807— 1809 гг. двоюродному брату навваба Везир Мухаммед-Хану с помощью англичан удалось возвратить бóльшую часть захваченных маратхами земель и предотвратить гибель государства Бхопал.

В 1816 г., после девятилетнего правления, везир Мухаммед-хан умер в возрасте 51 года. После него правителем Бхопала стал Назир Мухаммед-хан, женатый на дочери свергнутого навваба Кавс Мухаммед-хана Кудсийе Бегам. Назир Мухаммед-хан подписал с Англией договор, гарантирующий независимость Бхопала, обязавшись выставлять для английской армии 300 пеших и 600 конных воинов.

Через три года Назир Мухаммед-хан умер. Его единственная дочь Сикандар Бегам была еще ребенком, и до ее совершеннолетия было решено назначить регентом ее мать Кудсийю Бегам3. Чтобы удержать свою личную власть в Бхопале, Кудсийя Бегам до 1835 не выдавала дочь замуж. Не хотела отказаться от регентства она и после того, как та вышла замуж.

Ее зять Джахангир Мухаммед (племянник Назира Мухаммед-хана) против такого ее самоуправства восстал, но был окружен в одной из крепостей войсками своих тещи и жены. В 1837 г. после вмешательства англичан управление государством было передано Джахангиру Мухаммед-хану, а Кудсийя Бегам вынуждена была отказаться от власти, став пенсионером британских властей.

В 1844 г., после смерти Джахангир Мухаммеда, трон Бхопала заняла его жена Сикандар Бегам, которая до 1868 г. весьма умело и искусно управляла Бхопалом. Сикандар Бегам обладала беспримерными способностями в деле управления государством, и ее недюжинная энергия оказалась настолько полезной для Бхопала, что имя ее произносилось с великим уважением не только в стране, но и за ее пределами, а деятельность была примером для подражания тем, кто управлял Бхопалом после нее. В течение шести лет она полностью погасила долги Бхопала и ликвидировала систему передачи сбора налогов откупщикам. Она лично знала каждого деревенского старосту и городского голову. Ею были ликвидированы монополии на торговлю и народные ремесла. Она упорядочила полицейскую службу и провела еще много других реформ. Проводя в жизнь свои приятия, Сикандар Бегам выходила к народу в мужской одежде. Своим наследником она назначила свою единственную дочь Шах Джахан Бегам.

В 1857 г., во время восстания сипаев, Сикандар Бегум с редкой даже для владык-мужчин решимостью жестоко наказала восставших. Поскольку во время этого восстания она предоставила убежище английским офи­церам, Англия помогла ей расширить пределы границ государства Бхопал. В 1864 г. Сикандар Бегам совершила паломничество в Мекку и по возвращении написа­ла книгу о своем путешествии4,

Сикандар Бегам скончалась в 1868 г., и 19-й мусульманской государыней Бхопала стала ее дочь Шах Джахан Бегам, которая заняла престол под именем навваба Шах Джахан Бегам. После смерти в 1867 г. ее первого мужа Шах Джахан Бегам, решая государственные и служебные дела, открыто встречалась с людьми, но, выйдя замуж вторично (за Мухаммеда Сиддика Хасан-хана), на людях больше не показывалась. Она была такой же деятельной государыней, как и ее мать.

16 июня 1901 г. Шах Джахан Бегам умерла, и пре­стол Бхопала заняла ее единственная дочь Султан Джа­хан Бегам. Она была замужем с 1874 г. Правительница придавала большое значение просвещению и оказанию медицинской помощи женщинам и содействовала росту промышленности и земледелия. В 1911 и 1925 гг. Сул­тан Джахан Бегам совершила поездки в Европу, встре­чалась с султанами Абдул-Хамидом II и Решадом V. Во время этих поездок она добилась признания своим наследником ее сына навваба Мухаммеда Насрулла-хана и 18 мая 1926 г. отреклась от престола в его поль­зу. В 1927 г. по ее настоянию правительство Бхопала приняло закон, по которому в случае отсутствия наслед­ника мужского пола бхопальский престол передается Женщине. Султан Джахан Бегам умерла 18 мая 1930 г. Итак, мы дали краткое жизнеописание 20 мусуль­манских владычиц и государынь, доселе остававшихся неизвестными для читателя.

ЖЕНЩИНЫ – РЕГЕНТЫ

Многие европейские исследователи неверно понимали положение женщины в исламском обществе. Они выдвигали тезис о том, что мусульманская женщина на протяжении веков была рабой мужчины или же влачила жизнь затворницы. Между тем она обладала и правами и дееспособностью, обретя свой правовой статус намного раньше европейской женщины. Мусульманка твердо знала свои права в области торговли, могла распоряжаться своим имуществом и не отказывалась занять подобающее ей место в обществе.

Как уже отмечалось в начале книги, даже выполнение женщиной должности главы Дивана жалоб, считавшейся выше поста судьи, воспринималось в мумульманском обществе вполне нормальным явлением.

В правление султана Мурада III (1574—1595), когда Османская империя переживала взрыв религиозного фанатизма, среди государственных деятелей высшего ранга мы видим, в частности, управительницу султанского гарема Джанфеду. Она занимала при дворе более высокое положение, чем, скажем, Газанфар-ага, Шемс Ахмед-паша или автор «Тад ат-теварих» ходжа Саад ад-Дин-эфенди и другие сановники.

Ибн Халликан, восхваляя рассказчицу хадисов Шухда ал-Катибу, отмечал, что своим искусством каллигра­фа она превосходила всех других мусульманских жен­щин-мастериц.

На стенах медресе, построенных знаменитым влады­кой и ученым Улугбеком в Бухаре и Самарканде, высе­чены следующие слова из предания, приписываемого пророку Мухаммеду: «Изучение науки обязательно для каждого мусульманина — женщины и мужчины». Как в области науки или искусства, так и в политической жиз­ни женщина-мусульманка время от времени находила возможность увековечить свое имя.

Некоторые из мусульманок сумели отличиться даже на военном поприще (это было, конечно, нечасто).

Первой в этом ряду стоит жена пророка Айша, которая в сражении «Джамал» была руководительни­цей воинов наряду с полководцами Талхи и Ибн Хубайрой. А когда халиф Муавия создал мусульманский флот и двинул его на завоевание Кипра, первой погиб­ла в сражении воительница из арабского племени Хазрадж — Умм Харам1.

Историк ал-Балазури рассказывает также следую­щее об одном из омейядских полководцев, Мухаммеде ибн Касиме, которого по приказу халифа Сулеймана (715—717) заковали в цепи и доставили в Васит из Мултана (Индия), завоеванного еще в правление хали­фа Валида (705—715). Этот полководец выразил свое огорчение следующими словами: «Если бы я собрал вокруг своей ставки все разрозненные силы воинов, то готовые к сражению женщины и мужчины начисто вы­топтали бы все вокруг»2.

В 1600 г., когда правитель империи Великих Мого­лов Акбар (1542—1605) совершил мощное вторжение в государство, созданное в 1494 г. Ахмед Низам-шахом, наступление потерпело провал только благодаря реген­ту султаната — женщине по имени Джанд Биби. Мно­гие исторические хроники отмечают ее бесстрашие в войне против Акбара.

В 1857 г. во время войны алжирцев Кабилии с фран­цузскими колониальными войсками душой сопротивле­ния являлась женщина по имени Лалла Фатима.

РЕГЕНТ СУБХ (САБИХА)

Наши рекомендации