Осада Багдада войсками Кара-Коюнлу и восшествие Дёнди-хатун на престол в Шустаре

Туркменский эмир Кара-Юсуф, казнив в 813 г.х. (1410 г.) Султан Ахмеда, направил своего сына Шах-Мухаммеда с большой армией на захват Багдада. Город был окружен, но пасынок Дёнди-хатун Махмуд ибн Шах-Велед удерживал его в течение года. Во время осады Багдада распространился слух, что Султан Ахмед жив и прячется в городе. А в то же время эмир Бахшаиш, которого Султан Ахмед, отправляясь в поход на Табриз, оставил наместником в Багдаде, настолько осмелел, что стал требовать руки его дочери Дёнди-хатун. Дёнди-хатун не стала возражать против такого сватовства, хотя в нормальной обстановке подобное было немыслимо.

Эмир Бахшаиш справил пышную свадьбу и пьянствовал до полуночи. Когда же затем он хотел сесть на коня, ему отрубили голову. Тело его было привязано к седлу, а голова нанизана на копье. А свадьба между тем продолжалась до утра. Все это было сделано якобы по приказу Султан Ахмеда, а на самом деле по распоряжению Дёнди-хатун10. В эту ночь были убиты многие из тех, кто не верил, что Султан Ахмед жив.

Осада Багдада продолжалась, и жители города уже много месяцев были заперты в его стенах. Дёнди-хатун, видя невозможность дальнейшего сопротивления и, что самое главное, упорную и все возраставшую убежденность жителей Багдада в то, что Султан Ахмед убит, решилась на новую хитрость: она заявила, что Султан Ахмед выходит из, своего укрытия, и приказала разукра­сить в честь этого весь город. Три дня Багдад украшался и расцвечивался. В это время Шах-Мухаммед, изрядно уставший от осады последних дней, отвел свои войска в городок Бакубу, в часе езды от столицы. А багдад­цы настолько увлеклись украшением города, что даже не заметили, как Дёнди-хатун в одну из ночей бежала в Васит с шестью своими детьми. Ей удалось также вывезти своих людей и имущество11.

Уставшие от длительной осады багдадцы, узнав о бегстве Дёнди-хатун, тут же послали за Шах-Мухамме­дом Кара-Коюнлу. 5 мухаррама 814 г. х. (29 апреля 1411 г.). Шах-Мухаммед вступил в город, и туркмены в течение суток совершенно опустошили его. Овладев Багдадом, Шах-Мухаммед приказал упоминать свое имя в хутбе и чеканить его на монетах. Все недовольные новым правителем Багдада были казнены, и так было положено начало господству династии Кара-Коюнлу.

В некоторых источниках12 утверждается, что Дёнди-хатун после переезда из Васита в Шустар отравила своего пасынка Шах-Махмуда, свыше года возглавляв­шего оборону Багдада против туркмен. Но в других ис­точниках об этом ничего не говорится, есть лишь сооб­щения, что Шах-Махмуд некоторое время управлял го­сударством совместно с Дёнди-хатун13. Во всяком слу­чае, оставив в 814 г. х. Багдад, представители рода Джалаиридов приложили максимум усилий, чтобы удержать в своих руках Васит, Басру и Шустар. Достоверно, что Дёнди-хатун ради этого вела изнурительные сражения с арабским эмиром Мани и в конце концов удер­жала эти города за собой 14. По данным источников вид­но, что Дёнди-хатун, пользуясь несовершеннолетием де­тей Шах-Веледа — Шах-Махмуда, Увейса II и Мухамме­да, управляла государством по своему усмотрению. Хотя в результате вторжения Кара-Коюнлу Дёнди-хатун и потеряла Багдад, но, перейдя на сторону сына Тимура — Шахруха, она сумела удержать в своих руках Хузистан 15. Источники сообщают, что Дёнди-хатун направила к Шахруху послов с ценными подношениями и просила принять ее в подданство. Ее послы были приняты Шахрухом весьма торжественно, и ей были отправлены ответные богатые подарки 16.

Муини 17 и ал-Манхал ас-Сафи 18 сообщают, что Дёнди-хатун превратила Шустар в столицу Джалаиридов и пять лет управляла государством совместно с Шах-Махмудом, а затем организовала на него покушение и в течение трех лет правила государством самостоятельно.

Ни Халил Эдхем, ни Цамбаур и Юар не причисляют Дёнди-хатун к джалаиридским государям19. Цамбаур, например, считает ее регентшей при малолетних сыновьях. А между тем после тяжелых сражений, завершившихся присоединением к владениям Дёнди-хатун Хувайзы и Васита, ее имя стало упоминаться в этих об­ластях в хутбе и чеканиться на монетах, а это значит, что ее власть была узаконена20. Сражаясь с соседними владыками, используя дипломатические уловки, Дёнди-хатун стремилась возродить уже пришедшее в упадок государство Джалаиридов. Никакими другими сведе­ниями, могущими пролить дополнительный свет на жизнь Дёнди-хатун как государыни или просто как жен­щины, мы, к сожалению, не располагаем.

Согласно Самарканди, Дёнди-хатун умерла в 818 г.х. (1413 г.), по другим источникам — в 819.г.х. (1416) и даже в 822 г.х. (1419 г.). Нам кажется, что последняя дата более достоверна, ибо Дёнди-хатун прибыла в Шустар в 814 г.х. (1411 г.), а затем пять лет правила здесь совместно с Шах-Махмудом и еще три года самостоятельно после его убийства. В том же году султанский трон после Дёнди-хатун занимал ее сын от Шах-Веледа — Увейс II21.

Увейс II вел непрерывные, изнурительные войны со своим братом Мухаммедом, наместником в Басре. Смерть Кара-Юсуфа Кара-Коюнлу придала Увейсу II храбрости, и он вознамерился отобрать у этого клана прежнюю столицу Джалаиридов — Багдад. Войска Увейса II окружили город, который теперь оборонял Шах-Мухаммед Кара-Коюнлу. Увейсу II удалось захватить Багдад, и он правил в нем еще в течение семи лет22.

После Увейса II к власти пришел его брат Мухаммед ибн Шах-Велед, а после — внук Султан Ахмеда Хусейн II ибн Ала ад-Даула. Затем под натиском Шах-Мухаммеда Кара-Коюнлу джалаиридам постепенно пришлось оставить почти все свои владения, и в конце концов в руках Хусейна II ибн Ала ад-Даулы осталась только Хилла23.

Одни историки считают, что государство Джалаиридов прекратило свое существование при Султан Ахмеде, другие же — что при султане Шах-Веледе. Однако, как мы могли убедиться, Дёнди-хатун удалось объединить часть утраченных ее предшественниками земель и на некоторое время восстановить былое могущество государства, а ее сын Увейс II сумел даже вновь захватить Багдад, и после смерти Дёнди-хатун государство Джалаиридов просуществовало еще 13 лет.

Наши рекомендации