Восшествие Сати-бек на престол
Прошло немного времени, и влияние этих двух сильных эмиров и возглавляемых ими группировок стало распространяться на страны, ранее подвластные ильханидам. Империя разделилась на две большие сферы влияния: Хасан Бозуорг возвел в 1338 г. на престол одного за другим Туга-Тимура из рода Джучи Касара и Джахан-Тимура из рода Кейхату, а Кючюж-Хасан в противовес этому стал подстрекать эмиров возвести на престол ильханидов дочь Улджэйту и сестру Абу Саида Сати-бек5.
Сати-бек происходила из ханского рода и была выдана замуж за принца-ильханида Арпа-хана, который вскоре был провозглашен ильханом и занял султанский трон в Табризе. По своему происхождению Сати-бек находилась также в родстве с главой ойратов Хасаном Малым. Его отец эмир Чобан после смерти дочери Улджэйту Доланди-хатун посватался к ее сестре Сати-бек, и она согласилась выйти за него замуж. От этого брака у Сати-бек родился сын по имени Союрган6. Бракосочетание вдовы убитого эмира Чобана Сати-бек с Арпа-ханом в 1335 г. было осуществлено в целях упрочения ханской власти7. Брак этот длился около двух лет и прервался в связи с гибелью Арпа-хана. После Арпа-хана престол в том же, 1336 г. занимали Муса и Мухаммед. Когда же появился еще один претендент на трон — Туга-Тимур, джалаирид Хасан Большой вступил с ними в союз и начал военные действия против Хасана Малого.
Перед лицом возрастающей опасности Хасан Малый решил опереться на Сати-бек. и в 1338 г. содействовал возведению ее на престол8. После этого принцесса Сати-бек объявила себя в Табризе государем. Везирами она назначила Рукн ад-Дина Шейха Рашиди и Гияс ад-Дина Мухаммеда Али-шаха, а эмирами — Союргана, Хасана Малого, Али Укренчи и Орду-Букая9. После этого Сати-бек приняла на себя командование армией и двинулась в поход против Хасана Большого.
Чтобы приостановить продвижение врага, джелаиридский султан подготовил у Казвина оборонительную линию. Вскоре Хасан Малый и его сторонники, захватив Азербайджан, начали наступление на Казвин. Однако суровая зима заставила противников заключить перемирие и приостановить военные действия. Сати-бек и ее свита отправились в Азербайджан, а Хасан Большой отошел в Султанию10.
В тот год (1338) земли империи Ильханов превратились в пылающие очаги интриг, обманов, сражений, хитростей и убийств. Например, владетель Диярбакыра эмир Хаджи Тугай и племена ойратов захватили Багдад и Ирак Арабский, эмир Эртена овладел некоторыми областями Малой Азии (Рума), а эмиры из рода Акращщин оккупировали Курдистан и Хузистан. Тогда же Хасан Большой, не очень надеясь на краткосрочное перемирие, пошел на признание власти Туга-Тимура и предложил ему перебраться в Ирак.
Со своей стброны, Хасан Малый, понимая, какую опасность представляет для него союз Туга-Тимура с Хасаном Большим, прибег к политическим уловкам. Он посоветовал Туга-Тимуру жениться на Сати-бек и тем самым получить право на командование всеми вооруженными силами Чобанидов. Делая это столь заманчивое предложение, эмир хотел привлечь Туга-Тимура на свою сторону в задуманном им деле уничтожению Хасана Джалаирида. По сообщению одного китайского источника, Сати-бек известила Туга-Тимура о том, что если он сам напишет ей о своей приязни к чобанидам и враждебных чувствах к джалаиридам, она согласится выйти за него замуж.
Это предложение Сати-бек, бесспорно происходившей из ханского рода и признанной первым претендентом на престол, так привлекло Туга-Тимура, что он, не думая о возможных последствиях, отправил ей личное послание, в котором сообщал о своем согласии и принятии ее условий. Хасан Малый отправил это письмо Хасану Большому. Последний, считавший Туга-Тимура своим другом, сильно разгневался на него за измену. Однако Туга-Тимур узнал об этом от эмира Ноуруза и бежал в Хорасан 11.
Свержение Сати-бек
Узун-Хасан, чтобы выйти из неприятного положения, в котором он оказался, объявил в 1339 г. государем Изз ад-Дина Джахан-Тимура из рода Алафранк, а затем вторгся в Месопотамию, захватил Багдад12 и оккупировал часть земель Диярбакыра, Курдистана и Хузистана.
В свою очередь, Кючук-Хасан, опасаясь усиления Сати-бек за счет сторонников, решил посадить на трон более подходящего человека и избавиться от нее. Не успел он принять такое решение, как ему сообщили, что Сати-бек сама составила против него заговор. Поэтому Кючук-Хасан решился на казнь самых сильных ее сторонников, в том числе и ее сына Союргана. После этого он насильно выдал Сати-бек замуж за Сулеймана, сына Юсуф-шаха из рода Хулагу, и заставил ее отречься от рестола в пользу Сулеймана (правил в 1339—1344 гг.) 13.
Ал-Кутби и сообщает, что Сати-бек пробыла на престоле всего девять месяцев, но другие источники отмечают, что она управляла государством в течение года, когда государство ильханов номинально находилось под властью Туга-Тимура и Сатигбек. И хотя в 739—744 гг. х. (1339—1344 гг.) правителями числились Джахан-Тимур и Сулейман, действительными владыками были глава рода джалаиридов Узун-Хасан и глава ойратов Кючук-Хасан. Последний властвовал в Табризе вместе с Сулейманом, а первый делил престол в Багдаде с Джахан-Тимуром. Обе стороны вели жизнь, наполненную борьбой и сражениями.
27 раджаба 744 г. х. (15 декабря 1343 г.) жена Кючук-Хасана Иззат-Малика, находившаяся в незаконной связи с одним из эмиров государства, Якуб-шахом, боясь, что, разгромленный накануне в Анатолии, тот будет арестован и во время допроса выдаст их связь, умертвила своего мужа 14. Йззат-Малйка и ее сообщники поплатились за это своими жизнями. Сулейман в такой ситуации решил бежать в Диярбакыр.
Каково было в это время положение Сати-бек, источники не рассказывают, и потому, как сложилась ее личная жизнь после вынужденного отречения от престола, остается неизвестным.
Между тем границы государства ильханов стали степенно сужаться, и вскоре власть ханов распространялась только на Месопотамию, а Анатолия и Кавказ отделились от ильханов. В Мазандаране стали править Сербедары, в Фарсе — Музаффариды, и весь Иран пребывал в жестоких междоусобицах мелких владык.
Среди враждующих ханов последним представителем династии ильханов был Ануширван (1344 г.) 15. Но, кто бы ни был в это время ханом (Ануширван или Сулейман), империя ильханов безвозвратно сошла с политической и исторической арены, и вскоре некогда мощная держава под натиском золотоордынских ханов была превращена в руины. Кратковременное объединение иранских земель после этого отмечалось только в правление Тимура.
Никаких личных усилий, для того чтобы стать государыней, Сати-бек не прилагала. Как было отмеч она жила в очень сложное и авантюрное время и вращалась в весьма пестром обществе. Если такие два жестоких эмира, как Кючук-Хасан и Узун-Хасан, обращали в марионеток других принцев разваливающейся империи Ильханов, что можно было от них ожидать в отношении такой слабой женщины, какой была Сати-бек? Чеканенные от имени Сати-бек монеты имели следующий символ власти: ас-Султана ал-адиля Сати-бек, хан Халлада Аллаху мулкуха (Справедливая султан Сати-бек-хан, да увековечит Аллах ее владычество)16.
Шараф-хдн Битлиси отмечает, что Кючук-Хасан «выдвинул на правление Сати-бек — дочь Мухаммеда Улджэйту, украсил ее именем монеты и хутбу» 17.
ДЁНДИ-ХАТУН
В ГОСУДАРСТВЕ ДЖАЛАИРИДОВ
VIII
ДЁНДИ-ХАТУН
Джалаиры были одним из больших племенных ответвлений монголов, но, как и некоторые другие монгольские племена, жившие в Туркестане и Кыпчакских степях, они подверглись тюркизации. В истории государства Джалаиридов также отмечен случай, когда престол занимала женщина. Попытаемся с помощью данных письменных источников выяснить, как и каким образом Дёнди-хатун заняла престол и стала правителем государства.
Образование и история государства Джалаиридов
Прослеживая события, связанные с восшествием на престол ильханидов Сатибек-хатун, удалось выяснить, что Узун-Хасану после длительной борьбы со своими противниками удалось создать независимое государство со столицей в Багдаде (1340 г.). В его владения вошли весь Ирак и Иран. Женившись же на вдове ильхана Абу-Саида Дилшад-хатун, он стал, по существу, наследником империи Ильханов. Его сын и наследник Шейх Увейс (1356—1374) отобрал у Золотой Орды Азербайджан и Табриз и присоединил к своим владениям Мосул и Диярбакыр. В 1374 г. на престол Джалаиридов вступил сын Шейха Увейса Хусейн I, который сначала воевал с Музаффаридами и эмирами клана Кара-Коюнлу, а затем по предложению последних заключил с ними договор о дружбе. Один из его братьев; пришедший в 1382 г. к власти (Султан Ахмед), захватил Азербайджан и Ирак, а часть Курдистана и Ирак Персидский в течение года оставались под властью другого брата — Баязида. В 1383 г. Баязид попал в плен к Султан Ахмеду, тот ослепил его и захватил бывшие в его владении земли.
Убивший одного брата, Хусейна I, и не остановившийся перед ослеплением другого, Султан Ахмед был жестоким правителем. Он притеснял подданных, отбирал их земли и имущество, а многих предал казни и мучениям. Гнет, тирания, распутство и необузданность Султан Ахмеда достигли таких размеров, что жители страны, уставшие от его самоуправства, призвали в Багдад Тимура, который как раз в это время начинал создавать свою империю.
Когда в 1393 г. Тимур захватил северные районыИрана, Армению, Багдад, Джазиру, Диярбакыр и Ван, Султан Ахмед вынужден был бежать в Египет, где ему предоставил убежище мамлюкский султан Баркук. Когда распространились сведения о возвращении Тимура в Самарканд, Султан Ахмед решил, что его завоевательные походы и победы — явление случайное, преходящее, и с помощью султана Баркука вновь отвоевал Багдад. Но, узнав в том же году, что Тимур направился походом на Сивас, Султан Ахмед вместе со своим союзником Кара-Юсуфом Кара-Коюнлу поспешил вновь укрыться в Египте. На этот раз султан Баркук отказал им в убежище, и оба правителя получили приют у турецкого султана Баязида. После этого Султан Ахмед до самой смерти Тимура в 1405 г. постоянно сражался с армиями Тимуридов и то терял часть своих владений, проигрывая, то, побеждая, снова их возвращал.
В 1406 г., вновь овладев Багдадом, Султан Ахмед разорвал узы дружбы с Кара-Коюнлу и вторгся в Азербайджан, но Кара-Юсуф захватил в плен его самого и его детей и по наущению эмиров, боявшихся новых подвохов со стороны Ахмеда, казнил их всех.
В то самое время в Багдаде находились племянник Султан Ахмеда Шах-Велед и его жена Дёнди-хатун;