Создание и история империи Ильханов
Когда великим ханом монголов стал внук Чингис-хана Мункэ (Менгю), он отправил одну большую армию под командованием своего брата Хубилая в Китай, а вторую армию под командованием другого брата Хулагу, на запад, чтобы захватить страны Передней Азии. В январе 1256 г. Хулагу-хан начал свой поход, результатом которого было подчинение правителей Ирана и Кавказа и захват большой части крепостей исмаилитов. Далее путь Хулагу лежал на Багдад, который он также взял после жестокого штурма. 20 февраля 1258 г. Хулагу-хан казнил последнего халифа из династии Аббасидов и положил конец существованию некогда могущественной империи — халифата Аббасидов. После этого Хулагу-хан вторгся в Сирию и был остановлен только египетскими мамлюками под командованием султана Бейбарса I.
Территории, подвластные Хулагу-хану, тянулись от Амударьи до Средиземного моря и от Анатолии и Кавказа до берегов Индийского океана.
До ильхана Газан-хана (1295—1304) эта империя управлялась от имени каанов, пребывавших сначала в Монголии, а затем в Китае. Однако уже Хулагу-хан именовал себя Великим хаканом (Хакан-и бозорг). В мирное время Хулагу-хан построил знаменитую обсерваторию в Мараге, дворцы в Аладаге и святилище в Хое, и управлял своим государством вполне незави-
О преемниках умершего в 1265 г. Хулагу-хана — Абаке, Ахмеде Тегюдаре, Аргуне и сыне Абаки Гайхату — уже говорилось в разделах, посвященных государыням Кермана Туркан-хатун и ее дочери Падишах-хатун. В этой связи мы упоминали также и о денежной реформе Гайхату, который для укрепления своих финансовых дел выпустил бумажные деньги, но это его мероприятие оказалось авантюрой, приведшей к еще большему ухудшению финансовых дел государства Ильханов1. В это же время развалилась почтовая служба монголов и пришли в упадок и разрушались многие населенные пункты государства. Ильхан Байду (1295 г.) тоже не смог остановить упадка империи. Пришедший затем к власти ильхан Газан-хан с помощью своих деятельных везиров Рашид ад-Дина и Али-шаха предпринял энергичные меры и в кратчайший срок сумел навести порядок во внутригосударственных делах.
В это время в жизни империи Ильханов произошло знаменательное Событие: большинство иранских монголов во главе с Газан-ханом приняли ислам и стали мусульманами суннитского толка. Это событие, бывшее поворотным пунктом в жизни государства, против ожиданий не встретило осо0ых затруднений, скорее всего потому, что монголы были весьма снисходительными в вопросах религии и веры. Отказ монголов от буддизма и принятие ислама не лишили женщин тех преимуществ, которыми они обладали в общественной жизни; наоборот, монголы оказались единодушны с тюрками в вопросе о том, что женщина может обладать такими же политическими правами, что и. мужчина. Начиная с 1307 г. это единство взглядов достаточно четко прослеживается в общественной жизни таких центров Азербайджана, как Табриз, Марага и Султания.
Газан-хан с большой снисходительностью относился также к шиитам. Он даже посещал их святыни и делал им подношения, что повышало его политический авторитет. В его правление как Золотая Орда, так и Египет и Сирия воздерживались от каких-либо угроз в адрес Ильханов. При нем это государство достигло своего высшего расцвета.
Продолжателем политики Газан-хана стал брат Худабанда Улджэйту (1304—1317). Когда этот государь принял шиизм и стал подвергать суннитов жестоким преследованиям, в государстве ильханов начались беспорядки. Наследник Улджэйту — его сын Абу Саид (1317—1335) приложил много усилий, чтобы вновь возродить суннитский толк ислама. Из-за молодости и неопытности Абу Сайда его правление было отмеченено множеством интриг. После того как жертвой одной из них пал знаменитый историк и деятельный везир Рашид ад-Дин2, управление делами государства и армией было поручено Али-шаху и эмиру Чобану. Однако в 1324 г.был убит эмир Чобан, а в 1335 г. отравлен ильхан Абу Саид3, и империя Ильханов волей эмиров была расчленена на отдельные самостоятельные владения. Этим воспользовались ханы Золотой Орды и начали вторжение в бывшие владения Ильханов.
Чтобы как-то воспрепятствовать золотоордынским набегам, эмиры избрали главой государства потомка Арик-Букая — Арпа-хана (1335—1336), которому удалось пресечь набеги войск Золотой Орды. Но Арпа своим деспотичным поведением восстановил против себя успокоившихся было эмиров. Они, однако, решил не трогать его, пока беременная вдова отравленного ильхана Абу Сайда Дилшад-хатун не разрешится ребенком мужского пола. Уже сама эта ситуация свидетельствовала о пошатнувшемся авторитете Арпа-хана как главы государства.
Против Арпа-хана восстал дядя Абу Саида Али Падишах, добивавшийся первенства в государстве. Арпа-хан был схвачен и казнен, и Али Падишах, посадив на трон Ильханов потомка Байду — Мусу (1336 г.), стал единолично управлять государством. Однако такое самовластие было не по душе эмирам, и один из них, Хаджи Тогай, эмир ойратов, вызвал из Табриза потомка Менгу-Тимура Мухаммеда и попытался объявить его султаном. Действия Хаджи Тогая привели к вооруженному столкновению (в 1336 г.), которое закончилось тем, что Али Падишах и его сторонники были перебиты. Муса бежал в Багдад, и султанский трон занял Мухаммед (1336—1338).
В это время из заключения бежал Хасан, потомок эмира Чобана, который в свое время достиг наивысшего ранга в государстве Ильханов (амир ал-умара), однако скоро он был казнен. В отличие от джалаирида Узун-Хасана (Хасана Большого) этот человек получил в истории имя Кючюк-Хасана (Хасана Малого). Хасан окружил себя людьми своего отца и, будучи обманщиком по природе, нашел человека, весьма похожего на своего отца Тимурташа. Он выдал лже-Тимурташа за отца и распространил слух, что тому удалось бежать из заточения в Египте. Ему удалось напугать даже джалаиридского султана Узун-Хасана4, но вскоре обман был раскрыт.