Правление Айбека и его убийство

В одну из суббот Айбек прошел через церемонию возведения на султанский престол37. Были развернуты знамена государя, эмиры выстроились перед Айбеком в два ряда, султана облачили в султанские одежды, посадили на коня и, присвоили ему лакаб Прославляющий властелин (Ал-малик ал-муизз) 38.

Айбек, подобно другим мамлюкам Бахрийя, достиг на службе Малика Салиха ранга эмира, был зачислен в его гвардию и, получив должность смотрителя султанской кухни (чашнигир) 39. Поэтому к его имени Айбек кроме лакаба Муизз прибавлялись также прозвища Чашнигир и ат-Туркмани (Айбек был туркменом).

Новый Султан оповестил халифа письмом о своем восшествии на престол Египта. Но фактически продолжала руководить государством Шаджарат ад-Дурр40. Она управляла им, как и прежде, находясь за кисейной занавесью, продолжала держать в своих руках бразды правления. Айбек же, издавна бывший ее слугой, привычно исполнял каждое приказание государыни. Шаджарат ад-Дурр, всегда очаровывавшая всех своей красотой, умом и великодушием, довольно прочно привя­зала к себе и Айбека.

Женившись на Шаджарат ад-Дурр, Айбек задумал объединить своих и ее мамлюков и тем самым еще боль-ие усилиться. Однако желанной цели он не достиг, ибо очень скоро обе партии вновь разошлись из-за противоположности взглядов и интересов. Одна партия, по име­ни Муизза Айбека, стала носить нисбу Муиззи, другая продолжала именоваться Салихийя.

Население Египта, полагавшее, что с приходом к власти такого мужественного воина, как Муизз Айбек, оно обретет спокойствие, очень скоро поняло, что все эти надежды оказались пустой мечтой. Поэтому некоторые также стали настаивать на возведении на египет­ский престол какого-либо принца из династии Айюбидов, а другие говорили о невозможности пребывания на троне одного из убийц Туран-шаха. Чтобы предупредить возможные волнения и успокоить общественное мнение, поддерживавшее представителей рода Айюбидов, эмиры посадили на египетский трон в качестве соправителя восьмилетнего айюбидского принца из Йемена Малика Ашрафа Музаффар ад-Дина Мусу41. Тем самым ери-петские мамлюки сумели добиться покорности айюбидских принцев, одновременно обеспечив Айбеку возмож­ность ведения государственных дел.

Войска принесли новую присягу в верности двум владыкам: Айбеку и малолетнему султану Ашрафу Мусе, и начиная с 649 г. х. (1251 г.) в Египте существовала удивительная ситуация: султанский престол занимали сразу два человека — айюбид Малик Ашраф и мамлюк туркмен Изз ад-Дин Айбек. С именами этих сопра­вителей чеканились монеты, вместе они упоминались и в пятничной хутбе. В этой диархии Малик Ашраф был только номинальным правителем, все же государственные дела единолично решал Айбек42.

Несмотря на все меры, ситуация в Сирии продолжала оставаться опасной. Принц Насир Юсуф под видом мщения мамлюкам за убийство Туран-шаха, а на самом деле надеясь стать султаном Египта, призвал на помощь всех своих близких и дальних родичей из рода Айюбидов. Для достижения своей цели он заключил также соглашение с находившимся тогда в Акке французским королем Людовиком IX.

19 января 1252 г. недалеко от Каира произошло сражение между войсками Насира Юсуфа и мамлюками Айбека. В начале битвы перевес был на стороне Насира Юсуфа, и его противники стали отступать. Однако на другом фланге мамлюки под командованием Фариса Октая и Айбека пленили нескольких сирийских военачальников и тут же казнили их. Сирийские войска, дошедшие было до ворот города, смешались, а затем обратились в бегство. Благодаря мужеству Фариса Октая мамлюки разбили Насира Юсуфа, и Айбек с великой помпой возвратился в Каир. Здесь он узнал, что в столице распространился слух о его разгроме и каирцы поспешили провозгласить конец его правлению. Айбек был набожным, но одновременно и весьма злопамятным человеком. Поэтому он жестоко наказал тех, кто стал читать в мечетях Старого Каира и Кала Джабал хутбу именем Насира Юсуфа, а также и тех, кто из осторожности не стал упоминать в хутбе ни имени Айбека, ни имени Насира Юсуфа (нейтральные проповедники были подвергнуты истязаниям).

По указу Айбека Каир, Кала Джабал и Старый Каир стали объектом грабежей, во время которых мамлюки причинили населению такие страдания, перебили столько людей и столько детей увели в плен, что по сравнению с этим варварские действия крестоносцев в Египте выглядели весьма невинными43. Халиф ал-Мустасим выступил в роли посредника между спасшимся бегством Насиром Юсуфом и Айбеком. Перед угрозой нового похода крестоносцев египтяне согласились заключить перемирие на условии, что сирийцы покинут Египет, Газу и Иерусалим.

После описанных событий самой популярной лич­ностью в Египте стал один из наиболее выдающихся мамлюкских эмиров — Фарис Октай. Когда он женился на сестре султана Хамы и та пожелала переселиться в Кала Джабал, где проживали только принцы, Айбек дал на это согласие, но, страшась возросшего авторитета Фариса Октая в государственных делах, решил убрать его. Вскоре после того как мамлюки Салихийя, предво­дителем которых с самого начала был Фарис, стали тре­бовать дележа султанского трона между Фарисом и Айбеком, Айбек устроил засаду из трех эмиров, в числе которых был и будущий султан Египта мамлюк Сайф ад-Дин Кутуз. Эмиры убили Фариса Октая. Мамлюки Салихийя, думая, что он только арестован, под предво­дительством эмира Бейбарса собрались перед Кала Джабалом и потребовали освобождения Фариса. Когда же со стены Кала Джабала была сброшена его голова, мамлюки впали в страшную панику и большинство их бежало без оглядки в Сирию, где попросило убежища у Насира Юсуфа44.

Оставшиеся в Египте мамлюки Салихийя были бро­шены в темницы, а Айбек, расправившись с противника­ми, тут же арестовал оставшегося без покровителей мо­лодого Малика Ашрафа и вновь занял султанский пре­стол, теперь уже без соперников и компаньонов45. После этого Айбек решил, что черные тучи, сгустившиеся над Египетским султанатом, рассеялись ветром его могу­щества. В 652 г. х. (1254 г.) в хутбе, читаемой с минбаров мечетей, упоминался уже он один, а в указах и на монетах значилось только его имя. Своим везиром и главнокомандующим войсками Айбек назначил Хибатуллаха ал-Фаизи. Впервые в истории мусульманских госу­дарств на должность везира был назначен копт46. На­местником султана стал Сайф ад-Дин Кутуз. В Багдад в качестве послов были отправлены эмир Шамс ад-Дин Суниур и шейх Наджм ад-Дин Бадраи. Они обратились к халифу с просьбой признать Айбека султаном Египта, опубликовать по этому поводу указ и прислать ему ат­рибуты султанской власти47.

Однако при всех этих знаках власти Айбека его же­на Шаджарат ад-Дурр также твердо держала в своих Руках бразды правления государством. Несмотря на ее отречение от престола в пользу Айбека, и ее имя упо­миналось иногда в хутбе, и даже указы издавались за ее подписью48.

Айбек, еще в бытность мамлюком Малика Салиха, убедился в доброте Шаджарат ад-Дурр и был поражен ее проницательностью и государственным умом, поэтому он всегда считал ее своим учителем. Однако после женитьбы на Шаджарат и устранения такого достойного и влиятельного противника, как Фарис Октай, а также соправителя Малика Ашрафа, диктат Шаджарат ад-Дурр стал казаться Айбеку несносным. Кроме того, настойчивые требования Шаджарат ад-Дурр расторгнуть его брак с прежней женой и попытки запрещения видеться как с ней, так и с сыном еще больше ослабили, а затем окончательно оборвали узы, связывавшие Айбека с Шаджарат ад-Дурр49. Ал-Макризи рассказывает, что большую роль в ухудшении отношений между Шаджарат ад-Дурр и Айбеком сыграло одно фатальное обстоятельство: однажды астролог сообщил Айбеку, что он будет убит женщиной, а именно Шаджарат ад-Дурр. Айбек настолько поверил этому сообщению астролога, что немедленно переселился из Кала Джабала в предместье Баб ал-Лаук50.

Султан решил освободиться от своей гордой жены, связывавшей его волю, и стал искать для этого пути. Чтобы подорвать влияние Шаджарат ад-Дурр в Кала Джабал, он посватался к дочери мосульского правителя Бадр ад-Дина Лулу. Был заключен брачный контракт, и состоялось сватовство51. Однако Айбек не представлял, какую трагедию вызовет этот его шаг. Он думал, что его брак с дочерью владетеля Мосула уменьшит влияние Шаджарат ад-Дурр во дворце и в мамлюксих гарнизонах. Однако Айбек, сам храбрый и достойный борец, не был в состоянии понять, какие бури возникнут в душе женщины, привыкшей к постоянным удачам, избалованной ими и вдруг ставшей ненужной и отодвинутой на второй план.

Однажды Айбек, находясь далеко от Кала Джабал, приказал арестовать нескольких мамлюков Бахрийя и отправить их в заточение в Кала Джабал. Один из арестованных, по имени Айтекин, проходя мимо окна, у которого сидела Шаджарат ад-Дурр, поднял голову и, чтобы никто не понял его, воскликнул по-тюркски: «Я — ваш раб Айтекин, башмачник! Заверяю вас Аллахом, что мы не совершили никакого преступления, чтобы насможно было арестовать. Мы, мамлюки, которые видели твои и покойного Малика Салиха милости, только выразили свое недовольство, когда он (Айбек) отправился сватать дочь мосульского владетеля. И только из-за этого нас сейчас ведут в темницу!»52.

Владычица взмахом платка дала понять, что она услышала эти слова. Айтекин же, сообщивший Шаджарат ад-Дурр о случившемся, прекрасно понимал, что ждет султана Айбека, и, когда спускался в подземелье, воскликнул! «Он арестовал нас, а мы его убили!»53.

Всегда встречавшая одобрение и восхищение, всегда бывшая на самой высоте власти, юридически и фактически бывшая султаном Египта, Шаджарат ад-Дурр не могла примириться ни сердцем, ни разумом с соперничеством женщины из владетельного рода, которую Айбек взял в жены. Нервы Шаджарат ад-Дурр были расшатаны ревностью, горем и гневом, и место высоких устремлений в ее сердце заняли мысли о мщении. Кро­ме же всего прочего, она стала думать и о том, что Айбек может ее просто убить, и эти ее страхи, как ока­залось, не были лишены оснований54. Поэтому Шаджа­рат ад-Дурр отправила своего человека с подношения­ми к владетелю Халеба Насиру Юсуфу и поручила ему передать, что намеревается убить Айбека, и если Насир Юсуф на ней женится, то она возведет его на египет­ский престол, Насир Юсуф, испугавшись ловушки, не ответил на это послание. Слухи же о нем дошли до владетеля Мосула Бадр ад-Дина Лулу, будущего тестя Айбека, и тот поспешил предупредить Айбека. Таким образом, тайна переговоров Шаджарат ад-Дурр с Насиром Юсуфом была раскрыта.

Не получив от Насира Юсуфа ответа, Шаджарат ад-Дурр тогда же вызвала к себе находившегося в Каире багдадского вельможу Сафи ад-Дина Ибрахима ибн Марзука и, пообещав ему должность везира, попыта­лась и его вовлечь в свои планы. Сафи ад-Дин также испугался и хотел отговорить ее от опасного дела, но Шаджарат ад-Дурр не пожелала его слушать и обрати­лась за помощью к эмиру Мухсину ал-Джавхари, евнуху Насру ал-Азизи и мамлюку Санджару, обещав им большие блага за убийство Айбека55.

24 раби I 655г.х. (11 марта 1257г.) Айбек, живший в своей новой резиденции в Баб ал-Лаук, поверил в ис­кренность приглашения Шаджарат ад-Дурр и приехал к ней в Кала Джабал. Государыня приняла его с большим уважением и почестями. Она вертелась вокруг него, словно бабочка, всем видом показывая, что любит его по-прежнему и забыла все бывшие между ними недоразумения. Айбек прибыл к ней после игры в поло и поэтому пошел помыться в баню гарема. Не успел Айбек раздеться, как на него набросились люди Шаджарат ад-Дурр и тут же задушили. Ал-Макризи (Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с.403) и Ибн Тагриберди (т. VI, с. 375—376) по-разному описывают убийство Айбека. Вот что сообщает ал-Макризи. Когда Мухсин ал-Джаухари вместе со своими людьми набросился на Айбека, тот воззвал о помощи к своей жене и умолял ее о прощении. В это время милосердие Шаджарат ад-Дурр взяло верх и она приказала Мухсину ад-Джаухари отпустить Айбека. Однако мамлюк, не стесняясь в выражениях, ответил, что если они отпустят Айбека живым, то он не оставит в живых ни их, ни Шаджарат ад-Дурр.

По сообщениям хронистов его времени, Айбек былвесьма умелым, храбрым и даже набожным, но был он также и кровавым властелином. Он уничтожил немало невинных семейств, конфисковал имущество многих людей и потому стал назидательным примером для властителей, правивших после него. Выше мы упоминали о том, как Айбек после победы над сирийскими войсками из-за опрометчивости каирских духовников жестоко расправился с невинными людьми, включая детей.

После убийства Айбека Шаджарат ад-Дурр опять позвала во дворец Сайф ад-Дина Ибрахйма ибн Марзука. Его провели в Кала Джабал через потайную дверь, и когда он вошел в покои Шаджарат ад-Дурр, то увидел ее сидящую на возвышении, а перед нею — тело Айбека. Владычица рассказала ему о случившемся, и Сайф ад-Дин произнес: «Я не знаю, что тебе сказать. Ты совершила очень большое дело, но я не вижу выхода из создавшегося положения»56.

Убив.мужа, Шаджарат ад-Дурр создала ситуацию, весьма удобную для занятия египетского престола, но в ту же ночь поняла, какие ее ждут трудности в выборе кандидата на престол. В эту ночь Шаджарат ад-Дурр послала одному из виднейших эмиров, Изз ад-Дину Халаби, перстень (печать) убитого Айбека, не сняв его с отрубленного пальца, и предложила ему взять в свои руки управление султанатом. Однако Изз ад-Дин Халаби не решился натакой шаг57. Прсле этого Шаджарат позвала и предложила ему занять трои эмира Джамал ад-Дина ибн Айтогды58, но и тот отклонил ее предложение. Получалось, что ни один из предводителей мамлюков, когда-то неизменно искавших благосклонности Шаджарат ад-Дурр, не пожелал делить с ней ответственности за содеянное.

На следующий день (утром 12 марта 1257 г.) ведущие эмиры, как обычно, не оповещая придворных, при­были во дворец Кала Джабал. Не было только везира Шараф ад-Дина Фаизи. Шаджарат ад-Дурр растеря­лась. Чтобы оттянуть время, она от имени будто бы живого Айбека передала его сыну Нур ад-Дину Али распоряжение, чтобы он отправился к морю для ревизии состояния флота. Однако эта ее хитрость не удалась, и затем, когда она стала утверждать, что утром Айбек умер от сильного припадка, эмиры очень скоро узнали, что он убит своей женой. К Кала Джабал собралось многочисленное войско, и вскоре во дворец ворвались мамлюки Айбека.

Мамлюки Салихийя стали на сторону Изз ад-Дина Халаби, но мамлюки Айбека под руководством везира Шараф ад-Дина Хибатуллаха Фаизи были более едино­душны и объявили султаном 15-летнего сына Айбека Нур ад-Дина Али. Народ успокоился и разошелся. Ушли и мамлюки Салихийя. 26 раби I (13 марта) Нур ад-Дин Али получил имя Малика Мансура. Ему присягнули войска, и в мечетях была оглашена хутба с его именем.

Убийство Шаджарат ад-Дурр

Шаджаоат ад-Дурр и ее преступные соучастники укрылись во дворце. Мамлюки Айбека хотели взять дворец и наказать убийц, но сторонники владычицы — предводители мамлюков Салихийя встали сначала на защиту своей государыни и помешали расправиться с нею. Затем, однако, они не оказали мамлюкам Айбека, не желавшим, чтобы Шаджарат ад-Дурр оставалась в султанском дворце и те отвезли ее в Красную Башню (Бурдж ал-Ахмар). Увозя Шаджарат ад-Дурр из дворца, мамлюки Айбека заверили, что ей не будет причинено зло.

16 марта 1257 г. Шаджарат ад-Дурр была заточена в темницу, а все ее рабыни были распределены между эмирами.. К эмирам был доставлен Сайф ад-Дин Ибрахим ибн Марзук, о котором мы уже говорили, и ему был задан вопрос, почему в день убийства Айбека он оказался рядом с Шаджарат ад-Дурр. Когда он в точности пересказал свой разговор с нею, эмиры отпустили его на свободу. Эмир Джамал ад-Дин ибн Айтогды был схвачен при попытке к бегству и заточен в крепость Александрии. Все, кто был связан с убийством Айбека, были схвачены и повешены. Только мамлюку Мухсину ал-Джаухари удалось бежать, но вскоре и он был пойман и повешен рядом со своим господином. Было казнено около 40 человек прислуги, которых повесили на виселицах, расставленных по дороге из Кала Джаба в Зувайлу60.

После расправы с участниками убийства для Шаджарат ад-Дурр настали самые трудные дни. Она прекрасно понимала, что ей будет жестоко мстить первая жена Айбека, которой было запрещено появляться во дворце в бытность Айбека султаном. Не желая, чтобы ее состояние попало в руки Нур ад-Дина Али и его матери, Шаджарат ад-Дурр часть денег и драгоценностей отдала своему бывшему везиру Баха ад-Дину Али ибн Мухаммеду, а оставшуюся часть камней истолкла в ступе61.

Нур ад-Дин Али и его мать подстрекали мамлюков Айбека к казни Шаджарат ад-Дурр и, в конце концов сами совершили расправу над ней: 11 раби II 655 г.х. (28 апреля 1257 г.) мать Нур ад-Дина Али приказала доставить Шаджарат ад-Дурр из Красной Башни в свой дворец и передала ее в руки наложниц, которые забили ее насмерть деревянными башмаками и банными шайками, после чего сбросили почти голое тело в ров под стеной Кала Джабала62. Ан-Нувайри пишет63, что полумертвую Шаджарат ад-Дурр сбросили с самой высокой точки Кала Джабала и ее тело валялось во рву в течение многих дней. Это ли не ирония судьбы: владычица мусульман (малика ал-муслимин), восседавшая на султанском престоле, затмившая всех своей красотой, умом, нежностью и остроумием, блиставшая, как звезда, на протяжении многих дней валялась на дне крепостного рва! Бродяги стянули с нее даже ее расшитые золотом шаровары64. Через несколько дней близкие Шаджарат ад-Дурр опознали ее труп и захоронили его в отдельной усыпалънице (во дворе мечети), построенной ею в каирском районе Саййида Нафиса. Это видно по надписи, высеченной на портале гробницы по приказу самой Шаджарат ад-Дурр в 648 г.х. (1250 г.). Надпись видна и поныне. А расположенная рядом мечеть до сих пор носит название «Мечеть Шаджарат ад-Дурр», или «Мечеть халифа».

Ибн ал-Ибри66 пишет о последних днях Шаджарат ад-Дурр:

«Шаджарат ад-Дурр, испугавшись, что ее муж Айбек прикажет расправиться с ней, опередила супруга и сама повелела умертвить его. После Айбека престол занял его мамлюк Кутуз, который получил имя Малика Музаффара. Он распорядился убить Шаджарат ад-Дурр и бросить ее труп на съедение собакам. Хотя Кутуз мо­тивировал казнь местью за смерть своего господинаАйбека, на самом же деле он и сам боялся, что также бу­дет убит ею».

Ибн ал-Ибри перепутал Кутуза с сыном Айбека Ма­ликом Музаффаром Нур ад-Дином Али (правил в 655— 657 гг.х./1257—1259 гг.). Сам же Кутуз занимал сул­танский престол в 657—658 гг.х. (1259—1260 гг.), когда Шаджарат ад-Дурр уже не было в живых.

Египетская исследовательница Кадрийя Хусайн, по­хоже, разочарована тем, что Шаджарат ад-Дурр, быв­шая исключительной личностью, погибла из-за своей ревности — после того, как Айбек посватался к другой женщине66. По нашему мнению, Шаджарат ад-Дурр именно этим снова продемонстрировала свою неординар­ность. Восемьдесят восточных властителей из ста, чтобы сохранить свою жизнь и престол, были вынуждены свер­нуть на путь ликвидации своих противников. Такую же меру со стороны Шаджарат ад-Дурр с большим основа­нием можно отнести к ее законному праву самозащиты. Свидетельством тому являются не только сообщения средневековых авторов, о которых мы уже говорили, но и сам ход событий этого времени.

Шаджарат ад-Дурр, по мнению современников, была прекрасным администратором, набожной и благотвори­тельной правительницей. Она смогла сохранять мир и спокойствие в своем государстве и была милосердной по натуре. Если бы не восстания айюбидских принцев Сирии и если бы халиф не принял сторону Насира Юсуфа, она, возможно, правила бы Египтом вместе со своим мужем в мире и благоденствии еще много лет. К сожалению, почти во всех средневековых тюркских государствах разделение власти и желание во что бы то ни стало воспользоваться удобным случаем для ее захвата часто достигалось посредством гибели тысяч людей. Это скоро приводило к дроблению государств или к еще более пагубным последствиям.

Шаджарат ад-Дурр стала основательницей нового султаната в Египте. Это был султанат мамлюков Бахрийя, за 140 лет существования которого престол побывал в руках 25 представителей мамлюков67. Несмотря на то что среди них были и такие могущественные султаны, как Кутуз и Бейбарс, пресекшие попытки монгольских войск Хулагу-хана прорваться в Египет, последний султан из этой династии, Салих Хаджи, был маленьким ребенком и не смог оказать сопротивления черкасским мамлюкам, которые свергли бахритов и установили господство новой династии — Бурджи (1382—1517).

Упорядочение дел в Сирии, которой грозила опасность вторжения крестоносцев, — заслуга Шаджарат ад-Дурр. Она же впервые в истории ислама ввела в обычай отправлять в Мекку покрывало для Каабы68.

Среди мусульманских женщин-государей Шаджарат ад-Дурр была единственной владычицей, которая привлекала внимание. С 1933 г. и по сей день в Каире ежегодно ставится пьеса Махмуда Бадави «Шаджарат ад-Дурр». Автор знаменитой «Истории культуры ислама» Джирджи Зайдан в 1914 г. написал одноименный лирический роман. К сожалению, несмотря на многочисленные попытки, я не имела возможности увидеть эти произведения. В 1961 г. в Висбадене была издана книга Гётца Шрегле, посвященная жизни и деятельности Шаджарат ад-Дурр69.

ТУРКАН-ХАТУН

Наши рекомендации