Делийского мусульманского тюркского государства
I
СУЛТАН РАЗИЙЯ
Для всех мусульманских стран, расположенных на территории трех континентов — от Испании до Индонезии — первой женщиной, владевшей престолом, была султан Делийского тюркского мусульманского государства Разийя-хатун.
Один из самых значительных городов Северной Индии, Дели — самый древний из семи основанных раджей Притхви. Этот город в 584 г.х. (1189 г) был захвачен эмиром Кутб ад-Дином Айбеком1, рабом султана Шихаб ад-Дина (Муизз ад-Дина), Мухаммеда Гури. После смерти последнего в 602 г.х. (1205 г.) Айбек официально объявил о независимости Дели от Гуридов и основал новую династию, назвав ее по кунье (имени отца) своего патрона Муиззийя. После этого такие значительные индийские области, как Рантанпур, Гвалиор, Бенарес, Аджмир, Патна, Каланджар и Бенгалия, вынуждены были признать тюркско-мусульманское владычество, что способствовало еще большему распространению ислама в Индии.
В 1210 г. Айбек во время игры в поло упал с коня и умер. Престол тюркского султаната в Индии занял его сын Арам-шах, правление которого оказалось кратковременным: в том же году он был свергнут с престола и казнен. Султанский трон занял раб и зять Кутб ад-Дина Айбека Шамс ад-Дин Илтутмуш, получивший титул Шамс ад-Дунйа ва-д-Дина (Солнце мира и религии)2.
Газневидский султан Тадж ад-Дин Йылдыз послал Илтутмушу царский тент (чатр). Газневиды вовсе не обязаны были проявлять почтительность к гурийскому султанату, но этим символическим актом они признавали свою зависимость от последнего. Во всяком случае, этот акт означал демонстрацию моральной силы как для Газны, так и для Дели.
Династия Шамсийя. Во время восшествия на престол и после этого Шамс ад-Дин Илтутмуш3 (1211—1236) встретился с множеством трудностей. Пока он вел борьбу за делийский трон с безвольным Арам-шахом, находившийся в Уче второй зять Айбека, Насир ад-Дин Кубача (1205—1227), захватил Мултан, доходивший до моря округ Синда, Лахор, большую часть Пенджаба, Серхинд и местности, расположенные к югу от реки Сатледж, и создал большое государство. В это же время хорезмшах Мухаммед захватил Газну, а считавшийся вассалом Илтутмуша Тадж ад-Дин Йылдыз, надеясь расширить границы своих владений до южных отрогов Гиндукуша, напал на Учу и отобрал ее у Кубачи. Не ограничившись этим, он предпринял поход на Дели. Илтутмуш, будучи опытным воином, разгромил войско Йылдыза в Тараине и в 1215 г. в Бадауне казнил взятого в плен раненого Йылдыза. Укрепив таким образом свое государство, он создал новую династию, которая по его имени стала называться Шамсийя. Через год после первого успеха Илтутмуш отобрал у Кубачи Лахор, а когда через несколько лет в Индию вступил бежавший от Чингисхана Джалал ад-Дин, который пытался воссоздать свое государство на землях Делийского султаната, Илтутмуш, действуя то лаской, то оружием, сумел с честью противостоять хорезмшаху4.
В 1226—1227гг. им были захвачены Рантанбур, Мандевар и Бихар. В 1230—1231 гг., когда уже не было в живых Кубачи и никто не угрожал Илтутмушу с тыла, ему легко удалось захватить всю Бенгалию. Таким образом Илтутмуш сумел присоединить к Делийскому султанату все владения Кубачи, а также Бенгалию и Бихар. В 1229 г. он был официально признан халифом ал-Мустансиром (1226—1241) султаном Индии и владыкой всех подвластных ему земель. Ему был присвоен почетный титул Величайшего султана, помощника эмира верующих (ас-султан ал-муаззам Насир Амир ал-муминин). Халиф отправил ему почетные одежды, что также свидетельствовало об официальном признании халифатом Делийского государства.
Отважный и мужественный, ценивший людей науки и мастеров-ремесленников и оставивший в истории до стойкую память о себе, Илтутмуш в 1232 г. отобрал уиндийцев Гвалиор, захваченный ими после смерти Айбека5, и назначил туда кадием, имамом и главой по всем шариатским вопросам автора «Табакат-и Насири» Минхадж ад-Дина Джузджани6.
В 1234 г. после завоевания Мальвы, Билсы и Удджайна Илтутмуш возвратился в столицу государства — Дели. Здесь его ждало крупное восстание карматов, которые, пытаясь захватить власть, совершили даже покушение на султана (во время пятничной молитвы). За свое выступление карматы заплатили дорогой ценой: было казнено огромное число их последователей 7.
Шамс ад-Дин Илтутмуш был известен своей справедливостью, но все его везиры, носившие, подобно прославленному сельджукскому везиру, титул Низам ал-Мулка8, попирали права народа, поэтому султану приходилось денно и нощно, нарушая дворцовый этикет, непосредственно заниматься делами правосудия9. Он приказал своим подданным на подвластных ему землях носить разноцветную одежду и верхом разъезжал по улицам города и выслушивал жалобы подданных. Кроме того, он повелел установить у ворот своего дворца двух мраморных львов и повесить им на шеи колокола, чтобы податели жалоб могли вызвать его даже в полночь. И если кто-либо попирал права его подданных и преступал законы, то по любой жалобе султан мог велеть отрубить виновному голову.