Главная редакция восточной литературы

Москва 1982

Doc. Dr. Bahrue Ucok

ISLAM DEVLETLERINDE KADIN HUKUMDARLAR

Ankara, 1965

Перевод с турецкого

3. М. Буниятова

Ответственный редактор

М. С. Мейер

Бахрие Учок.

У 91 Женщины-правительницы в мусульманских го­сударствах. М., Главная редакция восточной лите­ратуры издательства «Наука», 1982. 176с.

Монография известной турецкой исследовательницы Бахрие Учок рассказывает о женщинах-мусульманках, занимавших престолы пра­вителей, государей и султанов, а также наместницах и регентшах в различных средневековых мусульманских государствах. Монография построена на источниках и вводит в научный оборот много новых оригинальных и весьма интересных фактов.

© Главная редакция восточной литературы издательства «Наука».

_______________________________________________________________________

ОСR – Aspar, 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

От переводчика

Введение

Женщины-монархи

Женщины-регенты

Заключение

Послесловие редактора

Примечания

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Доктор Бахрие Учок родилась в Трабзоне. Началь­ное и среднее образование она получила в г. Орду, а затем окончила женский лицей (Кандилли) в Стамбуле. Б. Учок успешно сдала вступительные экзамены в Го­сударственную консерваторию и на историческое отделе­ние университета. Затем она как студент-заочник фа­культета языка, истории и географии Анкарского уни­верситета на курсе профессора Фуада Кёпрюлю изучала средневековую историю тюрок и ислама, а в консервато­рии занималась в классе вокала у профессора Эрнста Хая. Успешно закончив оба учебных заведения, Б. Учок в течение трех лет была преподавателем истории и му­зыки в Самсунском лицее. Затем она вышла замуж за профессора Джошкуна Учока и переехала в Анкару. Здесь она 11 лет работала преподавателем в лицее, пос­ле чего была зачислена ассистентом на богословский факультет Анкарского университета, где защитила дис­сертацию на тему «Первые лжепророки в истории исла­ма и ридда»1. После опубликования реферата «Женщи­ны-правители в мусульманских государствах» Б. Учок была избрана доцентом и стала готовиться к профессу­ре, работая над книгой «История ислама: Омейяды и Аббасиды».

Тогда же Б. Учок стала часто выступать по радио с Циклом передач о правах женщин и лаицизме и публи­ковать в газетах статьи той же тематики. Эта ее деятельность привлекла внимание правительства, и указом президента Турецкой Республики Бахрие Учок была на­значена членом сената (верхней палаты) Великого на­ционального собрания Турции. В течение шести лет она исполняла обязанности сенатора, не изменяя своим убеждениям, защищая в сенате реформы, направленные против реакционного духовенства, и потому по праву снискала уважение прогрессивных кругов Турции.

Б. Учок издано много работ и, статей, относящихся к различным областям знаний. Среди ее публикаций та­кие, как «О музыке в исламе», «Мода в исламе», «Мусульманский брак и право», «Княжество Хамидитов», «Колонизация Индонезии» и др.

Предлагаемая читателю книга Бахрие Учок расска­зывает о женщинах-мусульманках, занимавших престо­лы государей в различных средневековых мусульманских государствах. Указав, что сам факт управления государством женщинами имеет многочисленные преце­денты, автор приводит в качестве примеров имена Билкис—царицы Савской, иудейской Аталии, египетской Клеопатры, пальмирской Зенобии и отмечает, что в на­стоящее время в некоторых странах Европы монархами являются женщины. В книге подробно исследуется дея­тельность ряда выдающихся правительниц мусульман­ского мира — делийской султанши Разин (1235—1240), египетской султанши — основательницы династии мамлюков-бахритов Шаджарат ад-Дурр (1250), правительниц Кермана из династии Кутлуг-ханов — Кутлуг Туркан-хатун (1257—1282) и Сафват ад-Дин Падишах-хатун (1292—1295), последнего атабека Фарса из дина­стии Салгуридов, Абиш-хатун (1263—1287), правительницы Малого Луристана из династии Хуршидидов Давлат-хатун (1310—1317), султанши Сатибек-хан (1338—1339) из династии монгольских ханов Ирана, султанши Дёнди-хатун (1411—1419) из династии Джелаиридов, владычиц Мальдивских островов Хадиджи (1347—1380), Марйам (1380—1383) и Фатимы-Дайин (1383—1388), последней касимовской царицы, Фатимы-бике Султан Сеййидовны (1677—1681), правительниц султаната Аче на Суматре Сафийат ад-Дин Тадж ал-Алам-шах (1641—1675), Накийат ад-Дин Нур-Алам-шах (1675—1678), Закийат ад-Дин Инайат-шах (1678—1688) и Зийнат ад-Дин Камалат-шах (1688—1699).

Во второй части книги В. Учок исследует деятель­ность ряда наместниц в мусульманских государствах. Автор отмечает, что некоторые европейские ученые не­верно оценивают роль и место женщины-мусульманки в общественной и частной жизни, считая, что она была только женой и затворницей гарема. В средние века, пишет Б. Учок, женщина-мусульманка преподавала в медресе фикх и хадисы, была поэтом, музыкантом, везиром и советником владык. Основатель одного из течений в исламе имам Абу Ханифа (VIII в.) допускал возмож­ность службы женщины в качестве войскового судьи — кадия. Известные историки аз-Захаби (XIII в.) и Абу-л-Фида (XIV в.) своими познаниями в хадисах обязаны учителям-женщинам, имевшим официальные дипломы мударрисов. По сведениям ас-Суйути и Ибн Тагриберди, в правление аббасидского халифа Муктадира (908—932) государственный Диван жалоб возглавляла жен­щина по имени Сумайл, которая по пятницам сама при­нимала жалобщиков, выносила решения и подписывала распоряжения от имени халифа.

Рассказывая о выдающихся женщинах, занимавших самые высокие посты в мусульманских государствах, Б. Учок среди многих других приводит имена Сабихи (Субх) — жены и первого советника кордовского халифа Хакама II (961—976) и регентши при, малолетнем ха­лифе Хишаме II (976—1009); Ситт (Сайиды) ал-Мулук — сестры египетского халифа-фатимида ал-Хакима (996—1021) и регентши в первые четыре года правления его сына аз-3ахира (1021—1025), которая, по некото­рым сведениям, организовала заговор против ал-Хаки­ма, в результате которого он был убит; Сайиды-хатун — матери и регентши малолетнего владетеля иранского города Рея Мадж ад-Даулы из династии Бундов (997—1029), успешно противостоявшей стремлению султана Махмуда Газневи овладеть Реем.

Книга Б. Учок написана увлекательно, и русский чи­татель встретит ее с интересом. Книга уже переведена на английский, французский, арабский и персидский языки.

Эта книга рассказывает о жизни неустраши­мых, храбрых и талантливых женщин. Поэтому я посвящаю ее дорогой памяти моей храброй и самоотверженной матери Надиры Бекташоглу, ко­торая не только смогла преодолеть трудности во имя воспитания своего единственного ребенка, но кроме материнского долга с большой требователь­ностью исполнила также и отцовский долг.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в трех из десяти оставшихся в Европе мо­нархий (вместе с княжествами Люксембург, Лихтенштейн и Монако) престолы занимают женщины. Так, в Нидерландах до вступления на престол теперешней ко­ролевы Юлианы страной правила ее мать Вильгельмина (1890—1948), до совершеннолетия которой обязанности регента выполняла её мать Эмма. В связи с тем что королева Юлиана не имеет наследника и после нее королевой будет ее дочь, получается, что королевский престол Нидерландов займет четвертая подряд жен­щина.

Ныне повсюду, даже во вновь созданных государствах Африки, женщины обретают свои права. Однако с давних исторических времен, несмотря на всевозможные запреты, создаваемые мужчинами, и нежелание послед­них признавать права женщин, они повсеместно играли значительную (не только негласно) роль в общественной жизни и даже с успехом овладевали царским венцом.

Примером может служить царица Савская Билкис, у которой после встречи со знаменитым царем Соломоном (965—928 гг. до н. э.) родился сын, положивший начало династии императоров Эфиопии1. Дочь израиль­ского царя Ахава и жена иудейского царя Иорама — Гофолия после смерти своего сына Охозии «истребила все царское племя» и в течение шести лет (848—842 гг. до н. э.) была царицей Иудеи. Ее кровавое правление было пресечено свергнувшим и казнившим ее Иоасом2. Жизнь Гофолии подсказала Жану Расину сюжет для его известной трагедии «Аталия». Египетская царица Клеопатра увлекла своей красотой двух знаменитых военных и государственных мужей Рима — Цезаря и Марка Антония и покончила с собой после победы про­тивников Антония во главе с Октавианом при Акциуме в 30 г. до н. э. Жизнь Клеопатры вдохновила Бернарда Шоу на создание прекрасного произведения «Цезарь и Клеопатра». Знаменитая в арабских преданиях Зебба (Зенобия, Зубайда) стала после убийства ее мужа Одената, владыки Пальмиры (в 266/7 г.), фактической властительницей государства. В 272 г. Зенобия после сраже­ния с римлянами попала в плен и была доставлена в Рим, где своей красотой, умом и познаниями повергала в изумление всех.

* * *

В VI в. в Западной Европе была создана знаменитая франкская «Салическая правда», действовавшая в эпоху Меровингов и Каролингов. В соответствии с пунктом 5 статьи 59 «Салической правды» женщины не имели пра­ва наследования недвижимого имущества, которое рас­пределялось только среди сыновей, законных и незакон­ных. В те времена еще не делалось различия между личным и общественным правом, государства считалось собственностью короля и все его законные и незаконные сыновья, не расчленяя королевства, пользовались в нем равными правами. Поскольку это правило не претерпе­вало изменений и в государствах, считавшихся наслед­ными от франкской империи, то и в них дочери прави­телей не могли наследовать недвижимое имущество. Поэтому в эпоху крестовых, походов в XII—XIII вв. в существовавших тогда на Ближнем Востоке Иерусалим­ском, Антиохийском, Кипрском и Триполийском королев­ствах и графствах дочери тех государей, у которых не было наследников мужского пола, не могли занять осво­бодившийся престол и вмешивались в государственные дела разве что в качестве жен коронованных преемни­ков умерших правителей3.

В Священной Римско-Германской империи оспари­валась власть дочери Карла VI Марии Терезии над Германией. На основании изданнрго Карлом VI закона, получившего название «Прагматической санкции», ее владычество было признано только над землями, непо­средственно зависимыми от короны Габсбургов.

Наоборот, в таких государствах, как Англия, Шот­ландия, Испания, Португалия, Королевство обеих Сицилий (Неаполитанское), Швеция, Норвегия, Дания и Россия, которые не причислялись к наследникам импе­рии франков, занятие престола женщинами было весь­ма частым явлением.

Большинство коронованных женщин в Европе известны своей активной деятельностью, их имена вошли в историю. В Англии и России, где по сравнению с другими странами женщины чаще занимали престолы, пра­вительницы, сыграли значительную роль в истории сво­их стран. Например, английская королева Елизавета I (1558—1603), разбив в 1588 г. испанскую Великую армаду, сумела защитить протестантство и превратить свое государство в самую мощную морскую державу эпохи; в правление же королев Марии (1689—1694) и Анны (1702—1714) в Англии окончательно утвердилась демократия в широком понимании этого слова. С име­нем же королевы Виктории (1837—1901) связана целая эпоха в истории Англии, когда Британская империя рас­пространилась по всему миру. Великобритания очень скоро захватила все важнейшие стратегические пункты мира, и благодаря такому государственному деятелю, каким являлся Дизраэли, королева получила имперский венец в Индии и присоединила к империи такие значи­тельные земли, как Египет и Южная Африка.

Что касается России, то здесь XVIII век в полном смысле слова стал веком владычества женщин. Импе­ратрицы сумели сохранить и возвеличить роль России как великой европейской державы, которую создал Петр I, а Екатерина II, нанеся чувствительные удары Османской империи, расширила земли России и окон­чательно вывела ее к берегам Черного моря.

В конце XV — начале XVI в. королева Кастилии Иза­белла I не только сумела вновь объединить Испанию под одной короной, но и, снабдив Христофора Колумба кораблями, непосредственно помогла открытию Аме­рики.

В 1387 г. престол Дании и Норвегии заняла короле­ва Маргарита (1387—1412), получившая прозвище Северной Семирамиды. Затем Маргарита была возведена на шведский престол и на некоторое время сумела соз­дать Кальмарскую унию, объединившую эти три госу­дарства.

Первой женщиной, взошедшей на престол в государ­стве из числа наследников империи франков, была Ма­рия Терезия (1710—1780). Во время войны за австрий­ское наследство и Семилетней войны она помогла прус­скому королю Фридриху Великому присоединить к сво­им владениям Силезию, сумела отстоять свою власть и благодаря своим энергии и храбрости обрела первенство среди всех австрийских монархов.

Привожу список женщин-государынь, владычиц тро­нов и корон в Европе, имена которых удалось устано­вить (не считая мелких княжеств):

Византия — Ирина (797—802), Зоя (1042, 2 месяца совместно с Феодорой), Феодора (1054—1056).

Испания (Кастилия, Леон и Испания) — Уррака (1109—1126), Изабелла I (1474—1504), Хуана (1504— 1516), Изабелла II (1833—1868).

Шотландия — Маргарита (1286—1290), Мария Стю­арт (1542—1567).

Неаполитанское королевство — Джованна I (1343— 1382), Джованна II (1414—1435).

Дания4, Норвегия, Швеция — Маргарита (Дания, Норвегия, Швеция, 1387—1412), Кристина (Швеция, 1644—1654), Ульрика-Элеонора (Швеция, 1719—1720).

Англия — леди Джен Грей, (провозглашена, но трон не заняла, 1553), Мария Кровавая (1553—1558), Елиза­вета I (1558—1603), Мария II (1689—1694), Анна (1702-1714), Виктория (1837—1901), Елизавета II (с 1952 г.).

Россия — Екатерина I (1725—1727), Анна (1730— 1740), Елизавета (1741—1762), Екатерина II (1762—1796).

Австрия — Мария Терезия (1740—1780).

Португалия — Мария I (1777—1791), Мария II (1833—1853).

Нидерланды — Вильгельмина (1890—1948), Юлиана (с 1948 г.).

Люксембург — Мария Аделаида (1912—1919), Шар­лотта (1919—1964).

В восточных странах женщины временами также получали возможность занять какой-либо престол. Мы уже говорили о Билкис, Гофолии, Клеопатре и Зенобии. К этому перечню можно добавить имена и других государынь. Например, некая женщина из арабского царства Амалик (по имени Зиба) стала после своего отца эмиром в Алжире, но затем была убита5. Незадолго перед смертью пророка Мухаммеда и в течение некоторого времени после нее среди лжепророков видное место занимала женщина по имени Саджах, котораяне только была государыней в полном смысле этого слова, но и до самого поражения действовала как владычица и верховный главнокомандующий и вела переговоры с другим лжепророком — Мусейлимой. Согласно мифологии, в VI в. до н. э. у обитавших восточнее Каспийского моря массагетов (по иранским письменам — саков) после смерти государя на престол взошла его жена Томирис. Персидский же царь Кир решил завоевать этот край, управляемый женщиной, но сначала он предложил Томирис выйти за него замуж. Томирис, разгадавшая истинные намерения Кира, отклонила его предложение. Тогда Кир пошел на нее войной. После того как в сражении была перебита часть войск массагетов и погиб сын Томирис, она направила Киру такое послание: «Не кичись этим своим подвигом. Победил ты коварством, а не силой оружия в честном бою. Выдай тело моего сына и уходи подобру-поздорову с моей земли, после того как тебе нагло удалось погубить часть моих воинов. Если же ты этого не сделаешь, то, клянусь богом Солнца, владыкой массагетов, я действительно напою тебя кровью, как бы ты ни был ненасытен»6.

Дир не обратил внимания на это предупреждение. Томирис во главе своих войск напала, на него, и в страшном сражении персы были разбиты. Согласно Геродоту, Кир был убит в сражении. Ксенофонт же утверждает, что ему удалось бежать.

Мифический персидский царь из династии Каянидов Бахман сын Исфандийара назначил своим наследником не сына, а дочь Хумай, которая после смерти отца правила государством 32 года. В Иране же после смерти в 628 г. Кавада II вельможи государства стали свергать одного царя за другим, пока после Ардашира не поса­дили на престол старшую дочь Хосрова Парвиза II — Пурандохт. Эта женщина после года и четырех месяцев успешного управления государством умерла, а через месяц престол заняла ее сестра Азермидохт.

В течение многих лёт оказывала сопротивление на­шествию и набегам арабов на тюркские земли мать юного согдийского принца Тухшада — Хатун. Став ре­гентшей при двухмесячном сыне, Хатун держала под своим контролем торговые пути через Самарканд, Бу­хару и Амул и сражалась с такими безжалостными арабскими полководцами, как Сайд ибн Усман, Хаджжадж Жестокий и Кутайба, длительное время успеш­но защищая свою столицу Пейкенд7.

У монголов неоднократно после смерти одного импе­ратора до избрания нового государством управляла вдо­ва умершего влаДыки. Например, после смерти сына Чингисхана Угэдея в течение четырех лет государством управляла невестка Чингисхана Туракина, которая на­значила своим главным везиром мусульманку Фатиму-хатун8.

У тех же монголов были наместницы, которые, будучи попечительницами своих малолетних детей, че­канили от своего имени монеты. Жена Кара-Хулагу Эргэнэ-хатун после смерти мужа с 1251 г. и пока ее сын был малолетним являлась регентшей, управляла всеми делами улуса Чагатая и чеканила от своего имени моне­ту. Жена Гуюк-хана Огул-Ганмиш-хатун также после смерти мужа была правительницей от имени своих сы­новей Ходжи и Наку.

В странах Юго-Восточной Азии, где широко была распространена матриархальная, а вернее, матрилокальная, семейная система, женщины играли значительную роль в политической жизни. Например, в 40 г. две сестры Чынг, почти так же как спустя 1400 лет Жанна Д'Арк, возглавили восстание вьетнамцев против засилья Китая, изгнали китайцев из страны и провозгласили не­зависимость Вьетнама. Однако независимый Вьетнам просуществовал тогда только четыре года. Хитрый ки­тайский военачальник сумел вновь вторгнуться во Вьет­нам. Что же касается сестер Чынг, то они покончили самоубийством, бросившись в реку. Однако до сего времени в Сайгоне (Хошимин) ежегодно празднуется побе­да сестер Чынг.

В течение XIX в. женщины играли значительную роль в управлении Гавайскими островами. Даже когда здесь уже окончательно утвердились Соединенные Шта­ты Америки, эти острова управлялись правительством, во главе которого стояла королева по имени Лилиукалани (1891—1893).

В XIX в. расположенным восточнее Африки остро­вом Мадагаскар, население которого по происхождению считается меланезийским, правили подряд несколько женщин. В 1828 г. в результате восстания, происшедше­го после смерти короля Мадагаскара Радамы I, видные государственные деятели объявили королевой одну из жен короля — Ранавалону I. Во время своего правления королева изгнала с острова англичан и французов, пытавшихся оккупировать страну, а в 1845 г. воспрепят­ствовала высадке французских войск, хотя они и под­вергли жесточайшей бомбардировке город Таматаве. В течение восьми лет королева отбивала все попытки империалистов посягнуть на независимость Мадагаска­ра. В 1861 г. после умершей Ранавалоны I королевский трон занял ее сын Радама II, но через два года во вре­мя восстания этот король был убит, и королевой была объявлена его жена Рабуда, правившая под именем Розохерины. Когда в 1868 г. она умерла, престол заняла ее племянница Рамама, получившая имя Ранавалоны II. В 1883 г. на престол Мадагаскара была возведена еще одна женщина из королевского рода, которая под именем Ранавалоны III царствовала вплоть до захвата в 1896 г. Мадагаскара французами. В 1916 г., через три года после смерти негуса Менелика II (1889—1913), императором Эфиопии стала Заудиту, которая умело правила до самой своей смерти в 1930г.9.

* * *

Мы рассказали о наиболее видных женщинах-монар­хах в ряде государств Востока и Запада. Обратимся теперь к мусульманским странам и попытаемся выяс­нить, занимали ли и здесь женщины престолы, а если да, то каким образом и в каких условиях это происхо­дило и как они правили.

Появление Корана и хадисов10 ознаменовало один из величайших переворотов в социальном и правовом положении женщины на мусульманском Востоке. И хо­тя женщина в мусульманском мире занимает более низ­кое место по сравнению с мужчиной, все же ее положе­ние во всех отношениях лучше, чем в доисламское время. Арабская женщина, которая ранее не имела ни­каких прав в области брака, развода или наследования, обрела в мусульманстве широкие права и воз­можности.

В доисламскую эпоху при определенных обстоятель­ствах, и особенно с экономической точки зрения, жен­щина рассматривалась как чья-то собственность, а с распространением ислама она обрела права. Поэтому в период высшего расцвета мусульманского мира жен­щина могла сравнительно легко и спокойно занять по­добающее ей место. Рядом с великими исламскими литераторами, проповедниками, учеными и поэтами мы видим и женщин. Для убедительности коротко расска­жем о женщинах, чьи имена сохранились в исламской истории. В 726 г. х. (1326 г.) две женщины-преподавательницы (мударрисы)—Шейха Салиха11 Умм Мухам­мед Аиша, дочь Мухаммеда ал-Харрани, и Шейха Салиха Зайнаб, дочь Камал ад-Дина Ахмада ибн Абд ар-Рахмана ал-Мукаддаси, выдали в Дамаске диплом об окон­чании медресе знаменитому Ибн Баттуте. Умм Абдаллах, дочь кадия Шамс ад-Дина из рода Ваджих ад-Дина Ханбала, прославилась как толковательница преданий о пророке Мухаммеде (мухаддиса). Она была приглаше­на в Египет, где у нее учились хадисам эмир Сайф ад-Дин Аргун и кадий Карим ад-Дин ал-Кабир. А у Ситт ал-Вузара12 Умм Абдаллах (624/1227—717/1317) обуча­лись такие знаменитости, как аз-Захаби, кадий Фахр ад-Дин ал-Мисри, шейх Салах-ад-Дин ал-Ади и др.

Женщина по имени Шухда, дочь Ибн Наср Ахмада, была ученицей знаменитых факихов и после получения Диплома начала читать лекции обширной аудитории у себя в доме, у площади Сарай Джами в Багдаде. Шухда, получившая почетное прозвище Фахр ан-Ниса (Гордость женщин), умерла в возрасте 90 лет в 574 г.х. (1178 г.). Немецкий востоковед А. Кремер от­мечал, что в его личной библиотеке хранилась рукопись, составленная из конспектов лекций, читанных Шухдой13.

Дочь Абд ал-Ваххаба ибн Умара ибн Касира после получения диплома из рук известных шейхов прославилась в начале IX в. х. (XV в.) как мухаддиса, за что была отмечена титулом Ситт ал-Кудат (Госпожа кадиев).

Вообще заметна выдающаяся роль женщин в развитии науки о хадисах еще в ее начальном периоде. Так, большую роль в распространении и изучении хадисов сыграли непосредственно три жены пророка Мухаммеда. Среди них наибольший авторитет завоевала Айша, с мнением которой в области права и с решениями как в правовых, так и в религиозных делах считались в сложное время правления первых трех халифов — Абу Бакра (632—634), Умара (634—644) и Усмана (644—656).

Дочь шейха Таки ад-Дина ал-Васити после получе­ния диплома читала лекции по государственному праву в мечети, находившейся л пригороде Дамаска. За ком­ментарии к сочинению Яхьи ибн Адама «Китаб ал-ха-радж» («Книга о харадже») она была удостоена титу­ла Ситт ал-Фукаха (Госпожа факихов). Умерла она в возрасте 92 лет в 726 г.х. (1326 г.).

В Сирии жила знаменитая проповедница (ваиза), которую называли Ситт ал-Улама (Госпожа ученых), красноречивые проповеди которой принесли ей еще одно прозвище — Соловей. Когда она умерла, ее останки провожала на кладбище огромная толпа женщин.

Ваджхийя, дочь Муаддада, больше известная под именем Зайн ад-Дар, прославилась своей добродетелью и глубиной познаний в фикхе14. Упомянем также, что среди учителей аз-Захаби была одна жейщина, читавшая лекции о хадисах в Дамаске и Баальбеке. Ее звали Зайнаб, дочь Амра. А в 460 г.х. (1068 г.) в Багдаде умерла женщина, также прославившаяся своими пропо­ведями. Имя ее — Хадиджа аш-Шахджаханийя.

Среди литераторов Андалусии большим авторитетом пользовалась Басина — дочь эмира Севильи Мутамида ибн Абада. В той же Андалусии знаменитой поэтессой своего времени считалась Хамдуна, дочь некоего Зийа-да. Многие известные поэты подражали ее поэтической манере и даже присваивали ее стихи.

В IV в. х. (X в.) в Багдаде своими проповедями прославилась Хамда, дочь Васика; Она читала их у город­ских ворот (Баб ал-Маратиб) и имела свой собствен­ный круг слушателей. Она читала хадисы в передаче Абу Бакра Ахмада ибн Али и хадисы и фикх в передаче Ибн Самани.

Как уже отмечалось, женщины в мусульманских го­сударствах довольно легко возвышались до уровня поэ­тов, проповедников, литераторов, знатоков фикха и хадисов. Споры законоведов вызывал лишь один вопрос — правомочности для женщины занимать должность ка­дия (судьи). Если, согласно ал-Маварди, кадиями должны быть непременно совершеннолетние мужчины15, то Абу Ханифа считает, что, раз во время судебных тяжб принимаются свидетельские показания женщин, значит, они могут выполнять и функции кадиев, а Абу Джарир ат-Табари согласен с тем, что женщины могут быть кадиями во всех судебных делах16.

Если до сих пор не удалось установить имени какой-либо женщины, непосредственно и постоянно исполняв­шей должность кадия, то можно зато указать имена двух женщин, занимавших куда более высокий и важный пост — руководителя Дивана жалоб (Диван ал-мазалим).

Все государственные дела в правление халифа ал-Муктадира (908—932) контролировались его матерью17, которая уполномочила женщину по имени Сумайл, выполнявшую обязанности министра двора, рассматривать все спорные вопросы и принимать по ним решения, И действительно, каждую пятницу Сумайл располага­лась в помещении, выстроенном матерью халифа в квар­тале Русафа в Багдаде, справа и слева от нее восседали знатоки фикха, кадии и государственные чиновники, и она рассматривала судебные дела, принимала решения и сама их подписывала18.

Второй такой женщиной была мать хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммеда (4200—1220) Теркен-хатун. Исто­рик ан-Насави сообщает, что в правление хорезмшаха Джалал ад-Дина у тюрков был Диван, называемый «Юлук», во главе которого обычно стоял человек, носив­ший титул хана. При хорезмшахе Мухаммеде этим вы­соким органом управляла его мать Теркен-хатун. Опи­раясь на поддержку военной аристократии, она рассматривала жалобы на чиновников, занимавших видные военные и гражданские посты, и выносила приговоры в отношении провинившихся. Это принесло ей титул «Владычицы мира» 19.

Итак, в мусульманском мире, как видим, женщинам были доступны почти все служебные посты. Но были ли для них открыты и пути, ведущие к управлению государством?

Из сочинения ал-Маварди «Ал-Ахкам ас-еултанийя» («Принципы управления»), считающегося одной из ос­новных работ по мусульманскому государственному праву, видно, что среди семи условий, выполнение кото­рых обязательно для имама, призванного управлять го­сударством, нет требования обязательно быть мужчи­ной и совершеннолетним20. Эти два условия были позднее добавлены кадием ал-Байдави в его труде «Тавали ал-анвар» и ал-Газали в его «Ихйа улум ад-дин»21.

Шабиб, основатель хариджитской секты шабибийя, из уважения к своей жене Газале открыто признал пра­во имамата за женщинами22. Противники же допуска женщин к царскому венцу в своих возражениях основы­ваются на хадисе, который сообщает, что Мухаммед, узнав о вступлении на персидский трон дочери царя Хосрова II Парвиза, сказал: «Племя, отдавшее государ­ственные дела в руки женщины, обречено на гибель». Таким образом, служители фикха расходятся во мнении, может ли женщина быть монархом.

Ал-Маварди и Ибн Джамаа считают, что власть мо­жет быть получена тремя путями, т. е. что государем можно стать только в трех случаях: 1) избрания (по­средством выбора на основе согласия); 2) предвари­тельного признания (путем наследования); 3) благода­ря силе (могуществу) или превосходству (победе). Оба автора первые два условия называют ихтийарийя (вы­борный), а третье — кахрийя (насильственный, принуди­тельный) 23.

О том, как должен происходить выбор, авторы еди­ного мнения не имеют. Некоторые считают, что имама должен выбирать весь народ, другие полагают, что для этого достаточно мнения небольшого числа людей, ссы­лаясь при этом на те принципы, которыми руководство­вались при избрании первых халифов. Есть и такие ав­торы, которые утверждают, что правомочным можно считать избрание имама даже в том случае, если его единогласно поддержали пять самых авторитетных лиц.

Второй путь избрания, называемый ахд, состоял в назначении главой государства или имамом будущего наследника и принятии его всем народом. Лицо, за ко­торым закреплялось право занять в будущем престол, называлось в мусульманских государствах вали ахд (наследник престола). Этот метод стал применяться еще при первом халифе, Абу Бакре, когда он решил, что после его смерти халифом должен стать Умар ибн ал-Хаттаб, и это его решение было принято мусульманской общиной. Когда пророк Мухаммед готовил поход на си­рийский город Муту, на случай гибели командующего войсками он предусмотрел трех его преемников — Сайида ибн Харису, Джафара ибн Абу Талиба и Абдаллаха ибн Раваху, и, следуя этому принципу, было принято правило назначения владыками (халифами) после себя сразу до трех наследников.

Халиф Муавия I (661—680) впервые в исламской ис­тории назначил наследником престола халифата своего сына Язида I и еще при жизни установил присягу на­следнику престола. Омейядский халиф Валид ибн Абдаллах (705—715) был первым правителем, выбравшим наследниками сразу двух — племянника Умара ибн Абд ал-Азиза и брата Язида. Следуя этому правилу, осно­ватель халифата Аббасидов Абу-л-Аббас Абдаллах (Саффах, 750—754) назначил своими престолонаслед­никами брата Мансура и Ису ибн Мусу. А когда Мансур (754—775), нарушив это правило, установил наслед­ником своего сына Махди, это вызвало резкое недоволь­ство улемов-законоведов, и до тех пор, пока Мансур открыто не объявил, что он отказывается считать Ису ибн Мусу своим наследником, улемы не признавали Махди. После этого случая законоведы долго спорили о том, может ли наследник, ставший государем, нару­шать порядок наследования и самолично назначать се­бе нового наследника. И это право законоведами было отвергнуто. Первым халифом, предусмотревшим сразу трёх наследников, престола, был халиф Харун ар-Рашид (786—809). Ими были объявлены его сыновья Мамун и Мутамин. А когда один из них, Мамун (813—833), нарушив установление своего отца, назначил своим наследником шестого шиитского имама, Али ибн Мусу, и дал ему лакаб Ризы, улемы отвергли это решение и была принята присяга будущему халифу Ибрахиму, сыну Махди и дяде Мамуна. Однако халифат не достался ни Али, ни Ибрахиму, ибо обретший мощь Мутасим заставил улемов признать халифом его (833—842). Десятый аббасидский халиф, Мутаваккил (847—861), также назначил престолонаследниками подряд трех своих сыновей.

Третий путь обретения престола — опираясь на реальную силу или принуждение. Исламские правоведы считали, что в периоды смут, междоусобиц и внутренних войн, когда кто-то, не считаясь с присягой и даже не будучи престолонаследником, захватывает престол ради интересов мусульманского государства (для предотвра­щения и пресечения смут или внутренних войн), власть такого человека может быть признана. Ибн Джамаа в труде «Тахрир ал-калам» считает возможным признание власти такого узурпатора, даже если он невежда, самодур или кутила. Если же против такого правителя выступит кто-то другой и отберет у него престол, в этом случае надо признать власть последнего24. Таким образом получается, что по мусульманскому праву признается власть любого человека, силой захватившего престол, в том числе женщины.

В исламской истории число владык, занявших трон благодаря, своему могуществу или победе, весьма ве­лико. Приведем несколько примеров. В междоусобной войне, начавшейся после смерти омейядского халифа Муавии II (683), победу одержал Марван I (683—685), которому присягнули в августе 684 г., после того как он захватил в Сирии казну государства. В другой междо­усобице в халифате Омейядов победу одержал Язид III (744), восставший против своего двоюродного брата ха­лифа Валида II (743—744). Он захватил престол халифата и заставил присягнуть себе. Сын халифа Харуна ар-Рашида Мутасим, как уже говорилось, также стал халифом, применив насилие.

Мусульманские женщины преуспевали на поприще науки, фикха, литературы и в других сферах умствен­ной деятельности. Они фактически не отставали от муж­чин и на политической арене. Говоря о их роли в поли­тической жизни, мы имеем в виду выполнение женщи­нами обязанностей видных государственных чиновников, вали (губернаторов), наибов (наместников, регентов) и, наконец, державных владык. Здесь не будет рассказано о женщинах, которые управляли государством из-за за­навесок гарема, — о Хуррем-султан (1504—1558)25,Косем-султан (1589—1651)26 и Турхан-султан, известных нам по истории Турции; о завоевавшей огромное влия­ние в империи Моголов в Индии няньке падишаха Акбара (1556—1605) Махым Анага или о жене ильханидского султана Абу Саида Бахадура (1316—1335) Багдад-хатун. Ведь во все исторические времена во всех частях света женщины, оставаясь в тени, часто были настоящими руководительницами многих авторитетных политических деятелей. Помимо тех нескольких жен­щин, чьи имена приведены выше, можно вспомнить еще, например, о легендарной создательнице висячих сйдов Вавилона Семирамиде, которая на любом поприще за­тмевала своего мужа Нинуса; о византийской императ­рице Феодоре, которая воспрепятствовала бегству своего мужа императора Юстин-иана, напуганного восстанием; о маркизе де Помпадур, мадам Дюбарри и Марии Ан­туанетте во Франции; о любимой жене императора Ин­дии Джахангира — Нур-Махал; о последней императри­це Китая, Ци-си, и о многих других, женщинах.

* * *

В результате изысканий нам удалось установить в мусульманских государствах 20 женщин-государынь и 13 регентш. В этот список не включалась ни одна жен­щина, пока не было установлено наличия у нее таких признаков державной власти, как чеканка собственной монеты или упоминание ее имени в пятничной молитве (хутбе) или пока в письменных источниках не обнаруживались сведения о возвышении ее до положения монарха. Только об одной из этих 20 женщин-государынь — владычице острова Маликут, расположенного в Индийском океане юго-западнее Цейлона, к сожалению, никаких сведений обнаружить не удалось, как смогли мы узнать и ее имени. В исследовании мы старались соблюдать хронологическую последовательность в изложении сведений женщинах — державных владычицах, связанных друг другом родственными связями или межгосударственными отношениями. Исключение составляет раздел, где приведены сведения о Падишах-хатун, который поставлен раньше очерка об Абиш-хатун, и рассказ о Дёнди-хатун, идущий раньше материалов о повелительницах Мальдивских островов, о Фатьме Бике и о женщинах, правивших в султанате Аче на Суматре. Мы старались приводить и необходимые краткие сведения о государствах, которыми управляли женщины, и о современной им исторической обстановке.

ЖЕНЩИНЫ – МОНАРХИ

РАЗИЙЯ-ХАТУН-СУЛТАН

Наши рекомендации