Создание правовых основ новой российской государственности

Фактически свершившийся в декабре 1991 г. распад СССР, прекращение его существования как единого союзного государства, субъекта международного права и геополитической реальности, падение союзного центра остро поставили перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности[13].

При этом приходилось одновременно строить новое государство, выводить из паралича механизмы управления в условиях крушения административно-командной системы и всеобъемлющего кризиса власти и общества, раздираемого экономическими, политическими и социальными противоречиями. Продолжающиеся во многом по инерции центробежные процессы, стремление ряда субъектов Российской Федерации к «суверенизации» ставили под вопрос само существование Российского государства как единого целого.

В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных преобразований — перехода к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания правовой основы российской государственности.

Правовая основа российской государственности в конце 1991 - начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.

В одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два несовместимых начала. Новое - президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое - строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью (т. е. безответственностью) за принимаемые решения.

Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов Президента РФ. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан — основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека. Постепенно стала уходить в прошлое государственная идеология. В связи с реформированием социально-экономических отношений, стремлением создать социально ориентированную рыночную экономику были приняты законодательные акты, регулирующие новые отношения собственности, земельные отношения, предпринимательскую деятельность, приватизацию, банковскую сферу, гарантировавшие свободу средствам массовой информации. Эти и ряд других законодательных актов снимали многие запреты, утверждали новые принципы, возможности и права. Однако они не обеспечивали четкого и комплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации, гарантии и ответственность[14].

Важно и то, что многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил — реформаторов и контр - реформаторов, которые в течение 1992-1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами. Тактика постоянного балансирования, поиска компромиссов с политическими оппонентами сдерживала создание новой российской государственности, временами вела к отступлению от курса реформ, к продлению болезненных эффектов переходного периода.

21 сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». В нем он объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в двухпалатное Федеральное Собрание, а также выборов Президента России в июне 1994 г. Указ формально противоречил ряду статей действующей Конституции. Срочно собравшийся в этот же день Конституционный суд РФ во главе с его Председателем В.Д.Зорькиным посчитал это достаточным основанием для импичмента Президента РФ.

В ночь на 23 сентября 1993 г. Чрезвычайный X съезд народных депутатов принял постановление, объявившее действия Б.Н. Ельцина «государственным переворотом». Большинство Съезда и Верховный Совет, Председателем которого в то время был находившийся в оппозиции Б.Н. Ельцину Р.И. Хасбулатов, отказались подчиниться указу Президента. Они заявили об отстранении Б.Н. Ельцина от должности Президента и избрали исполняющим обязанности Президента вице-президента А.В. Руцкого, перешедшего в оппозицию Б.Н. Ельцину во второй половине 1992 г., и сформировали свое правительство, пошли на вооруженную конфронтацию, ведущую к гражданской войне. Б.Н. Ельцин приказал блокировать Белый дом России. Противостояние ветвей государственной власти достигло апогея 3-4 октября 1993 г. По призыву А.В. Руцкого и ряда других сторонников парламента, в том числе и с оружием в руках, пошли на прорыв блокады Белого дома, штурм здания мэрии Москвы, пытались захватить телецентр «Останкино». В ночь на 4 октября в Москву были введены армейские части, которые из танков расстреляли Белый дом, вызвав в нем пожар, и разогнали парламент и его защитников.

Существует два противоположных взгляда на события начала октября 1993 г. Противники Президента Б.Н. Ельцина считают, что Б.Н. Ельцин совершил преступление: разогнал законно избранный Верховный Совет, использовал в борьбе с ним и другими силами оппозиции вооруженные армейские части, санкционировал убийство сотен граждан России. Сам же Президент Б.Н. Ельцин и его сторонники полагают, что он расправился с антидемократической, про-коммунистически настроенной оппозицией, вставшей на путь мятежа.

«Черный Октябрь» окончательно разрушил систему Советов и Советской власти в России - вслед за Верховным Советом были ликвидированы Советы народных депутатов нижестоящих уровней в большинстве субъектов Федерации. Эти события стали важным катализатором ускорения формирования новой системы власти и создания новой Конституции[15].

В соответствии с решением Президента РФ 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в двухпалатное Федеральное Собрание - в Совет Федерации и Государственную Думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции России, подготовка которого была начата еще летом 1993 г. специально созданным Конституционным совещанием. Работа в нем шла в пяти группах, представлявших федеральные и республиканские органы государственной власти, местное самоуправление, политические партии, профсоюзные, молодежные, членские и другие общественные организации, массовые движения и религиозные конфессии, а также товаропроизводителей и предпринимателей.

За проект новой Российской Конституции проголосовала большая часть избирателей, пришедших на выборы.

Выборы в декабре 1993 г. и принятие новой Конституции РФ заложили правовые основы новой российской государственности, явились их конституционным оформлением и важнейшим этапом демократического обновления России. Конституция провозгласила продолжение государственного строительства России на основе принципов федерализма.

Как записано в статье первой Основного Закона, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Согласно Конституции (ст.4)[16], суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, при этом Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Российская Федерация (ст. 5) состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. При этом республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Как записано в Конституции РФ 1993 г. (ст. 5,4), во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. При этом никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ст.3).

Человек, его права и свободы являются, по Конституции, высшей ценностью.

Для государственного устройства РФ важное значение имеет то, что в Конституции РФ 1993 г. государственный строй определен как конституционный, а не общественный. Конституция максимально деполитизирована, в ней признаются идеологическое и политическое многообразие, принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, равноправие частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, частная собственность на землю, провозглашены избирательные и судебные права граждан. Впервые в истории российской государственности уровень гарантируемых Основным Законом прав и свобод человека, механизм их защиты соответствовали международным стандартам[17].

Согласно ст. 6 Конституции РФ, гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. При этом гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить его.

По Конституции РФ (ст. 7), Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс формирования суверенной российской государственности исторически сложен и многоплановый. Издано огромное количество источников по данной проблеме. Формирование демократической государственности РФ – архиважный процесс для российского народа. Данный процесс невозможен без исполнения положения главного документа страны – конституции РФ.

Освоение новой Конституции потребовало большой нормотворческой работы, приведения в соответствие с ней огромного количества законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов и нормативных документов субъектов Федерации, особенно в сфере экономики, социальной жизни, регулирования институтов гражданского общества.

Для строительства новой российской государственности, новой системы государственного управления, важное значение имеют Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., Договор об общественном согласии весны 1994 г., подписание договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между Центром и субъектами РФ, принятие и реализация «Гражданского кодекса», федеральных законов «О Конституционном суде», «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995 г.), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.), аналогичных законов субъектов РФ и других законов и нормативных актов.

Осваивают новые принципы работы, основанные на прямом действии Конституции, Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд Российской Федерации, суды всех инстанций. Судебная ветвь все более превращается в самостоятельную и важную ветвь государственной власти.

Освоение Конституции РФ 1993 г., несмотря на все ее недостатки, дает возможность формировать «костяк» новой российской государственности, позволяет всем ветвям власти на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) совместно работать во благо России на основе конституционной легитимности.

Закрепление основ государственного строя в конституционной форме обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркивается особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г., с изм. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. Федеральный выпуск. - 1993. - № 197.

2. Указ Президента РФ от 21.09.1993 N 1400 (ред. от 10.01.2003) "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993 - № 39. - Ст. 3597.

Специальная литература

1. Балязин, В. Н. Иван Грозный и воцарение Романовых / В.Н. Балязин. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 190 с.

2. Баранов, Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России: курс лекций / Н. А. Баранов. СПб.: БГТУ, 2004. – 468 с.

3. Бессонов, Б. Н. И.В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи / Б.Н. Бессонов. – Ростов н/Д : Феникса; Краснодар : Неоглори, 2010. – 456 с.

4. Вальденберг, В. Древнерусские учения о пределах царской власти: очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца ХVII века / В. Вальденберг. – М. : Территория будущего, 2006. – 366 с.

5. Венгеров, А. Б. Будущее российской государственности / А. Б. Венгеров // Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2015. – № 1. – С. 18-25.

6. Дегтярев, А., Михайлов В. Государственное устройство России: контуры третьего тысячелетия / А. Дегтярев, В. Михайлов // Alma mater. 2013. № 5.

7. Десять лет после августа: предпосылки, итоги и перспективы российской трансформации / под ред. А. Трапкова. – М. : Б.И., 2002. – 238 с.

8. Джаншиев, Г. А. Эпоха великих реформ. Т. 1 / Г. А. Джаншиев. – М. : Территория будущего, 2008. – 456 с.

9. Ежов, М. В. История государственного управления и государственной службы России : учебное пособие / М. В. Ежов, Г.В. Ежова. – СПб. : СПБ и ВЭСЭП, 2004. – 239 с.

10. Ельцин Б. Н. Россия, за которую мы в ответе. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации». М. 1996. – 146 с.

11. Жук, С. М. Киевская Русь / С. М.Жук. – М. : Мир книги, 2007. – 236 с.

12. Зенькович, Н. А. Национальная политика: творцы и исполнители / Н. А.Зенькович. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 223 с.

13. Иванов, В. В. Глава субъекта Российской Федерации: правовая и политическая история института (1990-2010 гг.) / В. В.Иванов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Праксис, 2011. – 458 с.

14. Иванченко, А. В. Российские выборы: от перестройки до суверенной демократии / А. В. Иванченко, А.Е. Любарев. – М. : Аспект Пресс, 2006. – 430 с.

15. История новой России: очерки, интервью : [сборник] : в 3 -х т. / под общ. ред. П. С. Филиппова. – СПб. : Норма, 2011. – Т. 1. – 2011. – 682 с.

16. История России с древнейших времен до начала ХХI века : [учеб. пособие] / под ред. А. Н. Сахарова. – М. : Астраль : АСТ : Хранитель, 2007. – 1263 с.

17. Исаев, И. А. Суверенитет и суверенность: пространство отчужденности и власти / И. А. Исаев // Lex Russica. - М.: Изд-во МГЮА, 2016, № 5 (114). – 420 с.

18. Золкин, А. Л. Цивилизационный суверенитет России как философская проблема / А. Л. Золкин // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2016. – № 2. – 540с.

19. Карацуба, И. Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов / И. Карацуба, И. В. Курукин, Н. П.Соколов. – М. : КоЛибри, 2006. – 638 с.

20. Ким, Ю. В. К вопросу о понятии государственности / Ю. В.Ким // Право и политика. – 2008. – № 8. – 1900с.

21. Кирпичников, А. Обстоятельства зарождения: исторические данные о 1150-летии российской государственности / А. Кирпичников // Родина. – 2011. – № 4. – С.3-6.

22. Корзенников, В. Н. Понятие государственности республики как субъекта федерации / В. Н. Корзенников // Право и политика. – 2008. – № 5. – С. 1044-1047.

23. Краснов, Ю. К. Российская государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации / Ю. К. Краснов. – М. : Изд-ние Гос. Думы, 2001. – 208 с.

24. Летопись реформирования России (новая русская смута на рубеже веков и тысячелетий в зеркале отечественной социологии). [Т.3] : Годы 1992-1993 / ред.-сост. Ю. А. Голубицкий. – М. : Вече, 2009. – 882 с.

25. Медведев, Д. А. Россия: становление правового государства: выступления, статьи, документы : в 3 т. / Д. А. Медведев; Ин-т совр. развития. – М. : Юрид. лит, 2010. – Т. 1. – 864 с.

26. Мединский, В. Р. Негодяи и гении PR : от Рюрика до Ивана III Грозного / В. Р. Мединский. – СПб. [и др.] : Питер, 2008. – 315 с.

27. Морозова, Л. Е. Два царя [Текст] : канун Смутного времени / Л.Е. Морозова. – 2-е изд. – М. : Русское слово, 2006. – 413 с.

28. Паренти, М. Демократия для немногих. М., 2000. – 284 с.

29. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / под ред. проф. Ю. Г. Волкова. – Гардарики, 2015. – 472 с.

30. Поляков, Л. В. Россия в зеркале политологи. М.: Просвещение, 2001. – 136 с.

31. Поляков, Ю. Впервые в истории – год истории : [2012 год объявлен Годом российской истории] / Ю. Поляков // Родина. – 2011. – №11. – С. 3-6.

32. Реформа местной власти в городах России, 1991-2006 / В.Гельман, С.Рыженков, Е.Белокурова, Н.Борисова. – СПб. : Норма, 2008. – 486 с.

33. Романова, И. В. Церковь и формирование Российского государства / И. В. Романова // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 4. – С.45-49.

34. Российское государство: вчера, сегодня, завтра / под общ. ред. И.М.Клямкина. – М. : Новое изд-во, 2007. – 652 с.

35. Салыгин, Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 2014. – № 5. С. 42-48.

36. Седов, П.В. Закат Московского царства: царский двор конца ХVII века / П.В. Седов. – [2-е изд., испр.]. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2008. – 604 с.

37. Смирнов, С.Н. История отечественного государства и права: Учебное пособие / С.Н. Смирнов. - М.: ЮНИТИ, 2016. – 335 c.

38. Соловьев, А.И. Цивилизованное пространство государственности : [противоречия западной и отечественной модели] / А.И.Соловьев // Общественные науки и современность. – 2010. – № 3. – С.96-111.

39. Сухих, И. История: от признания до восстания / И.Сухих // Нева. – 2012. – № 1. – С. 115-129.

40. Фадеев, В.Н. Государство и общественный строй // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2015, № 9. – С. 218-224.

41. Халипов, В. Ф., Халипова Е. В. Власть. Политика. Государственная служба:Словарь. М.: Луч, 1996. – 271 с.

[1] Вальденберг, В. Древнерусские учения о пределах царской власти: очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца ХVII века / В. Вальденберг. – М. : Территория будущего, 2006. – С. 76;

Жук, С. М. Киевская Русь / С. М. Жук. – М. : Мир книги, 2007. – С. 144.

[2] Балязин, В.Н. Иван Грозный и воцарение Романовых / В.Н. Балязин. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2006. – С. 144.

[3] Джаншиев, Г.А. Эпоха великих реформ. Т. 1 / Г.А. Джаншиев. – М. : Территория будущего, 2008. – С. 114.

[4] Бессонов, Б. Н. И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи / Б. Н. Бессонов. – Ростов н/Д : Феникса; Краснодар : Неоглори, 2010. С. 70;

Зенькович, Н. А. Национальная политика: творцы и исполнители / Н. А.Зенькович. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – С. 123.

[5] Халипов, В. Ф., Халипова, Е. В. Власть. Политика. Государственная служба: словарь / В. Ф. Халипов, Е. В. Халипова. М.: Луч, 1996. – С. 48.

[6] Поляков Л.В. Россия в зеркале политологи / Л. В. Поляков. М.: Просвещение, 2001. – С. 84.

[7] Баранов, Н.А.Политические отношения и политический процесс в современной России: курс лекций / Н. А. Баранов. СПб.: БГТУ, 2004. – С. 99.

[8] Десять лет после августа: предпосылки, итоги и перспективы российской трансформации / под ред. А.Трапкова. – М. : Б.И., 2002. – С. 88;

Иванов, В.В. Глава субъекта Российской Федерации: правовая и политическая история института (1990-2010 гг.) / В.В.Иванов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Праксис, 2011. – С. 105.

[9] История новой России: очерки, интервью : [сборник] : в 3 -х т. / под общ. ред. П.С. Филиппова. – СПб. : Норма, 2011. – Т. 1. – 2011. – С. 324.

[10] Летопись реформирования России (новая русская смута на рубеже веков и тысячелетий в зеркале отечественной социологии). [Т.3] : Годы 1992-1993 / ред.-сост. Ю.А. Голубицкий. – М. : Вече, 2009. – С. 48.

[11] Медведев, Д.А. Россия: становление правового государства : выступления, статьи, документы : в 3 т. / Д.А.Медведев; Ин-т совр. развития. – М. : Юрид. лит, 2010. – Т. 1. С. 400.

[12] Петров, В.Л. Геополитика России. Возрождение или гибель? / В.Л. Петров. – М. : ВЕЧЕ, 2003. – С. 254. Реформа местной власти в городах России, 1991-2006 / В. Гельман, С. Рыженков, Е. Белокурова, Н. Борисова. – СПб. : Норма, 2008. – С. 84.

[13] Иванченко, А.В. Российские выборы: от перестройки до суверенной демократии / А.В. Иванченко, А.Е. Любарев. – М. : Аспект Пресс, 2006. – С. 247.

[14]Реформа местной власти в городах России, 1991-2006 / В.Гельман, С.Рыженков, Е.Белокурова, Н.Борисова. – СПб. : Норма, 2008. – С. 224.

[15] Российское государство: вчера, сегодня, завтра / под общ. ред. И.М.Клямкина. – М. : Новое изд-во, 2007. – С. 452.

[16] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993 г., с изм. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. Федеральный выпуск. - 1993. - № 197.

[17] Исаев, И. А. Суверенитет и суверенность: пространство отчужденности и власти / И. А. Исаев // Lex Russica. - М.: Изд-во МГЮА, 2016, № 5 (114). – С. 48.

Наши рекомендации