Непризнанные государства на постсоветском пространстве
Внутрирегиональная в ситуация ЧКР характеризуется конфликтными этнополитическими процессами. Их острота определяется превращением формальных административных границ союзных республик и автономий времен СССР в государственные, что породило территориальные споры и на их основе конфликты во всех постсоветских государствах региона и СКФО Российской Федерации. В результате вооруженных конфликтов возникли государства де-факто: частично признанные государства Абхазия и Южная Осетия и непризнанные Нагорный Карабах и примыкающее к Черноморско-Каспийскому региону Приднестровье. Замороженное состояние данных конфликтов содержит в себе потенциальную возможность нового обострения, разрастания и вмешательства третьих стран.
Непризнанные государства — общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств — членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств — членов ООН. Непризнанные государства можно разделить на : частично приз признанные государства фактически контролирующие свою территорию(Абхазия и Южная Осетия), непризнанные ( Приднестровская республика, Ногорно-Карабахская республика). Причины появления новых государств во многом схожи: 1- это сепаратисткие движения, часто направленные на разжигание вражды между народами иотделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства; 2- передел национально-государственных границ, ведущих к ущемлению интересов одних народов другими; 3- распад СССР и связанные с этим этнотерриториальные конфликты, и когда общее социально-экономическое положение в стране резко меняется к худшему и наступает политическая нестабильность.
Абхазия — согласно конституции Грузии, является автономной республикой в составе этого государства; с 1992 года — фактически самостоятельна, в 1994 года принята конституция Абхазии, согласно которой республика объявляется суверенным государством и субъектом международного права. Государственная самостоятельность Абхазии c 2008 года признана 6 государствами,членами ООН .Все остальные государства -члены ООН признают территорию Абхазии как часть Грузии.
Южная Осетия — согласно конституции Грузии, территория Южной Осетии входит в состав нескольких районов Грузии. В 1991 году получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 5 государствами членами ООН.Все остальные государства — члены ООН признают -территорию Южной Осетии как часть Грузии.
Приднестровская Молдавская Республика (c 1990) — непризнанное государство, провозглашённое на части территории Молдавской ССР. Приднестровская Молдавская Республика не признана ни одним государством, имеющим широкое международное признание, однако её признали Абхазия и Южная Осетия.
Нагорно-Карабахская Республика (c 1991) — непризнанное государство, провозглашённое в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР, в данных границах являлось анклавом внутри Азербайджанской ССР.
Распад СССР сопровождался возникновением региональных конфликтов, в результате которых погибли тысячи людей, сотни тысяч стали беженцами. Самопровозглашенные государства появились в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии, Украине, Российской Федерации. Большинство непризнанных государств находятся на границе Российской Федерации и россияне, как и наше правительство, имеют тесные политические, культурные, экономические, этнические отношения и частично, поэтому Россия признала большинство из этих государств.
Непризнанные государства постсоветского пространства на современном этапе развития являются самостоятельными акторами региональной и международной политики. Их влияние на процессы мировой политики довольно значительно, если принимать во внимание постоянное взаимодействие с рядом национальных государств, международным сообществом. На наш взгляд, России в наибольшей степени выгоден сугубо индивидуальный подход к каждой непризнанной территории постсоветского пространства, что обеспечит наиболее полную реализацию национальных интересов, позволит использовать те стратегии урегулирования существующих «замороженных конфликтов», которые являются самыми эффективными.