Китай в раннем средневековье.
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА. Как и Индия, Китай вступил в средневековую эпоху с развитой материальной и духовной культурой, сложившейся государственностью.
О времени возникновении феодализма в Китае нет единого мнения. Если, как отмечалось в лекции 6, под феодализмом понимать только частновладельческие поземельные отношения (западноевропейская цивилизация), то феодальный уклад в Китае можно наблюдать с конца I тыс. до н.э. и, особенно, со II в.н.э., когда в империи Хань стало появляться крупное частное землевладение с зависимыми крестьянами[230]. Такая трактовка китайского феодализма характерна для учебников, написанных в рамках формационного подхода.
Но если принять мнение об особенностях восточных обществ, то и оценки будут иными. Так, в Китае с середины II и до второй половины I тыс. до н.э. земля была государственной и раздавалась в условные земельные держания. Основной трудовой массой населения все это время являлись государственные крестьяне. Рабов было мало. Такое состояние характерно для того, что мы уже называли восточным феодализмом. То есть, главный признак феодальных порядков - наличие крупной земельной собственности, а не то, кто ею владеет.
Отсюда, как и в Индии, феодальный уклад можно видеть уже в древности. А с рубежа новой эры появляется новый, частнособственнический вариант феодализма. Но, что важно подчеркнуть, эти изменения не затронули особенностей китайского общества. Основная часть земель продолжала, как и прежде, обрабатываться крестьянами-общинниками на правах аренды у государства. Но тенденция к усилению частных прав дошла и до общин - усилились индивидуальные права крестьянских хозяйств. Однако крестьяне остались государственными подданными. Поэтому для обслуживания частных поместий привлекались в качестве слуг рабы, количество которых увеличивалось по сравнению с более древней эпохой. Таким образом, усиление частных прав на землю не отменило государственного контроля за сельским населением, то есть выделение крупных земельных владений не повлекло за собой, как в Западной Европе, иммунитетных прав.
В таких условиях, при сочетании государственного и частного землевладения, но при сохранении ведущей роли государства (если не в земледелии, то в контроле за трудовым населением) и формировался китайский феодализм, начало которого уходит в глубокую древность, а время его интенсивного становления приходится на первую половину I тыс.н.э., когда стали создаваться поместья. Особенно они распространились в III-VI вв, в условиях смут и раздробления.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ II-VI вв. Кризис и крушение империи Хань.Во II в.н.э. население Китая составляло около 60 млн. человек. В это время существовавшая с 206 г. до н.э. уже переживала кризис: упадок экономики, ослабление власти, военную слабость. Причина кризиса - отмеченное выше ускорение концентрации земли в частных руках и развитие крупного землевладения, что приводило к усилению эксплуатации мелких держателей наделов. Угроза разорения заставляла бедноту обрабатывать на условиях кабальной аренды земли богатых сообщинников, обычно - своих родственников.
Особенностью китайской общины было преобладание в ней именно семейных, клановых уз над соседскими связями. Внутри кланов были общественные поля, обрабатывавшиеся совместно, а урожай с них отдавался бедным родственникам безвозмездно, в виде помощи. А верхи кланов, имевшие свободную землю, получали за это бесплатную рабочую силу и повиновение бедных сородичей в других общинных делах. В итоге бедняки попадали в кабалу к богатым в своем же клане. Но самостоятельность китайских общин ограничивалась государством через назначаемых его чиновниками старейшин, писцов, старост.
Часть рабов также сажалась на землю. Так происходило закабаление рядового сельскохозяйственного населения. Ухудшение в положении крестьян усугублялось нападениями соседей, что в сумме вело к сокращению обрабатываемых площадей и натурализации хозяйства в целом. Отсюда - и упадок городов.
Города в Китае, как и общины, имели свою специфику. Возникнув еще с начала I тыс. до н.э., они резко не отделились от сельского мира, как, например, в Европе или на Близком Востоке. В них жило много земледельцев, общины которых селились отдельными кварталами. Но, в отличие от деревень, в таких городах было больше жителей, были рынки и резиденции администрации. Но отмеченная натурализация хозяйства привела в кризису городов в III в.н.э.
Ухудшение экономического положения обострило противоречия и в правящей среде, усилилась борьба за власть. Ибо Ханьское государство уже не могло обеспечивать защиту господ и повиновение низов.
Наиболее ярким выражением указанного кризиса стала крестьянская война конца II-начала III в. Она началась в 184 г. восстанием "Желтых повязок". Оно заставило правящие слои консолидироваться и с помощью 400-тысячной армии разбить восставших. Но причины кризиса не были устранены и династия продолжала слабеть.
Довершили крушение империи Хань "сильные дома", крупные чиновники и военачальники, окрепшие во время подавления восстания. В ходе развернувшейся борьбы за власть между этими силами вместо единой империи, окончательно павшей в 220 г., образовались 3 самостоятельные царства: Вэй- на севере, в бассейне Хуанхэ, У - на юго-западе, за рекой Янцзы и Шу (Хуань) - на юго-востоке, в верховьях Янцзы. Этот период получил в историографии название "Троецарствие".
Эпоха империи Цзинь.Раздел государства еще более ослабил экономику и положение знати, заинтересованной в укреплении прав собственности на землю, подчинении крестьян и отражении внешних опасностей (нападений племен хунну, цянов и сяньби). В ходе борьбы "сильных домов" в северном царстве Вэй постепенно возвысился род Сыма. И в 265 г. полководец Сыма Янь низложил последнего царя прежней династии и объявил себя императором, основав династию Цзинь (265-420). В 280 г. было завоевано царство У и вскоре Китай был вновь объединен.
В конце III-IV вв. начался рост экономики. В земледелии стали применять комбинированные одно-, двух-, и трехлезвийные плуги с сеялками, тяжелые плуги, водяные мельницы, водоподъемные машины для орошения полей. При производстве железа использовались воздухонадувные кузнечные меха, приводимые в действие при помощи водяного колеса. Постепенно начали возрождаться и города. Происходили сдвиги и в социальной структуре: к концу III в. оформилась наследственная, так называемая титулованная знать и "служилые чины". Была оформлена система титулов как форма организации правящего слоя.
После покорения царства У, в 280 г. Сымя Янь издал указ, означавший попытку аграрных преобразований, известных как "реформа Сыма Яня". Все земли объявлялись государственными и, следовательно, переходили под управление императора, а все население - и крестьяне и крупные землевладельцы - держателями государственных наделов. Все тяглые полнонадельные крестьяне (трудоспособные мужчины от 16 до 60 лет) получали наделы в 120 му[231]. Эти наделы делились на 2 части: 70 му крестьянин обрабатывал для себя и нес за это оброк продукцией домашнего ремесла (чаще тканью или пряжей) и 20 дней в году нес казенную трудовую повинность. Остальные 50 му обрабатывались крестьянином его инвентарем целиком в пользу казны. Такой порядок должен был материально заинтересовать земледельцев, удерживать крестьян на казенных землях и воспрепятствовать их уходу к крупным землевладельцам. А государственная власть обеспечивала свои фискальные политические и военные интересы, а также нужды централизованной ирригации, строительных, дорожных и иных работ, требовавших крупных материальных и людских ресурсов.
Эта реформа была шагом на пути формирования феодальных порядков с китайской спецификой. Но она имела довольно ограниченные масштабы: охватывала только государственные (казенные) земли. Однако способствовала развитию сельского хозяйства: распашке пустошей, увеличению налогоплательщиков к концу III в. по сравнению с периодом "Троецарствия" с 7650 тыс. до 16164 тыс.
Так была создана своеобразная надельная система, опиравшаяся на общинные традиции: принцип распределения земли по числу работников, тенденцию нормирования крестьянского землепользования. Эта система органически включила в себя соседскую общину.
Но широкого распространения эта реформа не получила. Знать сохранила свои владения в неприкосновенности. Служилые чины получали от правительства землю в виде особых должностных наделов с посаженными на них крестьянами - своеобразные бенефиции (от 15 дворов для чиновников 9 ранга до 1 двора - для чиновников 1 ранга).
Вскоре обнаружилась внутренняя непрочность империи Цзинь. После смерти Сыма Яня началась 16-летняя борьба за престол, обострившая и социальные противоречия. С начала IV в. отмечены повсеместные восстания зависимых земледельцев и рабов. Одновременно усилился натиск соседних кочевников. И во второй половине IV в. Северный Китай был захвачен племенем тоба, создавшим так называемую империю Северную Вэй(386-534).
Южанам удалось отбиться от агрессоров и избежать опустошений. Туда бежало около 900 тыс. северян (1/3 всех жителей Северного Китая). Это была одна из самых грандиозных миграций в средневековой Китае. Беженцы принесли более совершенные земледельческие орудия и производственные навыки. IV-VI вв. - время дальнейшего хозяйственного подъема юга.
Но бежавшая на юг знать усилила там долю частного землевладения в ущерб государственному (надельному). Большинство крестьян оказались на поместных землях, что ослабило там влияние императорской власти - государственный аппарат оказался в руках аристократии.
V - середина VI в. - новый период нестабильности. После падения династии Цзинь (420) на юге за 160 лет сменилось 4 династии. Соперничество аристократических кланов не позволило вернуть захваченные северные земли. Но там, под влиянием более многочисленного и высококультурного местного населения происходило постепенное разложение патриархальных порядков среди завоевателей и их сближение с китайцами. В конце V в. стали поощряться браки завоевателей с китаянками, а в 483 г. даже официально были запрещены браки внутри племенного союза тоба. Также было запрещено ношение кочевнической одежды употребление сянбиньского языка[232]. Этноним тоба был заменен на китайский - юань. Знатные роды стали принимать китайские имена, восстанавливались китайские этикет и обрядность.
Во второй половине V в. начинается упадок в Северной Вэй, выразившийся как в усилении борьбы в правящей верхушке, так и в росте крестьянских восстаний. И в 534 г. государство Северная Вэй распалось. В сформировавшихся удельных княжествах ведущая роль вернулась к китайской знати и к концу V в. там восстановилась надельная система. Но при этом крестьяне оказались прикрепленным к той земле, которую обрабатывали. Но и на севере, как ранее на юге, государственная земельная собственность не стала господствующей. Продолжали существовать индивидуальные владения знати и служилых людей. Формально они считались условными держаниями, но с рядом исключений. Так, владения аристократии, прежде всего из среды завоевателей, так называемые "титульные наделы" фактически были частными. Существовали и "жалованные наделы" чиновников, полученные ими в бессрочное пользование.
В поместьях, помимо крестьян, были и рабы. Их стало меньше, чем в эпоху Северного Вэй, когда в рабство можно было обращать пленных китайцев. Но наличие рабов давало право их владельцам на дополнительные наделы, причем без увеличения повинностей и налогов. Будучи даровой рабочей силой, рабы укрепляли влияние знати. Длительное сохранение рабовладельческого уклада - специфика средневекового Китая.
Объединение Китая во второй половине VI в. происходило в условиях стремления к этому всех слоев общества. И в 581 г. один из военачальников Ян Цзянь из смешанной китайско-варварской северной знати захватил престол и основал династию Суй (581-618). В последующие 8 лет армия Ян Цзяня подавила мятежи и подчинила Южный Китай.
Достигнутое объединение было закреплено рядом административных мероприятий, проводившихся в соответствии с мудрым девизом, избранным новым императором: "Простота и надежность". Особое место заняли преобразования в государственном аппарате, во многом основанные на политических порядках империи Хань. Поскольку сложившаяся в итоге форма управления в основных чертах сохранилась на протяжении всего средневековья, рассмотрим ее подробнее.
Во главе государства находился император - "сын неба" - неограниченный повелитель. При нем существовали палаты - высшие правительственные организации. Руководители палат составляли как бы совещательный орган при императоре и управляли делами страны. Следующим звеном были 6 ведомств (подобие министерств): чинов, ритуалов, военное, налогово-финансовое, наказаний, общественных работ. Существовали должности первого министра - "левого", который считался более высоким по положению и "правого". "Левый" правил первыми тремя ведомствами, "правый" - остальными. Была также произведена административная реформа, направленная на укрепление централизации. Все провинциальные чиновники утверждались двором с ежегодной переаттестацией. Командование армией также было централизовано - перешло к императору; была создана дворцовая гвардия. Объединение страны и усиление централизации способствовало укреплению и надельной системы. С конца VI в. она распространяется на юге и охватывает уже всю территорию Китая.
Для укрепления власти новая династия привлекала на службу представителей провинциальной знати, из которой складывался бюрократический аппарат. Высокопоставленные чиновники, получавшие своеобразные бенефиции, были теснее привязаны к императору. Были также сделаны уступки трудовому люду: кое-где снижены подати, отменялись недоимки, государственная барщина уменьшилась с 30 дней в году до 12-20 дней и отбывали ее лица с 21 года до 50 лет (ранее с 18 до 60 лет). Отменялась соляная и винная монополия, вводилась единая монета.
В итоге сложились благоприятные условия для возрождения и подъема экономики. В конце VI-начале VII в. продолжилось строительство "Транспортной реки" (Великого канала), который достиг в длину 1 тыс. км и соединил крупнейшие реки Китая - Янцзы и Хуанхэ. Это позволило увеличить площадь орошаемых земель. Но роль городов, что было характерно для эпохи роста феодального уклада, упала. Хотя их количество тоже росло.
Но со смертью Ян Цзяня первоначальный курс уступок сменился резким усилением эксплуатации народных масс, а также усилением политического гнета, что взаимосвязано. Непомерно разросся чиновничий аппарат. "На десять овец приходится девять пастухов" - выразился один из современников.
В царствовании сына Ян Цзяня расточительность правящей верхушки, чрезмерная централизация и войны привели к резкому увеличению налогов. Увеличилась барщина, множество народа мобилизовывалось в армию, на перевозку военных грузов. Внутренние ресурсы стали истощаться, что привело к военным поражениям. Разрозненные крестьянские восстания постепенно сливаются в новую крестьянскую войну. Воспользовавшись слабостью правительства, отдельные военачальники поднимают мятежи. Один из них, Ли Юаньв 618 г. провозгласил себя императором и основал новую династию Тан (618-907).
КИТАЙ В ЭПОХУ ДИНАСТИИ ТАН.До 628 г. происходило подавление противников новой династии, которой удалось, в конце концов, преодолеть 15-летний хаос.
В первой половине VII в. окончательно сформировались черты государственной организации, основанные на преобразованиях предыдущей династии. Основой новой империи стала строжайшая централизация управления. Страна делилась на провинции, области, уделы и сельские округа. Низшая административная единица - сельская община, состоявшая из пятидворок. Местный административный аппарат подчинялся центральным властям.
Социально-экономическое развитие.Надельная система охватила все казенные земли страны. Но из-за роста населения средний размер надела сократился до 100 му и уменьшался возраст тех, кому он полагался (трудоспособным мужчинам с 21-23 до 58 лет). Но от барщины можно было откупаться, то есть повысилась роль оброка, что развязывало крестьянскую инициативу. Рабство еще сохранялось, но роль его падала.
Отмечается совершенствование сельского хозяйства, появляются новые культуры[233]. Расширяется производство чая. Начинает развиваться шелкопрядение. Развиваются другие ремесла и промыслы. Особенно возросла добыча соли, на которую была государственная монополия. В начале VIII в. поступления от сбыта соли составляли половину государственных доходов и покрывали затраты на содержание императорского двора, армии и чиновничьего аппарата. Развитию торговли содействовало упорядочение денежной системы. С середины VIII в вводятся фиксированные денежные оклады чиновникам.
Ремесленники и купцы еще со времен Суй создали своеобразные организации - ханы (ряды), близкие возникшим с ХII в. европейским цехам и гильдиям. В крупных городах число таких ханов превышало100. Но главы ханов не избирались, как в Европе, а назначались властями. Ибо эти ханы, как и корпорации по оказанию услуг, создавались не для защиты интересов входивших в них горожан, а в фискальных и надзорных целях со стороны государства. Но самоуправления, как в Европе, китайские города никогда не имели. Размещаясь на государственной земле, они и подчинялись государству. В VI-VIII вв. известны города с более 100 тыс. жителей. А в начале IХ в. в столице - Чанани - жило более 1 млн. человек. Но несмотря на довольно интенсивное развитие городов, полное отделения ремесла от сельского хозяйства наступило лишь к концу I тыс. А до того сохранялось и сельское ремесло, и сельское население в городах.
Достигнутые успехи во многом основывались на развитии торговли. Если раньше она обслуживала только аристократию, теперь ее услугами стали пользоваться все слои населения. Образ преуспевающего торговца приобрел в обществе положительное значение. Удачливые купцы богатели, их дети могли разбираться в изящной словесности и канонах не хуже аристократии. Но все равно они оставались в общественном сознании второсортными людьми. Не случайно, будущий могильщик династии - Хуан Чао, разбогатевший на торговле солью, несколько раз проваливался на государственном экзамене и не мог получить государственную должность.
Внешняя политика.Танская империя стала одним из наиболее могущественных государств тогдашнего мира и крупнейшим в Восточной Азии. Экономический подъем сопровождался расширением внешнеторговых и культурных связей. Китайские купцы и путешественники посещали не только соседние земли, но бывали в Центральной Азии, Индии, Персидском заливе. В самом Китае обосновались колонии купцов, главным образом индийских и персидских.
С укреплением внутреннего положения династия приступила и к внешней экспансии. Первыми жертвами стали ближайшие северные и западные соседи: тюрки монгольских и восточнотуркестанских степей. Велись походы и далеко на запад, но поражение от арабов в Иране положило им конец. Вмешивались китайцы и в борьбу царств в Корее. На юго-востоке Азии Таская держава временно присоединила к своим владениям северо-восточную часть Индокитая, для чего пришлось подавить упорное сопротивление вьетнамцев. В 679 г. на вьетнамских землях было создано наместничество Аннам. В ходе экспансии усилилось характерное с древности отрицательное отношение к некитайцам, которые считались полулюдьми, неподдающимися цивилизации и не заслуживающими доверия. Так считали даже китайские дипломаты.
Упадок империи.С ростом населения, чему тоже способствовало хозяйственное оздоровление, надельная система из-за тенденции к сокращению крестьянских наделов стала тормозом экономического развития. Малые наделы ухудшали положение крестьян и они начали переходить на частные земли, что было выгодно и феодалам. В итоге их владения стали расти и к середине VIII в. от надельной системы мало что осталось. Соответственно, уменьшение крестьянских наделов и самого количества казенных крестьян вело к сокращению доходов казны. А расходы государства росли из-за амбициозной внешней политики. Огромные средства уходили на содержание армии, которой не в чем не отказывали. Милитаризация тяжелым бременем ложилась на страну.
Росли налоги. Этим воспользовались феодалы, которые для привлечения крестьян нередко взимали с них в своих владениях меньшие поборы, чем государство с казенных. Началось массовое бегство крестьян в частные владения. Всё это упрочивало положение крупных землевладельцев и привело к очередной вспышке сепаратизма. Начавшиеся мятежи знати еще больше сократили налоговые поступлений, причем именно тогда, когда потребность в них увеличилась. Для преодоления кризиса во второй половине VIII в. была проведена налоговая реформа. Вместо прежних налогов с тяглых наделов был установлен единый налог с имущества. Причем налогообложению подлежали все, кто имел земли, в том числе и владельцы поместий, чиновники, купцы. В таких условиях размеры наделов больше не интересовали государство. Была разрешена свободная купля-продажа государственных наделов, их размеры не ограничивались, ибо концентрация земель в руках более богатых лучше гарантировала сбор налогов. Это означало конец надельной системы. Ведущей формой землевладения становилась поместная система[234].
Положение крестьян в результате обозначенных процессов ухудшалось: росли поборы, у попадавших под частную власть менялся общественный статус. Начались бунты, которые, постепенно нарастая, к середине IХ в. слились в единый поток, известный как восстание под предводительством Хуан Чао, бывшего солдата императорской гвардии, затем, как отмечалось выше - торговца. Движение охватило значительные территории и было не лишено элементов организованности. Восставшие захватили Центральный Китай, затем продвинулись на юг, где взяли крупнейший там город - Кантон. Армия Хуан Чао достигла 300 тыс. человек. Его социальная программа была элементарной: "Облагодетельствовать простой народ". Захватив в 881 г. императорскую столицу - Чанань, Хуан Чао провозгласил себя императором. Бежавший из столицы император из династии Тан призвал на помощь северо-западных кочевников - уйгуров, тангутов и других, которые и разгромили крестьянскую армию. В 884 г. Хуан Чао, по легенде, покончил самоубийством.
Но и сама династия после таких бурных событий просуществовала уже не долго. Новые восстания поднимали и крестьяне, и феодалы, отдельные окраинные районы отделялись, усилился нажим варваров на северные границы и в 907 г. империя Тан прекратила свое существование.
КУЛЬТУРА. Идеология.В III-IV вв. в Китае распространяется буддизм. Инициатива исходила от знати, среди которой "иностранная религия" становится своеобразной модой. Причем его внедрение происходило, как и большинство изменений в Китае, под жестким контролем власти, рассматривавшей новую религию в условиях кризиса государственности как очередное средство централизации. Усиленно строились монастыри, устанавливались нормы пострижения в монахи. На юге страны уже к середине lV в. было 1768 монастырей, а к началу VI в. - 2846[235]. В начале VI в. слабая государственная власть на юге в стремлении найти себе опору, объявляет буддизм государственной религией. Введение буддизма, помимо идеологического и политического значения, приобщило Китай к культуре Индии и Центральной Азии.
Но даже в пору своего наивысшего расцвета (Vl-Х вв.) буддизм не сумел завоевать в Китае монопольного положения в жизни общества. Ему противостояла собственно китайская религия - даосизм[236]. Она возникла в первые века новой эры на основе анимистических верований первобытности и состоит из веры в чудеса, заклинания, талисманы, специальных поз и дыхательных упражнений, предназначенных для продления жизни вплоть до достижения бессмертия.
Дао - это великий закон природы и первопричина всего сущего, неподдающееся определению движение мира, путь жизни. Дао не знает, как оно создает мир, так же как люди не знают, как создают свои умственные способности. Весь мир - един и нет абстрактных богов. Всё в мире меняется и понять это невозможно. Но всё - в равновесии: одно наступает, другое отступает. Счастье по дао - жить в гармонии с природой. Отсюда - интерес к ней, связь и с магией, и с медициной (лечить надо все тело). В I-II вв. именно связь с магией, с шаманством, язычеством даосизм приобрел популярность среди крестьян. Этому способствовало и то, что среди даосских лозунгов были и призывы к равенству и осуждение богатств. После восстания "желтых повязок", в 215 г. возникло даже автономное даосское государство во главе с даосским "папой"[237]. В условиях социальных потрясений, гибели империи Хань, даосизм давал опору в ощущении единства с природой, вечной и неизменной. С VII в. появляются даосские монахи, ощущается влияние буддизма, особенно в литургии и философии. Буддийские принципы становятся основой идеологии и в даосизме, в том числе идея переселения душ.
Как и всё в Китае, даосизм практичен. Даосы с помощью схем, карт и компаса определяли, где и когда надо хоронить, кому и с кем вступать в брак, когда следует начинать важное дело.
Но в таких сферах, как государственное устройство, правовые воззрения, юридическая практика, образование, моральные воззрения, отношение к истории и обществу, в повседневной жизни сохраняло за собой ведущие позиции существовавшее уже с VI в. до н.э. конфуцианство - учение о почитании старших, уважении к традициям, порядку и власти, подчинении законам. В отличие от даосизма - синтетического учения о вселенском процессе, конфуцианство характерно конкретностью, стремлением к четкому определению человеческой природы, классификацией человеческих качеств. Конфуцианство давало исчерпывающие рекомендации и по управлению Поднебесной империи, и по самовоспитанию. По Кофнуцию - жизнь - это дар. Человек существует как личность только постольку, поскольку другие признают его претензии. Различаются 3 формы долга человека: высший - по отношению к родственникам, средний - по отношению к общине, низший - по отношению к государству[238]. У Конфуция приоритетны этические нормы, а формальные законы имеют подсобное значение.
Живучесть учения, которому уже в раннее средневековье было более 500 лет, объясняется его соответствием сложившимся в китайском обществе традициям: расчетливостью и практицизмом, опирающимся на житейскую мудрость при слабости воображения. Конфуцианство позволяло человеку знать, как поступать при определенных обстоятельствах. Отсюда - четко разработанный ритуал, заменявший и чувства, выполнение которого позволяло добиваться покоя, как в семье, так и в государстве. В основе учения - следование устоявшимся образцам прошлого, общинному укладу жизни, убежденность, что можно воздействовать на человеческую природу, "отёсывать" человека под общий стандарт поведения и мыслей. В отличие, например, от христианства, признающего несовершенство земного мира и ориентированного на беспредельное духовное совершенство и стремление к небесному, конфуцианство исходит из возможности осуществить гармонию в посюстороннем, земном мире через подчинение индивида распорядку. Актуальность конфуцианства в уже более двух тысячелетий многое объясняет в специфике китайской цивилизации.
В религиозном отношении конфуцианство узаконивало культ предков - своеобразную народную религию китайцев, веривших, что дух, расставшись с телом, продолжает жить на небе, в горах, реках, и оттуда управляет своими живыми родственниками. Поэтому духов задабривали жертвами. Похороны обставлялись с исключительной торжественностью. Бедняки даже продавали своих детей, лишь бы отправить с почетом в мир иной родителей[239]. Поэтому же китаец знал своих предков из поколения в поколение до глубокой древности. Но кроме веры в духи предков особой религиозности и, особенно, фанатизма, у китайцев не было.
Культ предков, кстати, поощрял многодетность. Причем желательны были именно сыновья, продолжавшие род и молившиеся духам усопших. Девочек же старались побыстрее сбыть, выдавая замуж, а в бедных семьях, не имевших возможности обеспечить приданое - и продавая в рабство.
В IV-V в. конфуцианство, под влиянием даосизма и буддизма, как бы модернизировалось, оставаясь как бы внешней оболочкой для этих религий, а также и для возникшего еще в IV в. до н.э. в противоположность ему легизма[240]. К ХI-ХII вв. возникло неоконфуцианства, согласно которому, всё население было было обязано выполнять конфуцианскому ритуалу, а исповедовать дао или буддизм мог любой как частное лицо.
Образование.С конфуцианством же было связано и широкое внедрение с VII в. системы обязательных государственных экзаменов для отбора кандидатов на чиновничьи должности. Это способствовало распространению образования среди правящего слоя. Не допускались к экзаменам представители "низших" профессий и некитайцы. Для сдачи экзаменов требовалось владение стилистикой и каллиграфией, знание конфуцианских канонов, древних книг, умение слагать стихи и сочинения по установленным шаблонам. Хотя эти знания часто не имели никакого отношения к будущей государственной или научной должности, они требовали длительной и серьезной подготовки и были недоступны большинству населения. Но вместе с тем, в, быть может, именно поэтому такая система государственных экзаменов почти без изменений продержалась до ХVI в. (а отдельные элементы - и до ХIХ в.).
Эта система позволяла богатым, но незнатным продвигаться вверх по должностной лестнице, иногда до самых высоких должностей. В этом, кстати, одна из причин устойчивости китайской бюрократической системы, которая возрождалась после любых потрясений. За бедного, но способного родственника платила вся многочисленная родня, рассчитывающая иметь своего человека у власти. Но все же эта система - феодальная в основе, то есть сословная. Лишь 1/3 чиновничества проходила через нее. Остальные приглашались на должности за "заслуги", по рекомендации и протекции. Дело в том, что экзамены были очень трудными, проводились в закрытых помещениях с запретом пользоваться какими-либо материалами. Вот как подготовка к ним виделась современникам:
"Он ехал в Дунлу, чтоб в Великой науке Пишет тоненькой кисточкой мелкие знаки
Совершенного звания достичь. И от чтения совсем занемог…
На экзамен отправился 20-летним, Голова побелела, как снегом покрылась
И еще не вернулся домой. И глаза плохо видят в потьмах"[241].
Сдавший экзамен, но не получивший должности, становился шэнси - ученым. Они были как бы резервом для чиновничества. В них же превращались отставные чиновники. Они были идеологами государства, но становились идейными вдохновителями восстаний, если власть нарушала установленный порядок. Цель и шэнси и чиновничества - принять установленный порядок как порожденный небом и не пытаться его улучшить.
Литература.Из изложенного понятно, что образование в Китае было в большом почете. Высоко ценились красота стиля, четкость почерка[242]. Последнее было тем более важно, что хотя слова китайского языка кратки и односложны, количество иероглифов доходит до 40-50 тыс.[243] Естественно, изучить эту китайскую грамоту чрезвычайно трудно. Тем более, что литературный язык сильно отличался от разговорного. В образованной среде литература была чрезвычайно популярна. Великие классики поэзии VII-IХ вв. много раз переиздавались. Классическими романами зачитывались. Профессионалы-рассказчики на улицах и площадях читали и пересказывали лучшие произведения классиков. Центрами литературного творчества стали не только императорский двор и дворы крупных вельмож в столице, но и многие другие города, дома ученых, торговцев, путешественников, монастыри и школы. С развитием городской жизни - к ХI в. уже были города с миллионным населением - связано появление новелл, описывавших быт тогдашнего общества. Часто содержание новелл заимствовалось из индийских преданий.
Наука.С III в. началось интенсивное развитие научно-технических знаний: астрономии, математики, механики, медицины, географии и др. С VII в. прогресс этих наук стал более бурным. В первой половине VII в. в стране насчитывалось более 3250 ученых-математиков. С конца VI в. при императорском дворце возобновилось собирание и хранение книг, и в VII в. дворцовая библиотека насчитывала около 90 тыс. свитков. Наряду с государственными было немало и частных книжных коллекций. Было установлено ставшее с тех пор традиционным деление литературы на 4 раздела: каноны, история, философия, смесь. В VIII в. появились бумажные деньги, писчая бумага. Тогда же - древнейшая Академия наук. В первой VIII в. началось издание первой газеты, печатавшейся с деревянного клише, и называвшейся "Столичный вестник". В ней печатались указы императора, доклады чиновников с мест, новости. В ХI в. печатали уже с помощью передвижного шрифта, но он не распространился, ибо иероглифы легче было делать на резных досках. В IХ-Х вв. в Китае изобрели порох, компас.
В историографии развивались традиции, заложенные еще древнекитайским ученым Сыма Цянем (146-86 гг. до н.э.). По образцу его "Исторических записок" составлялись исторические своды, охватывавшие I-IV вв. Постепенно государство сосредоточило историописание в своих руках. При дворе существовала особая историографическая канцелярия. Естественно, что и сами историки пользовались большим почетом. На исторических примерах китайцы должны били учиться разумному управлению государством, хвалить правое дело и осуждать дурное. В эпоху Цзинь с VII в. восстанавливалась древняя традиция, согласно которой каждая последующая династия заботилась о составлении истории предшествовавшей. Это создало огромную историческую литературу, достигшую многих тысяч томов. Издавались многочисленные энциклопедии по различным отраслям знаний.
Искусство.III-V вв. стали новым этапом в развитии изобразительного искусства. Развивалась живопись (на бумаге и шелке). Главным считалось изображение человека, раскрытие его духовной жизни. Разрабатывалась теория живописи. В Х в. при императорском дворе была создана Академия живописи. В зодчестве сочетались местные традиции с архитектурой Ирана и Индии. Достижениями строительного искусства стали 37-метровый арочный мост в Хэбэе, сохранившийся до наших дней и мост в Шаньдуне длиной свыше 1 км (оба построены в VII в.), 15-этажная кирпичная пагода (523 г.) - самая древняя из сохранившихся подобных сооружений, а также "Большая пагода диких гусей" высотой 65 м (652 г.).
Повседневная жизнь, бытопределялись конфуцианством и даосизмом. Даосские идеи о мировом равновесии и единстве сводились к представлениям о соединении в едином целом двух частей: мужской (ян) и женской (инь). Считалось, что умственное развитие уводит с естественного пути. Надо развивать телесное, куда входят и сексуальные отношения. Если в христианстве секс греховен сам по себе, в Китае это - священный долг. В отличие от индийской культуры, секс и любовь не разделялись. Для мужчин считались полезными связи со многими женщинами, что вело к распространению гаремов. Нередко сыновей замечали в связи со скучающими женами и наложницами отцов. Соответственно, положение женщин опиралось и на конфуцианство, которое было против их участия в государственных делах.
Отличительной чертой китайской жизни было приниженное положение военных. Их статус не почетен: "из хорошего металла не делают гвоздей, хороший человек не идет в солдаты". Многочисленная китайская армия состояла обычно из деклассированных элементов. Конфуцианство ценило грамотность, ценилась не сила, а образованность. Именно образованные и составляли э<