Типология раннего феодализма в европе.

Материалы предыдущих лекций наглядно продемонстрировали основные региональные различия генезиса европейского феодализма. Наиболее значительно разнятся территории бывших римских провинций и варварские земли, не испытавшие античного влияния. Но серьезные отличия, как отмечалось, проявились и при развитии новых отношений в разных частях бывшей Римской империи.

Наиболее динамично феодальные порядки формировались в северной Галлии, где расселились франки. Здесь произошел так называемый уравновешенный синтез античных и варварских порядков. При расселении на чужой территории у франков разрушились родовые отношения. Необходимость управлять обширными землями потребовала быстрой консолидации правящего слоя завоевателей. Так варварские дружинно-демократические порядки сомкнулись с еще сохранившимися остатками римского административного опыта (римляне-сотрапезники короля - по Салической Правде): появились королевства с наместниками-графами в бывших провинциях, поместья знати с неполноправным (из рабов) обслуживающим населением, элементы налоговой системы, в сельских общинах под влиянием римского частного землевладения укрепляется аллод. Перенимание римских агротехнических достижений еще больше укрепило индивидуальные возможности крестьян-аллодистов, а римские традиции гражданских прав у свободных способствовали усилению самостоятельности землевладельцев. Запустевшие города не оказывали никакого воздействия на проходившие процессы.

В итоге преобладание свободных крестьян с гарантированными правами предотвращало произвол правителей и заставляло их консолидироваться. Эта консолидация происходила на договорной основе (сеньор-вассал), восходившей к традиции варварской дружины. В течение VII-IХ вв. правящий слой консолидировался в господствующее сословие - феодалов, монопольные права которых на власть позволили им, начиная с VIII в., подчинять мелких земельных собственников-аллодистов. Последние в IХ-Х вв. попали в полную зависимость от господ. Но слабость государственного аппарата заставляла феодалов учитывать традиционные права рядовых соотечественников и формы крестьянской зависимости здесь оказались довольно умеренными.

Феодальное государство с характерной для Запада сеньориальной структурой власти здесь начало формироваться с VIII в. в ходе бенефициальной реформы, начатой Карлом Мартеллом. В Х-ХI вв. сеньории стали повсеместным явлением. Число феодалов-рыцарей увеличилось, по сравнению с IХ в. в 1,5-2 раза[150]. Распространились и небольшие рыцарские владения. Причем, наряду с феодами, многие рыцари сохранили и свои аллоды, расположенные в разных местах чересполосно с крестьянскими наделами[151].

Происходило это в процессе расширения числа владельцев иммунитетных прав. Если в VIII-IХ вв. ими обладали только представители знати и королевской администрации (герцоги, графы), то с Х-ХI вв. иммунитеты получали практически все феодалы. В результате феодалы стали, как отмечалось в лекции 5, шателенами, то есть обладателями политической власти - бана[152]. Устанавливалась, как теперь часто пишут историки-медиевисты - сеньория бана - феодальная власть, основанная не на владении землей, а на праве навязывать свою личную власть нижестоящим, невходящим в правящее сословие. В этом - составляющий признак феодализма вообще, как системы власти, основанной на сочетании монопольных прав на землю с правом личного, внеэкономического подчинения, принуждения со стороны любого представителя правящего сословия.

Рассмотренные процессы происходили плавно, без серьезных потрясений и не разрушали хозяйственную жизнь. Более того, хозяйственная самостоятельность крестьян и невмешательство сеньоров во внутрипоместную деятельность их вассалов создавали определенный уровень экономической свободы. В итоге становление феодализма у франков каролингской эпохи сопровождались хозяйственным подъемом, что ускорило общественное развитие.

К ХII в. это привело к сближению форм эксплуатации и правового положения всех категорий зависимого сельского населения. То есть в Х-ХI вв. во Франции произошло перерастание раннего феодализма в зрелый.

Таким образом, генезис феодализма на Западе состоял в переходе от аллода к феоду с появлением личных зависимостей (и земледельцев, и мелких землевладельцев), потери аллодистами прежних свобод и вхождением их в феоды. При этом первобытные представления о свободе через права на землю (аллод) менялись на представления о свободе как совокупности политических прав на управление (через иммунитеты и сеньорию бана).

Отличительными чертами западноевропейского феодализма были:

ü господство частного землевладения (сеньорий) при отсутствии или слабости государственного землевладения (знать рано достигла экономической и политической самостоятельности, потому опередила королей в подчинении свободного населения);

ü преобладание среди непосредственных производителей мелких крестьян - держателей земли на феодальном праве, которые были самостоятельными в хозяйственной деятельности на своих наделах, но находились в различной степени зависимости (личной, поземельной, судебной);

ü слабость общины-марки по сравнению с общинами Востока;

ü частновладельческий (не государственный) характер эксплуатации крестьян в форме получения феодальной ренты с помощью частновладельческих же средств принуждения;

ü связь крупной земельной собственности с политической властью, основанная на частной власти (от иммунитетов);

ü вассально-ленная иерархия правящего сословия.

В более южных (средиземноморских) римских провинциях, в раннем средневековье тоже происходил синтез варварских и античных порядков, но с сильным преобладанием последних. Это породило иной характер генезиса феодализма. Наиболее яркий пример - Византия, где длительное сохранение рабовладельческого уклада, античных форм собственности, позднеримской государственности и городской жизни замедлили складывание феодальных институтов. Благодаря наличию, наряду с рабами, значительного свободного трудового населения и более развитым хозяйственным связям, чем на западе, в Византии сохранилась старая государственная машина с развитой бюрократией. Последняя не позволила сложиться такой экономической и политической самостоятельности различных групп землевладельцев, как на Западе. Положение в общественной иерархии здесь определялось не владением землей, а должностью. Это не создало условий для более динамичного хозяйственного развития, как в Западной Европе, то есть способствовало отставанию Византии от Запада и сближению ее с Востоком. К тому же сохранение старой аристократии, мощной бюрократии и горожан сделало господствующий слой более многочисленным, чем на Западе, что увеличило поборы с трудового населения и тоже затруднило хозяйственное развитие. Итог - медленные темпы феодализации.

Итак, для генезиса феодализма в Юго-Восточной Европе было характерно:

ü сильное государство с развитой бюрократией, контролировавшей всю экономику страны;

ü слабость, подчиненность землевладельцев, отсутствие у них политической и экономической самостоятельности, при сохранении римских правовых норм и частных земельных владений;

ü наличие различных категорий крестьянства, среди которых в раннем средневековье преобладали государственные;

ü сильная крестьянская община, сдерживавшая разорение крестьян, но одновременно замедлявшая формирование поместного землевладения;

ü разветвленная налоговая система, включавшая и финансовый контроль за частным землевладением;

ü отсутствие экономической самостоятельности землевладельцев, ослаблявшее их политические претензии.

Но в ХI в., по мере укрепления землевладельцев в своих поместьях и параллельного ослабления центральной власти, в Византии начинается рост сепаратизма. То есть объективные процессы развития частновладельческого феодализма, сформировавшиеся в Западной Европе, но потенциально присущие и Византии как наследнице античных правовых традиций, постепенно и в ней стали пробивать себе дорогу. Но позднее на целую эпоху.

Третий регион, где отсутствовало римское влияние, характерен так называемым бессинтезным типом генезиса феодализма. Это относится к Центральной, Восточной и Северной Европе. Здесь развитие шло естественным путем. Долго сохранялись сильные общины, которые задерживали формирование аллода у германцев и препятствовали появлению такового у славян.

В частности, в славянских землях, где стабильные государства стали возникать в IХ-Х вв., великоморавские князья, Пржемысловичи, Пясты, Рюриковичи, венгерские Арпады, в отличие от Западной Европы, были не только самыми крупными землевладельцами в своих странах, но и единственными. Они имели право распоряжаться всей землей и жившими на ней людьми не как частные лица, а как правители. Опирались они не на местных, автономных феодалов, как у франков, а так называемую "градскую организацию" - родственников и приближенных, которым они поручали управлять отдельными землями от своего имени[153]. Поэтому крупное землевладение возникало по принципу кормлений, то есть, не закреплялось в наследственные владения. В отсутствие традиций отчуждения земель в частные владения всё правящее сословие здесь жило не за счет принадлежавших ему земель с крестьянами, а за счет государственных доходов, которые собирались с тех же крестьян в государственную (княжескую) казну. Поэтому крестьяне оставались лично свободными, наследственными держателями земель в общинах и не складывалось крупного частного землевладения - сеньорий. А в личных усадьбах знати работали рабы (как у франков при Меровингах). Поэтому долго не складывалось мелкое землевладение служилого слоя - рыцарей, задерживалось их оседание на землю.

Феодализация здесь состояла не в личном (юридическом) закабалении крестьян сеньорами, как на Западе, а в потере ими прав на свободное владение землей по старым общинным традициям. Земля становилась государственной и за нее платили налог. В этом - особенность феодализации в Центральной Европе[154]. Но такое развитие замеляло структурирование славянских обществ - господствовавший слой складывался в особое сословие медленно. Начавшись в VIII-IХ вв., этот процесс завершился лишь в ХI-ХIII вв., то есть за рамками так называемого раннего средневековья.

Если обратиться к хронологии, то вассально-ленная система западного типа в Х-ХI вв. сложилась только в германских землях под франкским влиянием. А свободные общинники преобладали в Англии и Германии до ХI-ХII вв., у западных славян - до ХIV в.

Для Англии и Скандинавии, в отличие от славянских земель, в силу природных особенностей, как уже отмечалось, была характерна бóльшая индивидуализация крестьянской хозяйственной жизни, что в последствии привело к распространению там западной модели развития с частными земельными правами.

Таким образом, для региона с "бессинтезным" типом генезиса феодализма наиболее общим было:

ü общественное развитие на внутренней основе, без влияния античных институтов;

ü более сильные общинные связи, особенно у славян;

ü медленное вычленение правящего слоя из-за отсутствия представлений о частных правах на землю;

ü медленное становление государственности;

ü сохранение свободного крестьянства.

Как видно, наиболее динамично общество развивалось там, где варварские и античные порядки уравновешивали друг друга - то есть в землях франков. Замедленные темпы отмечаются при преобладании одного из укладов: первобытного или античного. Особенно это заметно при сопоставлении темпов складывания одного из основных феодальных сословий - зависимого крестьянства: у франков оно сложилось в IХ в., в Италии - в ХI-ХII вв., в Германии и далее на восток Европы - в ХI-ХIII вв. и позднее.

Итак, в раннесредневековой Европе выделяются 3 основных региона с разными формами и темпами общественного развития. Динамичнее всего шли по пути к феодализму франки. Уже с рубежа V-VI вв., когда "люди короля" получили право селиться на общинных землях, у них начал формироваться служилый слой - будущие землевладельцы-феодалы. Но до VIII в. это оседание на землю шло медленно и не разрушало общину, а как бы сосуществовало с нею, "врезалось" в варварское общество. Лишь с VIII в., при Каролингах, феодализация расширилась и углубилась: все представители служилого слоя оседают на землю и образуют феодальное сословие, а крестьяне попадают в зависимость от новых землевладельцев. В землях с преобладанием античных или варварских порядков в силу отмеченных выше причин феодализация началась позже и происходила медленнее. В итоге феодальный уклад стал ведущим у франков к Х в., а к востоку, югу и северу от них - с ХI-ХII вв.

РОЛЬ ОБЩИНЫ

Наши рекомендации