Международно-правовые акты, акты СССР и акты Конституционного Суда РФ как источники российского права
Согласно ст. 15 п. 4 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом РФ, то применяются правила международного договора.
Речь в данном случае идет о различного рода международных пактах о правах человека, конвенциях, международных договорах, ратифицированных Российской Федерацией. Признание указанных актов частью российского права не лишает международное право его самостоятельности в качестве особой отрасли, а подтверждает лишь его примат (первенство) над внутригосударственным.
После распада СССР Верховным Советом РСФСР принято постановление, согласно которому на территории Российской Федерации продолжают действовать законы и иные акты СССР, если они не противоречат законам России и если по соответствующим вопросам отсутствуют российские нормативные акты.
\. Конституционный Суд РФ не относится к числу право-творческих органов, в том смысле, что он не правомочен принимать нормативные акты, устанавливающие новые нормы права. Однако он все-таки принимает участие в правотворче-стве, ибо последнее предполагает также изменение и отмену действующих норм. Конституционный Суд своим решением может признать законы, указы Президента РФ и иные акты неконституционными, в силу чего они утрачивают юридическую силу, т. е. фактически отменяются. Этим самим вносятся существенные изменения в действующий массив норм права. Например, Конституционный Суд признал неконституционной норму закона о пенсиях, приостанавливающую выплату пенсии лицам, находящимся в заключении по приговору, суда, а также норму Жилищного кодекса об утрате права-на жилплощадь теми же лицами после шести месяцев заключения. Таким образом, Конституционный Суд внес существенные изменения в законодательство.
15.5. Действие нормативных актов по времени, в пространстве и по кругу лиц
Общеобязательность нормативных актов, их действие не беспредельны, а ограничены пространством, временем и кругом лиц.
Действие нормативных актов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы. •
Момент начала действия нормативных актов определяется следующими правилами:
а) если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;
б) если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида
8 Теория государства и права
нормативных актов, установленные законом или иным актом.
Согласно Закону Российской Федерации от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через десять дней после их опубликования. Законы о поправках к Конституции вступают в силу со дня их опубликования (Закон от 6 июня 1998 г.).
Согласно указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федераций, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования
Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Акты ПравительстваРФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования.
Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб и т. д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции
РФ.
Особый порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. Федеральное законодательство о
налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодексРФ, вступают в силу не ранее ! января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НКРФ).
Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают и силу по истечении 30 дней после их опубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст. 11 ТК РФ).
Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных актах. Например, законы Свердловской области иступают в силу через 7 дней, а Иркутской — через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен 1аконом-
Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.
Действие нормативных актов прекращается:
— в случае прямой отмены;
—- по истечении срока, на который принят нормативный
:1КТ;
— в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом.
С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции РФ <ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления по в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную >-илу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом оказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если н-о прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НКРФ).
Переживание закона — это применение отмененного, уже нс действующего в момент применения закона к фактам, ко-юрые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.
Действие нормативных актов в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты дей-
ствуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территорий и т. д.
Пространство, на которое распространяется суверенитет (власть) государства, включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.
Действие законов в пространстве означает, что законы распространяются на всех субъектов, находящихся в соответствующем пространстве. Однако в ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд законов распространяется только на гражданРФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности, избирательные законы и др.). Территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там законы РФ не действуют.
Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и т. д.
15.6. Правотворчество: понятие, стадии, принципы
Как вытекает из самого термина, Правотворчество — совокупность актов, действий, направленных на создание права. Однако подход к пониманию правотворчества может быть разным в зависимости от самого понимания права. Если встать на точку зрения естественного права, то правотворче-ский орган, например парламент, не творит, а только открывает, обнаруживает право, облекая его в законы. Другая точка зрения, крайнего волюнтаризма, представлена юридическим позитивизмом. Здесь воля государства— единственный фактор, порождающий право.
Очевидно, что реальное положение дел находится посредине между этими крайними взглядами, выражается в прагматическом подходе к вопросу о соотношении права и государства. Право — результат правотворческой деятельности государства. В праве выражается его воля. Но эта воля — не голый приказ, не чисто волюнтаристский произвол, а воля детерминированная, обусловленная многочисленными факторами общественной жизни (структурой экономических отношений, уровнем развития экономики, системой социальных отношений, соотношением социальных и политических сил, их конфронтацией или согласием, состоянием правосознания, правовой культуры, определенными ожиданиями общества относительно целей и правовых средств решения той или иной социальной проблемы, состоянием преступности и законности в обществе и т. д.).
Правотворчество — это деятельность рациональная, направленная на решение определенных социальных проблем, па достижение определенных целей экономического, поли-гического, социального, экологического характера и т. п.
Правотворчество — это деятельность компетентных субъектов, направленная на издание и совершенствование нормативных актов.
Субъектами правотворчества являются государственные органы, наделенные соответствующей компетенцией (правом па издание нормативных актов), органы местного самоуправления, а также народ при принятии законов путем референдума.
Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами (Конституцией, регламентом, уставом и т. д.). Задачей право-| норчества является совершенствование законодательства для постижения целей, которые ставит перед собой законодатель.
Правотворчество заключается в издании новых нормативных актов, отмене или совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.
С точки зрения теории информации Правотворчество представляет собой процесс движения, трансформации информации, создания нового вида информации в виде норма-швных актов.
Эффективный, действенный нормативный акт может оыть издан только на основе знаний, на основе информации.
Законодатель должен получить следующие виды информации: о состоянии действующего наличного законодательства в соответствующей сфере общественной жизни; о практике реализации и применения указанного законодательства; о реальных результатах (положительных и отрицательных) действия указанного законодательства и его применения; о состоянии соответствующей сферы общественных отношений, подлежащих регулированию; о тенденциях их развития и т. д.; о правосознании общества, его оценках действующего законодательства и ожиданиях, желаниях общества относительно нового законодательства и, наконец, научную информацию — оценку наукой действующего законодательства и ее предложения относительно его совершенствования.
В ходе правотворчества определяются, конкретизируются цели, которые должны быть достигнуты в результате принятия новых законов.
На основе указанной информации и соответственно целям вырабатываются разные варианты (альтернативные) решения законодательной проблемы. Из альтернативных вариантов избирается вариант наиболее целесообразный, т. е. наиболее соответствующий поставленным законодателем целям и наиболее соответствующий представлениям общества о справедливости.
Таким образом, в информационной модели правотворчества можно выделить следующие стадии: сбор необходимой информации, оценка указанной информации и определение целей регулирования, выработка альтернативных вариантов законодательного решения, выбор одного из альтернативных вариантов и его оформление в виде нормативного акта.
Процесс правотворчества протекает в рамках процедуры, установленной соответствующими законами, и проходит ряд стадий. Процедурная, процессуальная модель правотворчества предполагает следующие стадии: законодательной инициативы и подготовки нормативного акта, обсуждения, принятия и опубликования.
Законодательная инициатива (предложение принять законодательный акт) может быть неофициальной, исходящей от отдельных лиц, групп, партий и т.д., и официальной (формальной), исходящей от субъектов, предусмотренных законом. Предложения о принятии законов, исходящие от субъектов, обладающих правом официальной законодательной
инициативы, подлежат обязательному рассмотрению законодательным органом.
Круг субъектов, обладающих правом официальной законодательной инициативы, определен Конституцией РФ: Президент РФ, палаты Федерального Собрания, отдельные депутаты, ПравительствоРФ, верховные судебные инстанции, представительные органы и правительства субъектов федерации. Субъекты официальной законодательной инициативы в республиках, краях и областях определяются их конституциями и уставами.
Следует особо выделить народную официальную законодательную инициативу. Так, по Уставу Свердловской области (ст. 66) право такой инициативы предоставлено гражданам области в количестве не менее десяти тысяч.
Субъект, выступающий с предложением о принятии закона, обычно предлагает готовый законопроект. Если же инициатива не подкреплена законопроектом, то законодательный орган принимает меры к ее разработке.
Стадия обсуждения законопроекта наиболее ответственная, во многом определяющая содержание будущего закона. Она проходит несколько чтений (обсуждений). На первом чтении заслушиваются доклад лица, внесшего законопроект, содоклад соответствующего комитета представительного органа, вносятся поправки, дополнения. Законопроект или отвергается или одобряется в целом и направляется на доработку в комитеты представительного органа. На втором чтении обсуждается доработанный вариант законопроекта, принимается решение поставить его на голосование или направить на третье чтение.
Принятие закона. Закон принимается путем голосования депутатов соответствующего законодательного органа. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов, а конституционные законы — не менее чем Уз от общего числа'депутатов Государственной Думы. Затем в течение пяти дней законы передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается принятым, -если он одобрен простым большинством, а конституционный закон — г/^ членов Совета Федерации. При отклонении закона Советом Федерации создается согласительная комиссия или Государственная Дума принимает закон при повторном голосовании не менее чем Уз голосов.
Принятый закон в пятидневный срок направляется ПрезидентуРФ, который в течение 14 дней подписывает закон и обнародует его или отклоняет. В последнем случае Федеральное Собрание квалифицированным большинством голосов в ^3 может преодолеть вето Президента, и тогда Президент РФ обязан его подписать. Днем принятия федерального закона считается день его принятия Государственной Думой. Днем принятия федерального конституционного закона РФ считается день одобрения его Советом Федерации. Порядок принятия законов субъектов федерации определяется их конституциями или уставами и регламентами.
Опубликование законов и иных нормативных актов. Публикация (обнародование) нормативных актов — необходимое условие эффективного функционирования права, ибо без доведения информации о нормах права до их адресатов невозможно правовое регулирование.
Официальная публикация является и формальным условием для определения начала действия нормативных актов, и подтверждением аутентичности, официальности их текстов. Согласно Конституции РФ (ст. 15) неопубликованные законы нс применяются. Как.отмечено выше, публикация является необходимым формальным условием действия вообще всех нормативных актов, затрагивающих права и обязанности граждан. Это тем более необходимо, что в правовом регулировании действует принцип: незнание права не освобождает от ответственности и других неблагоприятных последствий (цтогайа }пп5 поп ехсивщ — незнание права не извиняет). Законы, постановления палат Федерального Собрания, акты Президента, Правительства, Конституционного Суда РФ публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации, которое периодически выпускается отдельными книгами, а также в газете «Российские вести».
Каждый акт, помещенный в Собрание законодательства, занимает свою позицию в этом собрании и обозначается номером статьи. Ссылка на соответствующий акт в Собрании обозначается обычно сокращенно, например: СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 2. Это означает, что данный акт помещен во втором выпуске (книге) Собрания законодательства РФ за 1999 г. и занимает в этом выпуске среди опубликованных актов вторую позицию (место).
Нормативные акты федеральных органов исполнительной иласти (министерств, ведомств) после их регистрации в Министерстве юстиции РФ в течение 10 дней публикуются в газете «Российские вести», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература».
Официальными являются также тексты законов, указов, постановлений, актов ведомственных органов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Крупные нормативные акты (конституции, уставы, кодексы, положения, правила) публикуются отдельными выпусками.
Порядок опубликования нормативных актов субъектов федерации и формы официального опубликования определяются их законами. Акты законодательных органов обычно публикуются в изданиях под названием «Ведомости», например «Ведомости Свердловской областной думы». Официальным изданием здесь служит также «Областная газета».
Принципы правотворчества. Это основополагающие идеи (ценности), на которые должно ориентироваться правотвор" чество.
Законность правотворчества состоит в том, что оно должно осуществляться в рамках законов. Во-первых, нормативные акты должны приниматься в рамках компетенции (полномочий) соответствующего органа; во-вторых, должны соблюдаться процедура, порядок подготовки, обсуждения, принятия, опубликования, предусмотренный законом; в-третьих, должна соблюдаться иерархия нормативных актов.
Демократизм правотворчества с формальной точки зрения предполагает принятие основополагающих нормативных актов — законов только представителями, избранными народом, и подчиненность законам всех прочих актов, принятие законов путем референдума, вынесение законопроектов на всенародное обсуждение. С содержательной точки зрения в законах и иных нормативных актах как результатах право-творчества должны находить выражение, закрепление ожидания, интересы и потребности большинства народа.
Научность правотворчества проявляется в использовании данных науки, прежде всего юридической, экономической, социологии, криминологии, медицины и т. д. при подготовке законопроектов, привлечении для экспертизы законопроек-
тов ученых соответствующей области знаний. При подготовке законов экономического, да и иного характера важны дросчет--финансовых, материальных расходов, 'необходимых для реализации закона, определение источников этих расходов. Важно не только предвидеть поло~жительные результаты действия законов, но и учитывать побочные результаты как отрицательного, так и положительного характера.
Оперативность правотворчества — необходимое условие эффективности правового регулирования. Она предполагает своевременность издания нормативных актов, недопущение положения, когда законы отстают от жизни. Здесь важно действовать на опережение, важно предвидеть зарождающиеся в обществе общественные процессы положительного и отрицательного свойства, своевременно на них реагировать путем принятия соответствующих нормативных актов. Оперативность предполагает и быструю ликвидацию пробелов в законодательстве, своевременную отмену и изменение устаревших актов, издание актов, предусматривающих механизм, порядок реализации законов и т. п.
Связь правотворчества и практики. Нормативные акты— это всегда средство, инструмент достижения практических целей. С помощью права достигается определенный положительный результат, состоящий в возникновении и упрочении отношений, процессов, ситуаций, создающих благог риятные условия для нормального существования и развития общества, или, напротив, в устранении факторов, неблагоприятных для общества. В этом действии права возможны определенные сбои, ошибки, ведущие к отрицательному результату и недостаточной эффективности права. Такие сигналы подает пра-вотворчеству практика в той или иной сфере общественной жизни. Поэтому связь с практикой, учет эффективности или неэффективности действия права* являются непременным принципом правотворчества. Только практика может дать объективную оценку действенности права. Она может выявить пробелы в праве, ошибки, допущенные законодательством, и другие отрицательные моменты регулирования.
Глава 16. СИСТЕМА ПРАВА