Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Основная идея теории правового государства — это идея (мысль) о связанности государства правом
Основная идея теории правового государства — это идея (мысль) о связанности государства правом. Можно предположить, что эта идея зародилась вместе с возникновением государства, ибо еще в условиях догосударственного развития все органы первобытной, а затем военной демократии формировались и функционировали в рамках определенной нормативной системы -— обычаев и табу, освящались религиозными ритуалами и т. д.
Всякая власть всегда стремится к расширению своих властных полномочий, властного пространства, распространить свое влияние на более широкий круг субъектов и отношений. Это неизбежно ведет к ущемлению свободы и интересов подвластных, которые не мирятся с узурпацией власти, противодействуют ей, опираясь прежде всего на существующую в обществе нормативную систему, ставящую власти пределы.
Уже в древности мы наблюдаем не единичные случаи, когда субъект, узурпирующий власть, изгоняется народом как нарушитель вековых обычаев. Вспомним, что последний царь в Древнем Риме — Тарквиний Гордый был изгнан из Рима за узурпацию власти и заменен двумя военачальниками (консулами). С изгнанием князей мы встречаемся и у славян. Можно здесь вспомнить печальную судьбу князя Игоря, казненного древлянами. Можно сказать, что идея ограничения власти, правомерность борьбы против узурпаторов власти присуща любому свободолюбивому народу.
Гуго Гроций в своем сочинении «О праве войны и мира» приводит более десяти случаев, когда народ имеет право оказывать сопротивление властям, в том числе в случае узурпа-
ции власти, нарушения монархом закона, условий, на которых вручена власть, и др.
С возникновением государства и права эти идеи получают философское, религиозное и правовое обоснование и выражение. Мы видим их уже в сочинениях древних мыслителей. Древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится над чьей-либо властью. Там, где закон — владыка над прави-юлями ... я усматриваю спасение государства». Эти идеи верховенства права, закона над властью государства мы видим в сочинениях Аристотеля, Цицерона.
Император Юстиниан в VI в. н. э. в своей конституции "О составлении Дигест» писал, что нельзя найти среди всех дел ничего столь важного, как власть законов, которая изгоняет всяческую несправедливость.
Более обстоятельно идеи связанности государства правом, идеи господства права были развиты в трудах Д. Локка, III. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. В частности, двумя первыми бьша развита идея разделения властей как одно из условий господства права.
Концепция правового государства связывалась и связывается, как правило, с идеями естественных неотчуждаемых прав человека. Согласно этим взглядам естественное право независимо от государства и стоит выше него. Однако среди сторонников правового государства мы видим и таких, которые исходят из связанности государства позитивным законом, принятым государством. Так, Ж.-Ж. Руссо писал, что закон принимается сувереном (народом), правительство— только слуга и исполнитель закона.
Философское обоснование правового государства дал И. Кант, который рассматривал государство как объединение1 множества людей под эгидой права.
Концепции правового государства придерживались и представители юридического позитивизма. Именно представитель этого направления Р. фон Моль дал первый более или менее обстоятельный анализ правового государства в 1832 г., назвав в качестве высшего его принципа свободу граждан. Чтобы добиться воплощения указанного принципа, требуется связанность государства правом. Еллинек, представитель того же направления, писал о самоограничении государства пра-ном, а субъективные права граждан представлял как защи-
щенные интересы. Идея примата права над государством соответствовала духу либерализма, отвергавшего вмешательство государства в хозяйственную жизнь.
Нормативист Г. Кельзен — также сторонник правового государства, которое, с его точки зрения, есть воплощение права, правопорядок. Идею примата права поддерживает и представитель солидаризма Л. Дюги. По его мнению, право как нормы солидарности предшествует государству, более того, стоит над государственной организацией.
С позиции психологической теории права Л. Петражиц-кого государство по отношению к понимаемому им праву как к праву интуитивному играет служебную роль, оно обязано воплощать его в законах позитивного права (о теориях права см. гл. 13).
Таким образом, идеи примата права по отношению к государству присущи не только теориям естественного права, как это иногда преподносится, но и другим течениям правовой мысли.
В России идеи связанности государства правом, правового государства получили развитие в трудах русских либералов. Первым пропагандистом либерализма была Екатерина II. Идеи либерализма нашли отражение в «Наказе», написанном ею для членов комиссии по Уложению законов.
Значительную роль сыграл М. М. Сперанский в царствование Александра I. Основываясь на идеях естественного права, он разработал первый проект политического устройства России, предусматривающий разделение властей. Это был по сути дела проект первой конституции, оказавшийся неосуществленным. Деятельность Сперанского была прекращена самим Александром I, который убоялся собственного вольнодумства.
В этом ряду следует назвать А. Н. Радищева, декабристов, ученых-правоведов 60—70-х гг. прошлого столетия — Б. Н. Чичерина, К. Б. Кавелина, А. М. Унковского.
В 90-е гг. в условиях политического и идейного кризиса сформировалась волна «нового либерализма». С развитием капитализма расширилась социальная база либерализма, появились новые имена, новые идеи. Набирало силу конституционное направление либерализма (П. Струве, Н. И. Милюков, С. Л. Франк). Оно послужило ядром «Союза освобождения», а позднее — партии кадетов — конституционных де-
1^0
мократов, которые отстаивали необходимость конституционного ограничения самодержавия.
«Новый либерализм» воспринял идеи естественных прав, правового государства, но развивал и идеи демократического социализма, отмежевываясь при этом от марксистского социализма. Если старый либерализм стоял на точке зрения невмешательства государства в дела гражданского общества (государство — «ночной сторож»), то «новый либерализм» стоял на позициях активного вмешательства государства в социальные отношения, борьбы с монополизмом, обеспечения прав на достойное существование, гарантирован ности каждого от деспотизма одного лица, партии, класса и даже «самодержавия» народа.
В числе сторонников этих взглядов следует назвать имена видных ученых-юристов — П. И. Новгородцева, А. Покровского, В. Гессена, Л. И. Петражицкого, Б. А. Кистяковского, С. Гессена.
«Новый либерализм», как ужеотмечено, связывал идеи правового государства с социализмом.Социализм понимался как политика социальныхреформ, всякие революции отвергались. Правовое государство рассматривалось как высшая форма государственногобыта. Б. А. Кистяковский видел в нем плацдарм для перехода ксоциалистическому государству. «Новые либералы» стояли посути дела не просто на позициях правового государства,а, как бы мы сегодня сказали, на позицияхправового социального государства.
Как известно, большевики придерживались идей диктатурыпролетариата — власти, неограниченной никакими законами. Но взгляды этой партии(впоследствии -— КПСС) поотношению к правовому государству претерпели существенныеизменения; иногда говорят, чтоэто были фактически разныепартии: Ленина, Сталина,Хрущева и Брежнева, Горбачева, а теперь и Зюганова.
XXII съезд КПСС пришел к выводу, что диктатура пролетариата в нашей стране отмерла, государство превратилось в общенародное. Этот и последующие съезды постоянно подчеркивали необходимость укрепления законности. В теории государства возникла концепция государства социалистической законности. Конституция СССР 1977 г. в качестве основного направления развития политической системы зафик-
сировала развитие демократии и укрепление правовой основы государственной и общественной жизни.
Состоявшаяся в июне 1988 г. Всесоюзная конференция КПСС открыла дверь реформам политической системы СССР. Одной из важных задач, поставленных конференцией, была задача формирования социалистического правового государства. Ныне ни одна партия в России, за исключением праворадикальных движений, не отвергает идею правового государства. В Конституции Российской Федерации 1993 г. записано, что Россия является демократическим, федеративным, правовым государством, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст,1, 2).
С распадом СССР цель формирования гражданского общества и правового государства воспринята почти всеми государствами, входившими в состав СССР. Таким образом, можно заключить, что права и свободы, правовое государство ныне восприняты человечеством как общечеловеческие ценности.