I. Р.Бендикс: особенности патримониального управления по М.Веберу
Патримониализм означает прежде всего, что все государственные должности ведут свое происхождения из управления хозяйством правителя. Все политические дела, которые не касаются непосредственно хозяйства, объединены с определенными функциями, исполняемыми при дворе государя... Поэтому государственные чиновники первоначально являются слугами и личными представителями правителя. В качестве таковых они набираются из числа зависимых людей - рабов, крепостных и т.д., - на повиновение которых он может полагаться. Патримониальные слуги такого рода вначале содержатся при дворе. Достигнув определенного ранга, они получают место за столом правителя - важную привилегию, которую патримониальные чиновники сохраняли длительное время и после того, как она утратила какое-либо экономическое значение. В принципе, правитель в состоянии лишить их подобных привилегий по своему усмотрению...
Хотя первоначально господин набирает своих чиновников из числа лично зависимых от него людей, этого оказывается недостаточно для управления крупными территориями. По мере увеличения управленческого аппарата становится сложно содержать его как часть двора правителя. В результате создаются постоянные должности, часто находящиеся под надзором высшего сановника. Этот сановник и его непосредственные подчиненные являются могущественными фаворитами, пока они пользуются доверием патримониального правителя. По причинам чисто личного характера они могут неожиданно возвыситься или утратить свое положение...
При патримониализме господин рассматривает все управление как свое личное дело и использует обладание политической властью как дополнение к своей собственности. Он наделяет властью чиновников от случая к случаю, отбирая их и давая им особые задания на основании своей субъективной уверенности в них и не устанавливая какого-либо постоянного разделения труда между ними. Даже в крупных государствах, организованных подобным образом, невозможно обнаружить какой-то системы в потоке официальных титулов с постоянно меняющимся значением.
Чиновники, в свою очередь, рассматривают свою деятельность как чисто личную службу, основанную на их долге повиновения и уважения. Их “права” фактически являются привилегиями, которые даются или отбираются правителем по его усмотрению, а ограничение их функций может быть лишь побочным результатом экономического и личного соперничества между ними. По отношению к подвластному населению они могут действовать так же произвольно, как правитель действует по отношению к ним, если только они не нарушают традицию и интересы правителя в сохранении послушания и экономической продуктивности его подданных. Другими словами, патримониальное управление - это управление и судопроизводство от случая к случаю, сочетающее в себе произвольное употребление личной власти с должным почтением к священной традиции и определенным установившимся индивидуальным правам. В результате патримониальный чиновник сталкивается с дилеммой, когда непреложные приказания правителя вступают в противоречие с традицией...
Патримониальный правитель и его чиновники не обязаны выполнять свои служебные функции, если только традиция не требует этого от них. По большей части чиновники могут действовать по собственному усмотрению и тогда они исполняют официальные акты только за плату, которая заново устанавливается в каждом конкретном случае или фиксируется на определенном уровне. Право отправлять официальные акты, за которые взымалась плата, нередко становилось патримониальной собственностью и могло быть продано, сдано в аренду или унаследовано, как любая другая собственность. Таким образом, патримониальный чиновник мог купить или арендовать это право у правителя, а затем продать его или отдать в аренду другому лицу; в таком случае он отказывался от причитающихся ему как обладателю должности выплат, но сохранял за собой право самому назначить преемника. Первоначально правитель обычно противодействовал пожизненному присвоению и наследованию должностей, но коль скоро обстоятельства вынуждали его уступить контроль над ними, он стремился получить свою долю доходов от такого рода сделок. Там, где получило распространение присвоение должностей, патримониальные чиновники могут быть уволены лишь в том случае, если правитель возместит им сумму, выплаченную за право занимать должность...
Правитель обладает максимальным контролем над вооруженными силами и управленческим персоналом, когда они состоят из лично зависимых от него людей и содержатся за счет его собственных ресурсов. Такой максимальный контроль служит препятствием эффективному управлению обширной территорией, поскольку затраты при этом превосходят возможности даже самого могущественного монарха. Более того, опора исключительно на личные инструменты власти может поставить под угрозу господствующее положение правителя, так как существует вероятность выступления против него всех подчиненных единым фронтом. Если патримониальный правитель расширяет сферу своего господства, он вынужден передавать властные полномочия, наделяя чиновников бенефициями в обмен на службу. Во всех патримониальных государствах прошлого происходила децентрализация, которая была обусловлена борьбой за власть между правителем и его чиновниками...
Однако патримониальные правители не принимают безропотно такое раздробление своей власти. Даже там, где власть должна быть децентрализована, правитель сохраняет возможность утвердить свою волю. Когда возникают новые административные проблемы, которые лежат за пределами полномочий существующих должностных лиц, правитель может поручить их решение своим фаворитам и слугам. После смерти должностного лица правитель может вернуть себе его земельные владения и привилегии. Наследник обладателя бенефиция в большинстве случаев должен получить подтверждение своих прав со стороны правителя. Там, где такое подтверждение дается автоматически, привилегии присваиваются на постоянной основе. Но, если подтверждение не является автоматическим, правитель может использовать особые случаи, как, например, вступление на престол, чтобы отменить привилегии чиновников и перехватить инициативу. В странах Запада этот метод постоянно использовался при переходе от патримониальной к бюрократической администрации.
[Bendix R. Max Weber: An intellectual portrait. L., 1966. P.334-335, 344-348, 351-352. Перевод М.В.Масловского]