Обратная сторона Возрождения
Великий расцвет в истории человечества сопровождался и великой трагедией. Человек, каким его мыслили гуманисты, нашел свое воплощение в основном в искусстве, но не смог прочно утвердиться в реальной жизни. Возрождение «прославилось» своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийствами из-за угла, невероятной мстительностью и жестокостью, разгулом страстей.
Эра вольных городских коммун была кратковременной: их сменили тирании. Разбогатевшие предприниматели – банкиры и купцы – превращаются в новую аристократию. На родине Возрождения в эпоху ее расцвета рождаются новые династии, основателями которых часто становятся обыкновенные кондотьеры, т. е. предводители наемных отрядов, за деньги служившие тем или иным городам[13].
В век гуманизма, в век расцвета науки, поэзии, искусства, яд и кинжал часто определяют судьбу властителей и их приближенных. Даже Лоренцо Медичи, великий покровитель искусств и наук, прибегал к подобным средствам в борьбе с противниками.
Парадокс эпохи заключался в том, что «абсолютные злодеи», славящиеся своими зверствами, убийствами, различного рода извращениями, такие как Цезарь Борджиа или Сигизмундо Малатеста, в то же время были большими любителями и знатоками наук, искусства, людьми всесторонне образованными, разумными политиками. Так, Макиавелли восхищался волей Цезаря и видел в нем образец идеального государя.
Разгул страстей коснулся и самих гуманистов. Скандалы, потасовки, интриги и даже убийства из-за взаимного ущемления тщеславия были обычными явлениями и в среде видных деятелей Ренессанса. Известный художник Мазаччо, по свидетельству очевидцев, был отравлен своими соперниками. Скульптор Пьеро Торриджини в молодости в пылу ссоры обезобразил лицо Микеланджело[14]. Сам Микеланджело обладал таким неукротимым нравом, что внушал страх окружающим,
Противоречие эпохи заключалось в том, что возможности человека, возможности культуры, обнаруженные гуманистами, не смогли реализовать в реальной жизни. Бесчисленные войны, эпидемии, «светские привычки» духовенства, расправы с неугодными – все это давало возможность усомниться в Божественной природе человека.
Да и сама инквизиция, ославленная на все века, стала детищем исключительно эпохи Возрождения. Теряя свое влияние в духовной жизни, церковь таким образом пыталась упрочить своё положение. Официально инквизиция была учреждена в Испании в 1470 г., в Италии в 1542 г.
Можно сказать, что весь этот безграничный разгул страстей, пороков и преступлений являлся следствием стихийного индивидуализма эпохи Ренессанса, когда критерием поведения была сама же изолированно чувствовавшая себя личность.
Человек в эту эпоху, будь он гуманистом или таким же кровавым преступником вроде Цезаря Борджия, мечтал быть освобожденным от всего объективно значащего и признавал только свои внутренние нужды и потребности. В этом заключаюсь обратная сторона титанизма.
Иными словами, можно усомниться в осмысленности культурного выбора, сделанного гуманистами Возрождения, ибо практически все их достижения и открытия были забыты – реальная жизнь показала невозможность их осуществления[15]. Процесс первоначального накопления был связан с обеднением широких народных масс: усиление государства вело к росту налогов, что способствовало обострению социальной и классовой борьбы, тем не менее эпоха Ренессанса способствовала осознанию всей несправедливости существующей жизни и зарождению мечты о лучшем социальном устройстве, достойных людях, счастливой жизни.
Литература
1. Баткин Л.М. Леон Альберти и Леонардо да Винчи о жесте и живописи / Л.М. Баткин. – М. : РГГУ, 2002 – 64 с.
2. Гнедич П. П. Всемирная история искусств / П. П. Гнедич. М. : Вече, 2002 – 320 с.
3. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы / Л. Д. Любимов. М. : АСТ; Астрель, 2005 – 240 с..
4.Яйленко Е.В.Итальянское Возрождение / Е.В. Яйленко. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, образование, 2008 – 128 с..
КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ