Статья 21. Режимно-секретные подразделения
В органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, которые ведут деятельность, связанную с государственной тайной, с целью разработки и осуществления мероприятий по обеспечению режима секретности, постоянного контроля за их соблюдением создаются режимно-секретные подразделения, которые подчиняются непосредственно руководителю государственного органа, предприятия, учреждения, организации.
Создание, реорганизация или ликвидация режимно-секретных подразделений осуществляются по согласованию с исполнительным органом государственной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.
В органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях со значительным объемом работ, связанных с государственной тайной, вводится должность заместителя руководителя по вопросам режима, на которого возлагаются обязанности и права руководителя режимно-секретного подразделения.
В органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях с незначительным объемом работ, связанных с государственной тайной, где штатным расписанием не предусмотрено создание режимно-секретных подразделений, обеспечение режима секретности осуществляется лично их руководителями или специально назначенным приказом руководителя работником после создания необходимых условий, которые обеспечивают режим секретности. На них распространяются обязанности и права работников режимно-секретных подразделений.
Назначение лиц на должности заместителей руководителей по вопросам режима, начальников режимно-секретных подразделений, а также издание приказа о возложении на отдельного работника обязанностей по обеспечению режима секретности осуществляется по согласованию с исполнительным органом государственной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и режимно-секретных подразделений вышестоящих органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций.
Режимно-секретные подразделения комплектуются специалистами, которым предоставлен допуск к государственной тайне со степенью секретности «совершенно секретно», если характер выполняемых работ не требует допуска к государственной тайне со степенью секретности «особой важности». Если орган государственной власти, предприятие, учреждение или организация не ведет деятельность с секретной информацией, которая имеет степени секретности «совершенно секретно» и «особой важности», режимно-секретное подразделение такого органа, предприятия, учреждения или организации комплектуется специалистами, которым предоставлен допуск к государственной тайне со степенью секретности «секретно».
Основные задачи режимно-секретного подразделения:
а) недопущение необоснованного допуска и доступа лиц к секретной информации;
б) своевременная разработка и реализация вместе с другими структурными подразделениями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций мер, которые обеспечивают охрану государственной тайны;
в) предотвращение разглашения секретной информации, случаев потерь материальных носителей этой информации, завладения секретной информацией иностранными государствами, иностранными юридическими лицами, иностранцами, лицами без гражданства и гражданами Луганской Народной Республики, которым не предоставлен допуск и доступ к ней;
г) выявление и закрытие каналов утечки секретной информации в процессе деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций;
д) обеспечение установления мер режима секретности во время выполнения всех видов работ, связанных с государственной тайной, и во время осуществления внешних отношений;
е) организация и ведение секретного делопроизводства;
ж) осуществление контроля за состоянием режима секретности в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях и на подчиненных им объектах.
Режимно-секретные подразделения имеют право:
а) требовать от всех работников органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации, а также откомандированных неуклонного выполнения требований законодательства относительно обеспечения охраны государственной тайны;
б) принимать участие в рассмотрении проектов штатных расписаний органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий в части, которая касается режимно-секретного подразделения, вносить предложения относительно структуры и численности работников этих подразделений;
в) принимать участие в проведении аттестации работников, которые выполняют работы, связанные с государственной тайной, а также в рассмотрении предложений относительно выплаты в установленном нормативными актами порядке компенсации за работу в условиях режимных ограничений;
г) привлекать специалистов органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации к осуществлению мероприятий по охране государственной тайны;
д) осуществлять проверки состояния и организации работы по вопросам защиты государственной тайны и обеспечения режима секретности в подразделениях органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации, а также в подведомственных им учреждениях и предприятиях, давать соответствующие рекомендации;
е) осуществлять проверки соблюдения режима секретности на рабочих местах работников, которые имеют допуск к государственной тайне, содержимому спецхранилищ (помещений, сейфов, металлических шкафов, спецчемоданов, спецпапок и т.п.), наличия документов, изделий и других материальных носителей секретной информации;
ж) ставить вопрос перед руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации о назначении служебных расследований по фактам нарушений режима секретности и секретного делопроизводства, о привлечении лиц к ответственности согласно закону, а также давать рекомендации относительно обязательных для выполнения указаний руководителям подразделений органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий по вопросам обеспечения режима секретности;
з) принимать участие в служебных расследованиях, в установленном порядке требовать от работников органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации письменных объяснений относительно фактов разглашения ими секретных сведений, потери материальных носителей секретной информации, других нарушений режима секретности;
и) вносить предложения руководителю органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации о прекращении работ, связанных с государственной тайной, в структурных подразделениях, если условия для их выполнения не отвечают требованиям режима секретности; опечатывать помещение, где ведутся такие работы или хранятся материальные носители секретной информации;
к) получать от граждан, которым оформляются документы на допуск к государственной тайне, анкетные данные;
л) использовать средства связи и вести в установленном порядке почтово-телеграфную переписку с другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями и их режимно-секретными подразделениями по вопросам обеспечения режима секретности;
м) иметь печать с наименованием режимно-секретного подразделения, а также другие печати и штампы установленной формы.
Передача функций режимно-секретного подразделения любым другим подразделениям органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации не допускается.