Проблема власти, ее место в системе обществознания
Проблема власти вкл в себя совокуп вопросов: о природе и источниках власти; о функциях власти и способах ее осуществления (властвования); о носителях (субъекте) власти и ее объекте; о средствах (ресурсах) власти и ее границах; об основаниях (легитимности) власти; о роли ценностных (моральных, в первую очередь) регулятивов в осуществлении власти, в частности, об оправданности применения насилия, ограничений прав и свобод человека и т.п.
Совокупность общих признаков власти: 1) установление и поддержание порядка в обществе, ограничение беспорядка и рост структур;
2) наличие иерархии, т.е. «вертикали», вдоль которой складываются отношения господства и подчинения и возникают социальные позиции «верха» и «низа»;
3) власть как основание организации и управления в различных сферах жизни общества.
Понятие власти явл базовой категорией для всех наук об общ, составляя теоретико-методол основу анализа ключ тем: юриспруденция – гос, формы гос устройства, орг гос власти, прав основы и режимы ее осущ; эк наука – эк системы, гос регул эк, гос бюджет, финя и налоговая политика гос и т.п.; история – возник и разв гос, его истор типы, соц революции, роль выдающихся личностей; социология – социальная организация, элиты, социальное управление, бюрократия, социальные институты, лидерство, социальные конфликты; теория упр – орг, планир-е, контроль, руководство, принятие реш, специфика гос и муниц упр.
Полит наука рассматривает проблему власти, опираясь на совокуп опыт изуч этой проблемы общ науками. В полит науке сущ три основных концепции власти:
• субстанциальная, разработанная в начале ХХ в. М.Вебером,
• реляционная, в законченном виде представленная в работах М.Фуко,
• системная, разработанная в американской социологии (Т.Парсонс).
8. Субстанциальная концепция властиСубстанциальные подходы к осмыслению власти, в свою очередь, можно подразделить на :потенциально-волевые, инструментально-силовые и структурно-функциональные.
1.Потенциально-волевые концепции исходят из определения власти как способности или возможности навязывания воли каким-либо политическим субъектом. Такой подход был особенно влиятелен в традиции немецкой политической мысли. Гегель и Маркс, Фихте и Шопенгауэр, Ницше и Вебер использовали понятия «волевого свойства» или «волевой способности» в самых разных, порой даже когнитивно полярных определениях власти. По классическому определению Вебера, власть представляет собой «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чём такая возможность основывается». Строго говоря, такое определение власти при желании можно интерпретировать и как «волевое отношение», но акценты у Вебера, также как и у Гегеля или у Маркса, всё же смещаются на трактовку её как некоего потенциала политического субъекта, обладающего особыми субстанциональными качествами носителя власти.
2. Инструментально – силовые. Во многих волевых определениях и подходах к власти ставится вопрос о средствах её реализации и способах «распредмечивания». Одним из первых, кто определили власть как «силовое распредмечивание», а также обнаружил её важнейший признак в контроле над ресурсами, был в 30-е годы американский политолог Ч. Мерриэм. Это позволяет выделить специфическую инструментально-силовую концепцию власти, связанную прежде всего с англо-американской традицией. Уже в «Левиафане» Гоббса власть, которой обладает суверен, описывается не только как некий абстрактный потенциал, сколько как реальное средство принуждения, форма силового воздействия. Трактовки феномена власти как реальной силы (т.е. средства реализации воли) придерживаются и сторонники «силовой модели» власти англо-американской школы «политического реализма», которые и во внутренней (Д. Кэтлин), и в международной (Г. Моргентау) политике определяют власть как силовое воздействие политического субъекта, контролирующего определённые ресурсы и при необходимости использующего даже прямое насилие.
3. И, наконец, в современной политической теории разработаны системная и структурно-функциональная концепции власти, связанные, прежде всего, с работами Т. Парсона, Д. Итона, Г. Алмонда, М. Крозье и др. По Парсону, власть скорее всего представляет собой особенное интегративное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание её целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, а также обеспечивающее функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства.
9. Реляционные (англ. relation - отношение) концепциихарактеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агента ми, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. Можно выделить три основных варианта теорий реляционной интерпретации власти: теории “сопротивления”, “обмена ресурсами” и “раздела зон влияния”.
В теориях “сопротивления” (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен и др.) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта. Соответственно разрабатываются классификации различных степеней и форм сопротивления.
В теориях “обмена ресурсами” (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингси др.) на первый план выдвигаются ситуации, когда имеет место не равное распределение ресурсов между участниками социального отношения и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие“дефицитными ресурсами” могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.
Теории “раздела зон влияния” (Д. Ронг и др.) предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействий. Если в одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.