Универсальный организационно-правовой механизм сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
Проблема борьбы с угоном и захватом самолетов сохраняет свою остроту и актуальность на протяжении вот уже полувека. Это привело к принятию 14 сентября 1963 года в Токио Конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна. Конвенция распространяется на уголовные преступления, а также действия, которые могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна либо находящимся на его борту лицам или имуществу, либо действия, которые угрожают поддержанию должного порядка и дисциплины на борту.
В данной Конвенции впервые было дано определение одного из видов незаконного вмешательства, совершаемого непосредственно на борту воздушного судна – незаконного захвата воздушного судна (ст. 11). Однако Конвенция не квалифицирует подобные действия как преступление, а лишь ограничивается определением самого акта незаконного захвата. Кроме того, Конвенция 1963 года не содержит положений о выдаче.
Взрыв числа террористических действий против гражданской авиации в 1970 году вызвал более быструю и серьезную правовую реакцию со стороны международного сообщества. В рамках ИКАО были разработаны и приняты договоры, которые были призваны противодействовать экскалации террористического насилия:
Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года,
Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 года.
Основное значение этих договоров состоит в том, что они освободились от многих недостатков Токийской конвенции 1963 года, положения которой оказались малоэффективными в борьбе с незаконными захватами воздушных судов, диверсиями против авиатранспорта на земле и аналогичными преступлениями.
Конвенция 1963 года не квалифицировала действия направленные на захват воздушного судна как преступление. Кроме того, она не содержала эффективных мер по борьбе с угоном.
Гаагская конвенция 1970 года перенимает определение незаконного захвата из Токийской конвенции, но рассматривает эти действия как уголовные преступления международного характера (ст.1) и обязывает государства принимать в их отношении суровые меры наказания (ст.2). Наказанию подлежат и соучастники. Недостатком Гаагской конвенции является ограничение круга преступлений захватом и угоном воздушного судна.
Монреальская конвенция пошла в этом направлении еще дальше и детализировала те виды неправомерных действий, которые понимаются как незаконное вмешательство в деятельность гражданской авиации и, следовательно, являются уголовно наказуемыми.
Выдача регулируется на основе принципа «выдай либо накажи». Государство, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и не зависимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования.
В 1988 году в Монреале был принят Протокол «О борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Монреальскую Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации».
К недостаткам вышеуказанных конвенций следует отнести то, что 1) в них не содержится безусловного обязательства выдать преступника, а имеется альтернатива, 2) не был решен вопрос об ответственности государств, не соблюдающих принцип обеспечения безопасности воздушных сообщений.
Вхождение человечества в XXI век омрачено ростом террористической опасности, пополнившей собой каталог его глобальных проблем.
В тоже время международному сообществу до сих пор не удалось выработать общепризнанного определения терроризма. Различные определения, даваемые этому социально-политико-правовому явлению, обуславливаются различием подходов в понимании и оценках международного терроризма. Поэтому разработка всеобъемлющей антитеррористической конвенции отложена, по существу, на неопределенный срок. Более перспективным представляется уяснение содержания терроризма через элементы, его составляющие.
Историческая заслуга в формировании базисных параметров глобального антитеррористического сотрудничества принадлежит ООН. Среди последних достижений ООН – принятие Международных конвенций о борьбе с бомбовым терроризмом (1997 г.) и финансированием терроризма (1999 г.). В 2005 году принята Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма.
В правовой плоскости остаются нерешенными, по крайней мере, 2 взаимосвязанные между собой проблемы:
1) выдачи лиц, совершивших акт международного терроризма. На сегодняшний день вопрос о выдаче террористов, решается, как правило, на основании двусторонних договоров о выдаче. Если страны заключили такой договор, то выдача осуществляется правовыми средствами, если нет такого договора – то либо политико-дипломатическими средствами, либо вообще не осуществляется;
2) международно-правовой ответственности государств за непринятие должных мер по противодействию этим процессам.
Если бы государствам удалось заключить договор об обязательной экстрадиции террористов наиболее пострадавшей стороне, отказ в выдаче повлек бы за собой международно-правовую ответственность государства. Например, государства-члены Совета Европы еще в 1977 году признали, что экстрадиция является наиболее эффективным способом борьбы с терроризмом, приняв соответствующую Конвенцию.