Административное право: понятие, предмет и метод правового регулирования, принципы, источники, система, основные институты.
Административное право — отрасль российского публичного права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.
Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.
Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.
Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.
МЕТОД
Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:
1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;
2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;
3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Для административного права характерны методы распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты). Одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне. Последняя обязана подчиниться предписаниям. Такого рода полномочия не могут находиться в распоряжении обеих сторон; иное превратило бы их в равноправных субъектов. Административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления). Подобного рода отношения всегда предполагают известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле, выразителем которой является тот или иной субъект исполнительной власти (исполнительный орган).
Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.
В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права:
- Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
- Административное правонарушение и административная ответственность
- Административное наказание
- Назначение административного наказания
Принципы административного права — это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся.
1. Принцип равенства перед законом.
2.Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.)
3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
4.Принцип обеспечения законности :лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом
5.Принцип разделения властей —Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.
6.Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.
7.Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования.
8. Принцип ответственности. Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.
Орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.
Исполнительная власть | |||
Федеральный уровень | 1.Министерства, службы и агентства,подотчетные Президенту РФ(военно-политический блок): МИД России, ФСО России, Минобороны и др. 2. Правительство РФ(блок социально-экономического развития): а) министерства, службы и агентства РФ: * отраслевые (Минкультуры России, Минтруда и соцзащиты России,Минприроды,Минсельхоз и др.) * межотраслевые(ФМС России и др.) б) министерства РФ: *региональные министерства: - Министерство РФ по развитию Дальнего Востока; - Министерство РФ по делам Северного Кавказа;
| ||
Региональный уровень | 1.Главы субъектов РФ (Аппарат) 2. Правительства субъектов РФ в составе: - министерств, служб, агентств субъектов РФ ИЛИ -администрации субъектов(управления,департаменты,отделы, службы) 3.Москва: - Мэрия(Правительство Москвы); - префектуры - управы -префектуры; -управы |
Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной: она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов.
Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:
- издание правовых актов управления;
- использование распорядительных и контрольных полномочий;
- заключение административных договоров;
- проведение организационных мероприятий.
Согласно Конституции (ст.ст. 71-73) деятельность органов исполнительной власти осуществляется в пределах ведения РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов Федерации и в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ. К ведению РФ отнесено установление системы федеральных оранов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формиование федеральных органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной