Конституционное право: понятие, предмет и метод правового регулирования, принципы, источники, особенности, основные институты.
Конституционное право - это ведущая отрасль российского публичного права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и систему местного самоуправления.
Предмет конституционного правасоставляют правоотношения, которые регулируются конституционными нормами. Такие отношения в обязательном порядке складываются в процессе взаимодействия общества и государства. Конституционное право, как и любая отрасль российского права, имеет самостоятельный специфический метод отрасли, с помощью которого происходит регулирование общественных отношений.
Метод конституционного права:
В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер. А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.
Конституционное право, как отрасль права использует различные способы воздействия на общественные отношения, а именно предписание, запрет, дозволение.
Внутри конституционного права с учетом функционально-предметной специализации обособляется прежде всего его общая часть - совокупность конституционных принципов, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. К ним относятся положения глав 1,2,9 Конституции РФ, закрепляющие основы конституционного строя, правового статуса индивидов, их объединений, народов Российской Федерации, государственных учреждений, устанавливающие исходные начала отношений этих субъектов между собой, определяющие назначение конституционного законодательства, его иерархию и т. д. Таким образом, общеконституционные принципы, интегрируя общество, государство, национальное право, объединяют в единое целое и само конституционное право.
Основными принципами конституционного права являются:
· принцип федерализма,
· защиты прав и свобод личности,
· разделение властей,
· республиканской формы правления,
· народного суверенитета.
Институты:
1) основы конституционного строя;
2) основы правового статуса человека и гражданина;
3) федеративное устройство государства;
4) систему государственной власти и систему местного самоуправления.
Источниками конституционного права являются:
-Конституция РФ
-ФЗ
-Законодательства субъектов РФ
-решения конституционного суда
-нормативные договоры и нормы международного права
-акты органов мсу
-кроме того нетрадиционными источниками выступают конституционные обычаи, ратифицированные РФ международные договоры
-общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащие все нормы конституционного уровня.
По юридической силе все источники подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Законы бывают конституционные и обычные.
Следует выделить нормативные правовые акты, действующие на всей̆ территории Российской̆ Федерации, и акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного субъекта Федерации.
Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
В ст.1 Конституции РФ провозглашается: Российская Федерация - Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспечиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ — ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения. С.к. включает в себя преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда С.к. охватываются и приложения:
-Глава 1 Основы конституционного строя
-Глава 2 Права и свободы человека и гражданина
-Глава 3 Федеративное устройство
-Глава 4 Президент РФ
-Глава 5 Федеральное собрания
-Глава 6 Правительство РФ
-Глава 7 Судебная власть и прокуратура
-Глава 8 МСУ
-Глава 9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Порядок принятия Конституции Российской Федерации определялся Указом Президента Российской Федерации «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993 г.
Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет:
-свобода хозяйственной деятельности;
-разнообразие и равенство всех форм собственности, ее неприкосновенность;
-защита конкуренции;
-единство экономического пространства.
Социальные конституционные основыотражаются:
-охраны здоровья и система здравоохранения;
-основы трудовых нрав и охраны труда;
-охрана института семьи, социально незащищенных граждан и система их поддержки и социальных служб;
-пенсионное обеспечение.
РФ-федеративное государство. Согласно статье 5:
1.Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2.Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3.Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4.Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Для определения результатов выборов в Российской Федерации применяются все основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Суть мажоритарной избирательной системы заключается в том, что из нескольких кандидатов побеждает кандидат, получивший на выборах большее количество голосов избирателей. При этом в России используются две разновидности мажоритарной избирательной системы: выборы части депутатов представительных органов государственной власти многих субъектов РФ осуществляются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (для победы кандидату достаточно получить простое большинство голосов по сравнению с другими кандидатами), а выборы Президента РФ, глав многих муниципальных образований осуществляются по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства – здесь для победы на выборах простого большинства голосов недостаточно, необходимо получить как минимум 50 % плюс один голос (если в первом туре выборов абсолютного большинства не набирает ни один из кандидатов, то проводится второй тур, в который выходят два лучших кандидата).
При использовании пропорциональной избирательной системы депутатские мандаты в представительном органе распределяются в зависимости от количества голосов, отданных избирателями за тот или иной список кандидатов (при выборах должностных лиц эта система неприменима). Очевидно, применение данной избирательной системы в чистом виде предполагает наличие в государстве развитой партийной системы, сильных и авторитетных политических партий.