Административная реформа: концепция и механизмы реализации.
Административная реформа - цепь последовательных, поэтапных шагов, позволяющих внедрять новые принципы, методы, структуры без нарушения управляемости.
в решающей степени повышение эффективности управления зависит от обоснованной системы исполнительной власти, структуры ее органов, четкой дифференциации их правового статуса».
Главной целью административной реформы является преобразование системы и порядка работы органов исполнительной власти, которое сориентирует их деятельность, прежде всего, на реализацию интересов населения. Административная реформа направлена на повышение качества государственных услуг, оптимизацию функций органов исполнительной власти, ликвидацию возможностей для коррупции.
Направления:
· Управление по результатам
· Стандартизация и регламентация
· Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров
· Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме
· Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции
· Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества
· Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти
ЭТАПЫ:
1. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 – 2004 гг.»
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства;
- исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
- развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
- организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
- завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 -2010 гг. Предусматривает:
· управление по результатам,
· внедрение стандартов государственных и муниципальных услуг,
· разработку и внедрение административных и электронных административных регламентов,
· повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд,
· создание и реализацию особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах,
· создание механизмов досудебного обжалования и административного судопроизводства (административной юстиции),
· завершение пересмотра избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти и устранения неэффективного государственного вмешательства в экономику,
· реформа контрольно-надзорных органов,
· реформирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
· обеспечение прозрачности и эффективности взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.
Основным критерием преобразований объявлена экономия расходов на государственное управление. Главное - не дублировать деятельность различных органов исполнительной власти и экономить, избегая неоправданных расходов.
3. Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1021-р (ред. от 28.08.2012) <Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции>
Направления
· реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг;
· оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
· совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных сферах общественных отношений;
· развитие механизмов, направленных на управление процессом реализации настоящей Концепции.
Целью управления по результатам является внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в органах власти всех уровней.
ТРИ этапа управление по результатам:
1. Определение результатов (планирование деятельности);
2. Управление по ситуации (оперативное управление, управление по дням);
3. Контроль за результатами.
Административная реформа проходит неотрывно от реформы государственной службы, так как она играет ключевую роль в сфере государственного управления. Существует прямая зависимость между результативностью деятельности отдельного государственного служащего и оптимизацией обеспечиваемых функций ведомства. В этой связи логичным будет вывод, что именно чиновничий аппарат и является двигателем проведения данной реформы.
Регулирование служебной деятельности государственных служащих проводится не только с помощью формальных инструментов, но и с использованием таких неформальных механизмов как:
· общественное мнение о поведении того или иного служащего, его одобрение или неодобрение;
· контроль за репутацией (репутация это один из важнейших элементов человеческого капитала, в последствии он может быть востребован после завершения карьеры политика или государственного служащего);
· наличие индивида или групп людей, с которыми производят соотношение своих действий с целью получения положительной оценки.